Найти тему
13 стульев

Как одевались полные дамы в начале 19 века, когда в моде был стиль «a’ la sauvage» и ампир

Стиль, который был предвестником ампира, так любимого Жозефиной Богарне, предполагал использование легких, воздушных тканей, струящихся и ложащихся по фигуре мягкими складками, словно хитоны на античных статуях.

Жак-Луи Давид, Портрет госпожи Хэмелин. Национальная галерея искусства, Вашингтон. И портрет мадам Генриэтты де Верниньяк – Жак Луи Давид
Жак-Луи Давид, Портрет госпожи Хэмелин. Национальная галерея искусства, Вашингтон. И портрет мадам Генриэтты де Верниньяк – Жак Луи Давид

На портрете дамы изображены в типичном платье шмиз: мягкие, ниспадающие складки ткани, высокая талия под грудью и глубокий вырез.

Раньше, глядя на портрет я сочла бы, что дама не одета и изображена в ночной рубашке. На самом деле на ней шмиз («chemise») . Шились такие платья из муслина или кисеи.

И прически делали тоже на греческий манер: высоко забранные волосы, слегка завитые волосы, словно, случайно выбившиеся из прически.

Дочитав статью до конца, вы сможете увидеть реальный пример, как могло выглядеть платье в стиле ампир.

А вот более известный портрет:

 Франсуа Жерар, Мадам Рекамье. Музей Пти Пале, Париж. Жюли Рекамье - известная красавица, хозяйка знаменитого литературно-политического салона в Париже,
Франсуа Жерар, Мадам Рекамье. Музей Пти Пале, Париж. Жюли Рекамье - известная красавица, хозяйка знаменитого литературно-политического салона в Париже,

Платье шмиз из легкой белой ткани с большим вырезом, плечи почти обнажены. Волосы собраны в пучок, а нарочито небрежные локоны завиты. Платье дополняет шаль. Надо заметить, что шали были очень популярны в то время. Кашемировые шали стоили они целое состояние.

Все это хорошо смотрелось на девушках и молодых дамах.

Фрагмент французской карикатура «Три грации» времен директории на фоне фонтанов Петергофа. Коллаж автора.
Фрагмент французской карикатура «Три грации» времен директории на фоне фонтанов Петергофа. Коллаж автора.

Излишним худышкам тоже приходилось туго. Одежда без корсета шла далеко не всем. На карикатуре те, кто не мог похвастаться фигурой «90-60-90» изображены как мужчины, надевшими, по недоразумению женское платье. (Мне кажется или средней даме пририсовали бакенбарды?)

А что делать тем, кто уже не молод или не может похвастаться стройными формами?

Женщины всегда хотят выглядеть красиво и одеваться по моде. Лайк, если согласны с этим.
Женщины всегда хотят выглядеть красиво и одеваться по моде. Лайк, если согласны с этим.

Им тоже хотелось следовать моде, а не носить бабушкины фижмы и корсеты. К счастью стиль модных в то время нарядов подразумевал талию под грудью, поэтому не совсем тонкую талию можно было скрыть драпировками. Глубокий вырез платья делал акцент на грудь, поэтому дамам с формами не приходилось прибегать к ухищрениям и делать накладную грудь из воска.

Жак-Луи Давид, Герцогиня Орвилльерская. Лувр, Париж.
Жак-Луи Давид, Герцогиня Орвилльерская. Лувр, Париж.

Дама уже в возрасте. Изображена в простом темном платье с большим белым воротником. Ее наряд дополняет кружевная шаль. Волосы коротко острижены и завиты.

Роберт Лефевр. Портрет женщины. Музей изящных искусств. Хьюстон.
Роберт Лефевр. Портрет женщины. Музей изящных искусств. Хьюстон.

Дама на портрете Лефевра очаровывает своей красотой, несмотря на полноту рук и шеи.

Волосы высоко причесаны, короткие локоны завиты, создавая модный силуэт головы.

Жан Огюст Доминик Энгр, Мадам Ривьер. Лувр, Париж.
Жан Огюст Доминик Энгр, Мадам Ривьер. Лувр, Париж.

Мадам выбрала для платья шмиз белую ткань, но более плотной фактуры, типа атласа. Лиф удачно подчеркивает бюст, а складки платья скрывают полноту. Наряд дополнен кашемировой шалью. Прическа по моде: волосы уложены на греческий манер, небрежные завитки волос обрамляют лицо.

Стоит обратить внимание на украшения. В моде простота, драгоценные камни и бриллианты спрятаны в шкатулки.

Жан Огюст Доминик Энгр, Мадам Панкук,
Жан Огюст Доминик Энгр, Мадам Панкук,

И опять мы видим, что муслин и кисея сменяются более плотными тканями, в моде шали из кашемира.

-9

Молодая дама не может соперничать в стройности с мадам Рекамье, но тем не менее очаровательная в темном платье в стиле ампир. Ее модный образ дополняют простые украшения (возможно из коралла, крестовика или яшмы). Высокая прическа и завитые короткие локоны.

В работе над статьей были использованы личные фотографии и портреты, хранящиеся в Лувре, Национальном музее и музее изящных искусств Хьюстона США.