Почему решил об этом написать? Наболело. Надоело выбрасывать деньги на ветер, покупая товары низкого качества. Это происходит не потому, что я пытаюсь сэкономить, покупая всё самое дешёвое. Хочется купить нормальные материалы, с которыми удобно работать, которые прослужат долго. Пусть даже по более высокой цене. А в продаже преобладает продукция низкого качества. И если в крупных городах есть из чего выбирать, то в регионах ассортимент гораздо хуже. Но всё по порядку.
Жене от деда остался дом в деревне. Дом очень старый, требует постоянного ремонта. Плюс огород, в котором тоже постоянно нужно что-то, извиняюсь за тавтологию, городить. Соответственно, так же постоянно приходится покупать небольшие количества разных строительных материалов. Пару недель назад понадобилось купить банку битумной мастики. Поехал на ближайший строительный рынок. Захожу в павильон с профильной тематикой, спрашиваю мастику. Продавец даёт банку. Производитель незнакомый. Потряс. Внутри явно не мастика - что-то плещется как вода. Делюсь своими сомнениями с продавцом, спрашиваю что-нибудь более приличного качества и получаю в ответ, с обидой в голосе: "Больше ничего нет. Все просят подешевле, вот я и привожу только самое дешёвое".
И это не единичный случай. Строительные рынки и магазины, в том числе крупные торговые сети, торгуют большим количеством стройматериалов низкого качества, но зато дешёвых. Почему так происходит? Спрос рождает предложение. Основными покупателями данных товаров являются прорабы небольших строительных компаний. Получив заказ и предоплату от клиента, который практически всегда является физическим лицом и платит наличными, они пытаются увеличить свою прибыль за счёт экономии на закупке строительных материалов. Им не важно где купить и какого качества - главное дешевле. Знаю это не понаслышке - несколько лет работал в интернет-магазине строительных материалов и инструмента.
Пескобетон для стяжки пола. Лет 10 назад стяжку можно было сделать пескобетоном М150. Сейчас он практически не продаётся, поскольку превратился фактически в песок с небольшим количеством добавок, поэтому спрос на него упал и вырос спрос на пескобетон М300. Который за эти годы тоже стал существенно жиже. Потом такая стяжка заливается сверху ровнителем пола, который называют ещё наливными полами, и получается пол, который уже через год может рассыпаться.
Электрические кабели. Спрос на дешёвые кабели привёл к тому, что производители начали занижать сечение токонесущей жилы. Написано, например, на бирке, которая висит на бухте кабеля, что его сечение 2,5 кв. мм, а на самом деле 2,3 кв. мм, а то и 2 кв. мм. И если жила цельнотянутая, её диаметр ещё можно померить микрометром и посчитать сечение, то многопроволочную жилу так с ходу уже не померить. Много раз нам звонили из отделов продаж каких-то непонятных заводов и предлагали такую продукцию. Не устраивает цена? Хотите дешевле? Скажите свою цену, и мы сделаем кабель под вашу цену. Не одну бухту, конечно, а вот если километров 10 - легко. Проблема с занижением сечения кабеля касается не только бытовых кабелей, но и промышленных - все тоже хотят подешевле. Ещё один способ уменьшить себестоимость кабеля - намотать его меньше, чем указано на бирке. Помню разговаривал наш директор с директором одного завода, почему на их барабане кабеля было меньше, чем указано в паспорте, на что получил ответ, что они наматывают кабеля на 5 % меньше, чем указано в паспорте. Было это лет 8 назад. Очень надеюсь, что за прошедшие годы ситуация изменилась к лучшему.
Неделю назад вызывал замерщика - нужно поставить примерно 30 метров забора из сетки-рабицы. Он посмотрел, померил и говорит, что из рабицы они заборы больше не делают. Качество сетки сейчас настолько низкое, что работать с ней невозможно. Вместо неё они используют оцинкованную сварную сетку.
Так же и с красками. Есть, конечно, гарантированно качественная продукция, но стоит она дорого. Несколько раз была такая ситуация, что нужно было покрасить небольшое количество деревянных брусков, просто чтобы не гнили. Покупать для этого ведро краски 5 кг за 4 000 руб. - не вариант. А вот банка ПФ-115 примерно на килограмм - самое то. Каждый раз просил дать краску нормального качества, благо делают её десятки заводов по всей стране в огромных количествах. С каждым годом качество было всё хуже. Последний раз покупал на рынке 3 года назад. Покрасил бруски - через 3 дня краска ещё не высохла. Наносилась она плохо. Пока сохла, сильно поменяла цвет. Когда после этого понадобилось покрасить туалет уличный, который типа сортир, с выгребной ямой, пришлось несколько дней просидеть в интернете, чтобы по отзывам покупателей найти ПФ-115 более-менее приличного качества. Потому что использовать для этого дорогую качественную краску опять же никакого смысла нет. Краска держится, кстати, уже 2 года, и пока без нареканий.
И так практически по всему спектру товаров. Взять, к примеру, рубероид. Ещё с советских времён привык, что это нормальный недорогой кровельный материал. Понадобилось перекрыть крышу на террасе. По привычке купил рубероид. Покрыл внахлёст, чтобы 2 слоя получилось. Приезжаю весной - рубероид порвался во многих местах, как бумага. Пришлось долго читать отзывы в интернете, искать, что есть нормального качества. Получилось дорого, 1000 руб/рулон 10 кв. м. , но зато уже 6 лет прошло, и проблем пока нет.
С пиломатериалами тоже интересно. Понадобилось сделать перегородку на летней кухне. Прикинул, что 90 см ширина в самый раз будет, учитывая, что самая распространённая доска 150х25. Купил несколько досок. Поставил. Не складывается. Меряю ширину досок - 145 мм. вместо 150 мм. Тоже самое и с толщиной. И это ещё не всё. Знающий человек говорил, что на строительных рынках зачастую торгуют пиломатериалами из сухостоя, выдавая их за нормальные. Ладно перегородка. Пусть даже из сухостоя. Что с ней будет? Но ведь кто-то из такого материала, ничего не подозревая, дом себе построит.
Стандартный лист оргалита имеет размеры 1,22х2,44 м. Но, если сделать его 1,22х2,08, себестоимость будет меньше, цену можно сделать ниже, соответственно, и продаваться он будет лучше. Заметить это при покупке практически невозможно. Листы 1,22х2,44 уже несколько лет в продаже не вижу.
Был в крупном сетевом магазине. Смотрю, стоит на витрине монтажная пена ну очень дешёвая. Беру в руки баллон - а он весит практически как пустой. Вот и весь секрет низкой цены.
Список товаров, для которых в процессе изготовления были применены технологии оптимизации себестоимости с целью снижения цены, огромный. И как быть в этой ситуации? Ведь не может среднестатистический человек разбираться во всех строительных материалах. Ходить за кабелем с микрометром, за пиломатериалами с рулеткой, а за монтажной пеной с весами? Читать отзывы в интернете? Ну нашёл ты по отзывам пескобетон хорошего качества. Если тебе нужно 10 тонн, не проблема. А если 2 мешка? Ехать за ним за 20 а то и за 50 км? Ведь далеко не факт, что ты сможешь его найти поблизости. И даже если нашёл что-то качественное, не факт, что в следующий раз качество будет таким же. Менял проводку в доме. Купил NYM 3х6 нормального завода. Когда через пару лет понадобился ещё кусок этого кабеля, купил того же производителя. Принёс, положил рядом с куском, который от старой бухты остался. Даже визуально было видно, что кабель стал тоньше.
Парадокс. Казалось бы, производители должны заботиться о своём имидже, ведь если тебе один раз попался некачественный товар, второй раз его не купят. Однако этого не происходит. Преобладает желание заработать сейчас.
Другие темы:
Всемирный долгострой. Топ-10
Анализ зависимости между уровнем вакцинации и количеством заболевших COVID-19 в Европе на 22 ноября 2021 г.
Как нами манипулируют маркетологи.
Майк Омер. "Внутри убийцы". Триллер. Рецензия на книгу.
Путешествие на Кавказские Минеральные воды. Кисловодск.
Почему профессиональных спортсменов бьют на улице?
Игры разума. Часть I. Оптические иллюзии.