В предыдущей статье были описаны самые простые способы тонирования бересты - осветление и затемнение естественной окраски. Сейчас рассмотрим способы именно окрашивания бересты в разные оттенки с применением красящих веществ. Именно оттенки - основной цвет хорошо прокрашенной бересты в любом случае будет коричневым, чем бы её ни красили.
Начнём с окрашивания натуральными красителями, поскольку сейчас в моде всё экологичное (о том, что же такое экология и экологичный продукт, советую почитать эту и эту статьи).
Вываривание в травах - самый экологичный и романтичный способ окрашивания. Так как все травки что-нибудь да лечат, назовём это отвариванием в целебных травах. Для этого берём любую траву или листву, варим её так, чтобы вода очень сильно потемнела - это и будет краска из трав, в которой потом сварим бересту. Трава может быть любая, но есть нюансы. Некоторые широколиственные травы, вроде подорожника и лопуха, дают отвар с высокой кроющей способностью, но меньше впитываются внутрь. Подорожник, кстати, может дать сизый налёт холодного оттенка, этот налёт легко стирается, но если вы используете окрашенную им бересту не в прикладных изделиях, а при создании картины, то этот холодный оттенок может пригодиться. Листья черёмухи дают тёплый оттенок без налёта, ими можно окрасить почти дочерна.
Для того, чтобы вода быстро набрала цвет от травы, желательно варить сухую траву. Но не ту, что выгорела на солнце, а собранную вами и подсушенную в тени. Можно и свежую траву, но тогда её надо хорошенько помять, чтобы пустила сок, например, пропустить через мясорубку или использовать свежескошенную, налипшую на кожух бензокосы. Бывали времена, когда травы под рукой не было, и я красил бересту чаем. Также для лучшего навара я добавляю немного пищевой соды.
Если варить одновременно бересту с травой, нагревая постепенно, то береста будет очень долго набирать цвет. Для насыщенного оттенка нужно сперва сварить краску, вынуть траву, и только потом варить бересту. Сваренную бересту для просушки натягиваю на специальные пяльца, хотя иногда использую и подручные предметы - решётку радиатора отопления, спинку стула и т.д.
Вываривание без трав. Как уже писал в предыдущей статье, береста темнеет и от простого замачивания. Точнее, темнеет её жёлтая поверхность, которая когда-то соприкасалась с лубом, и чем больше на ней остатков высохшего берёзового сока, тем сильнее темнеет. При обваривании она темнеет ещё сильнее, а если варить долго, то ещё и из "окон" (характерные для бересты штрихи-щели, через которые берёза дышит) вывариваются дубильные вещества и добавляют насыщенности.
Если добавить соду, мыло, или стиральный порошок, то бересту и без трав можно выварить почти дочерна. После варки в мыле её будет трудно склеивать, зато она будет особенно эластичной. Я использую хозяйственное мыло.
Анилиновые и прочие красители. Можно использовать краску для ткани, но не ждите, что береста станет яркой. Жёлтая сторона всё равно будет коричневой, а белая сторона мало восприимчива к окраске. Но оттенки будут интересные, особенно если потом совместить их в одном изделии, и будет заметна разница между ними.
Также можно использовать строительные колеры, в сочетании с содой, но по силе окрашивания они уступают анилиновым краскам для ткани.
Марганцовка и лимонная кислота. Когда марганцовкой тонируют древесину, она буквально протравливает её, обжигает, и стереть её можно только наждачкой. Но береста не совсем дерево, она не прокрашивается марганцовкой глубоко, и марганцовка легко удаляется с помощью лимонной кислоты. Можно использовать и уксус, но лимонная кислота удобнее - не имеет резкого запаха, безопасна. Сочетание марганцовки и лимонной кислоты прекрасно подчёркивает рельеф на уже готовом изделии - углубления затемняются марганцем, выпуклости осветляются кислотой. Красить можно и кисточкой, и тряпочкой, прокрашивая всё подряд, а осветлять надо аккуратно, слегка протирая смоченной в растворе лимонной кислоты тряпочкой, желательно натянув её на ровную подложку вроде стирательной резинки, чтобы не проникала в углубления, иначе эти углубления придётся снова затемнять.
Мой уникальный секретный способ окрашивать бересту в зеленоватые оттенки. Оттенки получаются оливковые, можно сделать камуфляжный рисунок. Раскрыть секрет пока не готов, потому что я этим зарабатываю. Но обязательно сниму видео, как я это делаю, надеюсь это кого-нибудь вдохновит на собственные поиски уникальных рецептур.
Как не надо делать. Некоторые мастера в поисках рецептур окраски бересты совершенно зря химичат там, где можно без химии добиться лучшего результата. Например, некоторые трут бересту перекисью водорода, отбеливателями "Белизна" и "Персоль", солёной водицей и мелкой сухой солью, содой и т.д. Когда-то и я осветлял бересту тряпочкой, смоченной в ацетоне, а потом стал добавлять в ацетон дихлорэтан, вдыхая эту отраву ради вполне неплохого результата. Но потом понял, что все эти натирания эффективны исключительно за счёт механического стирания жёлтого налёта, а химические добавки служат либо смазкой, либо абразивом. Лучший результат осветления достигается при использовании смоченной в воде посудной губки.