Найти в Дзене
Неальтернативная история

Каких татар уничтожил Чингисхан, если, согласно летописям, на Русь пришли именно татары?

Оглавление
кадр из фильма "Тайна Чингис Хана", 2009
кадр из фильма "Тайна Чингис Хана", 2009

Снова я обращаюсь к теме взаимоотношений монголов Чингисхана и татар.

Сейчас хочу рассмотреть вопрос, каких же татар уничтожил Чингисхан, о чем пишет "Сокровенное сказание монголов", если, согласно русским летописям, например, "Ипатьевской летописи", на Русь пришел Батый ни с какими не монголами, а с татарами.

Китайцы знали, кто такие монголы

Бытует мнение, что путаница между "монголами" и "татарами" в китайских хрониках кроется в том, что всех северных кочевников без разбора они называли "татарами", а позже, уже при Чингисхане, перенесли на них принятое татарами имя "монголы".

Нет. Это не так. Не всех северных кочевников китайцы называли татарами. Не всех и не всегда.

Живших по Амуру в западной Манчжурии потомков дунху (東胡, буквально "восточные варвары") с конца I тысячелетия до н.э. китайцы называли "сяньби" (鮮卑), а позже "шивэй" (室韋). Этот народ, разбитый хуннами, во II веке до н.э. откочевал еще дальше на восток к Ляодуну.

К концу IV века сяньбинский союз стал известен как кидани (契丹), народы же, имеющие предками шивэй, китайцам пришлось условно делить их на "больших шивэй", "западных шивэй" и пр.

Вот, что пишет о народах шивэй "Старая история династии Тан" (Цзю Тан Шу, 唐書). "Шивэйцы относятся к отдельной ветви киданей. Живут к северу от Наоюэхэ [река Туньхэ или Танванхэ, северный приток Сунгари]". И далее: "К северу от нобэйчжи-шивэй, севернее больших гор, имеются кочевья да-шивэй [большие шивэй]. Эти кочевья живут по реке Ванцзяньхэ. Река вытекает из озера Цзюйшу [Далай-нор], лежащего на северо-восточной границе туцзюэсцев, извиваясь, течет на восток, проходит по землям си-шивэй [западные шивэй], далее на востоке течет к северу от мэнъу-шивэй и к югу от лоцзу-шивэй".

Здесь интересен также этноним "мэнъу-шивэй", который ученые считают первым достоверным упоминанием монголов в китайских источниках. Позже этот этноним утвердится в форме "мэнгу" (蒙古), сохранившейся и в современном китайском языке.

Китайцы знали, кто такие татары и не путали их с монголами

Упоминаемые в "Старой истории Тан" (Цзю Тан Шу) "туцзюэсцев" исследователи отождествляют широком смысле с тюрками, жившими западнее киданей.

Однако источник не называет "туцзюэсцев" (тюрков) "татарами".

Вообще, в китайских источниках этноним "татары" впервые появляется в конце IX века. Сыма Гуан в летописи "Помогающее в управлении всепронизывающее зеркало" (Цзы чжи тун цзянь, 資治通鑑) приводит сведения о посольстве кыргызского полководца Табу Хэцзу в 842 году (имеются в виду, конечно, енисейские кыргызы). Он пишет: "Раньше направляли Дулюй Шихэ преподнести [императорскому двору] принцессу и вернуть ее [династии] Великая Тан. До настоящего времени не слышали никаких известий и не знаем добрались ли [они] или были перехвачены врагами". Также кыргизские послы сообщили: "Собираемся переселяться и занять [земли на] реке Хэло, поселившись в прежней стране уйгуров. Уже присоединили и завладели Аньси, Бэйтином и татарами с прочими - всего пятью племенами".

То есть ни кыргызы, ни китайцы не путали татар с прочими народами, но выделяли их среди прочих племен. Они называли их "та-та" по названию реки, где некогда проживал этот народ.

Как татары перестали быть лишь племенем

Расширение понятия "татары" до полиэтничного приходится на XI век.

В 874 году в Китае началась смута, известная как "восстание Хуан Чао", приведшая к гибели династии Тан. Это время в китайской истории принято называть "Пять династий". В ходе войны с Хуан Чао правительство Тан заключило союз с кочевниками из так называемой конфедерации шато, в составе которой были и татары. Однако получилось так, что кочевники разбили не только Хуан Чао, но и Тан, а затем начали создавать свои "династии".

На то, что татар в нанятой танцами армии кочевников была лишь часть, указывает Сыма Гуан в "Цзы чжи тун цзянь". "Цюй Чжэнь и Ли Юцзинь прибыли в Дайчжоу и стали вербовать войска. Через 10 дней их набралось 30 тысяч человек из различных варваров северной стороны … Ли Юцзинь отправил 500 конников, чтобы доставить императорский указ к татарам, которые вышли им навстречу. А Ли Кэюн возглавил 10 тысяч человек из племени татар, которые следовали за ним".

Вероятно, татары занимали главенствующее положение в сборной армии, поэтому всю ее стали называть татарской, хотя собственно татар с ней было меньшинство, четверть, по данным Сыма Гуан. Так имя "татары" из названия конкретного племени превратилось в некий политоним для военного конгломерата разных кочевых племен.

В качестве аналогии можно привести пример, что напавшая на СССР в Великую Отечественную войну армия также была полиэтничной. Но именно название "немецко-фашистская армия" превратилось в своеобразный политоним, объединяющий воюющих против СССР этнических немцев, австрийцев, болгар, румын, латышей и других.

Как не-татары стали татарами

По окончании эпохи "Пяти династий" на юге Китая была образована империя Сун с правящей династией Чжао, а на севере - киданьская империя Ляо.

И вот здесь начинается настоящая путаница.

Кидани с давних времен использовали для своих западных кочевых соседей собирательный термин "цзубу", обозначавший кочевников на территории Монголии и Южной Сибири. Китайцы же стали использовать термин "татары" не только в этническом, но и политическом контексте для обозначения всей полиэтничной массы кочевников.

Вследствие взаимозаимствований из источников Сун и Ляо "татарами" начинают называться племена, называемые "цзубу", и наоборот. В документах Ляо переводили "татары" сунских источников как "цзубу", а "цзубу" ляоских документов были переведены в сунских как "татары".

Так "татарами" стали, например, онгуты - образовавшие род шато потомки хуннской Юэбани. Проживавшая в киданьской среде часть онгутов стала называться онгудами, но в документах Ляо они именовались "белые цзубу", что было переведено на китайский как "белые татары". Заметим, отгуты татарами никогда не были, но сохраняли свое историческое самоназвание.

Каких татар уничтожил Чингисхан

Казалось бы, вот доказательство, что китайцы всех северных кочевников без разбора называли "татарами". Это, кажется, и объясняет тот факт, что, например, летопись "Полное описание татар" (Мэн-да бэй-лу, 蒙韃備錄, 1221 год) указывает: "Имеется 3 рода: Черные, Белые и Дикие татары. Император Чингис и все его полководцы являются Черными татарами".

Согласен, это китайцы написали, что Чингисхан был из Черных татар. Они вообще много, чего писали. В конце концов, и на заборах тоже многое пишут.

Но ведь и сами кочевники в отношениях с Китаем относили себя к татарам, возможно, во избежание путаницы. Так, например, хан Тоорил, известный как Ван-хан, принимая титул "Ван", называл себя "правителем татарским племени кереитов". А по сведениям Рашид-ад-Дина, полководец Субэдэй называл себя "человеком татарским".

Всему этому может быть очень простое объяснение.

Китайская летопись "Сведениях о черных татарах" (Хэй-да ши-люэ, 黑鞑事略) пишет, что Чингисхан принадлежал к Черным татарам. Черные татары находились в подчинении у Белых татар. Но, освободившись от зависимости, Черные татары возвысились, и сами, в свою очередь, подчинили Белых татар.

Белыми татарами или Белыми цзубу, как показано выше, назывались потомки царствующего в Тюркском каганате рода шато Ашина.

Племя татар, призванное с шато правительством Тан, усилилось настолько, что китайцы передали его имя всей кочевой тюркоязычной конгломерации. Таким образом, в понимании китайцев, во времена Чингисхана именно племя собственно татар являлось наследниками правящего дома шато, то есть Белыми татарами, о которых пишет "Хэй-да ши-люэ". И именно это племя, вероятно, и было истреблено Чингисханом.

Однако их имя "татары" уже прочно укрепилось как в китайском, так и персидском обороте для обозначения всей кочевой конгломерации. От последних оно попало и к русским, что это те же самые татары, которые разрушили Хорезм. И уже неважно, как они себя называли сами, ведь все остальные называли их татарами.