13 июля 1965 года с 81-й площадки космодрома Байконур произведен запуск двухступенчатой ракеты-носителя «Протон», которая вывела на орбиту первый советский автоматический тяжелый научно-исследовательский искусственный спутник Земли с таким же названием.
Универсальная ракета была разработана в ОКБ-52 под руководством В.Н. Челомея.
Именно эта организация выдвинула идею создать целое семейство ракет-носителей различного диапазона. Их назвали «УР» (универсальная ракета) — с соответствующими индексами — лёгкие УР-100, средние УР-200, тяжёлые УР-500 и сверхтяжёлые УР-700. Это ракеты должны были быть унифицированы, так чтобы более тяжёлые стали сборкой более лёгких. Это упрощало создание и эксплуатацию и значительно удешевляло производство — можно было делать несколько разных ракет из одинаковых элементов.
Именно поэтому в 1961 году проект Челомея признали наиболее перспективным и дали задачу построить УР-200, а затем, с включением ОКБ-23 В.М. Мясищева, и УР-500. УР-500 была особенно важна, поскольку именно она должна была стать стратегическим носителем 150-мегатонной водородной бомбы. Принцип семейственности выполнялся неукоснительно, и первые две ступени УР-500 представляли собой четыре параллельных ступени УР-200. А вторая ступень пятой УР-200 играла роль третьей ступени УР-500. Чтобы не терять полезную нагрузку в такой сложной схеме, ОКБ перепроектировали ракету, сделав ступени последовательными.
Ракета проектировалась в строгом соответствии со стандартами эксплуатации, делать её должны были в КБ имени Хруничева, а затем в разобранном виде доставлять на Байконур — для окончательной сборки и запуска. Именно Байконур навсегда стал единственной стартовой площадкой для ракеты. Габариты блоков адаптировались к условиям транспортировки. Уже на этом этапе, несмотря на явную военную нацеленность — ракета должна была носить боевые заряды на расстояние в 12 тысяч километров — закладывались и возможности гражданского применения.
Двигателями для силовой установки УР-500 были жидкостные РД-253 — уникальные и не имеющие аналогов для своего времени. Они были созданы в начале 60-х под руководством академика Валентина Глушко — изначально для советской лунной программы. Споры с С.П. Королёвым вызвали некоторые их характеристики, и в первую очередь экология. Диметилгидразин (гептил) + тетраоксид азота (амил) были слишком ядовитым веществами, элементы которых могли нанести непоправимый ущерб почве, флоре и фауне, но благодаря им РД-253 были проще и эффективнее кислородно-керосиновых аналогов. На Н1 ОКБ-1 С.П. Королёва они не попали, там и их стали использовать только для военных нужд. На УР-500 РД-253 использовались только на первой ступени.
После того как военные отвергли УР-500 для использования в качестве межконтинентальной баллистической ракеты, сделав выбор в пользу более простого механизма, МБР Р-9 Королёва, стало ясно, что будущее детища ОКБ-52 в гражданском применении — как тяжелой ракеты-носителя.
В начале 1964 года на Байконуре начался монтаж взлётной установки для УР-500. 15 мая того же года состоялся первый пуск ракеты с наземным оборудованием. 16 июля 1965 года был произведён первый пуск новой двухступенчатой УР-500 с космическим аппаратом. Это был ИСЗ Н-4 № 1 «Протон-1».
Тяжёлая ракета-носитель «Протон» долгое время являлась главным «грузовиком» российского и мирового космоса и символом российской космической индустрии. За более чем 400 полётов эти РН выводили на орбиту не только всевозможную российскую полезную нагрузку, но и десятки зарубежных спутников, в том числе в 2017 году EchoStar 21 с рекордной массой в 6871 кг.
Сейчас пришла пора уступить дорогу более совершенным ракетам-носителям. В середине 2018 года «Роскосмосом» была поставлена задача полностью перейти на РН «Ангара». В декабре 2019 года прекратился выпуск первой ступени двигателей «Протона-М». Тремя месяцами ранее генеральный директор Центра им. Хруничева Алексей Варочко сообщил, что до конца 2021 года будет изготовлено 11 ракет «Протон-М», после чего производство будет прекращено. На 2021 год было запланировано три пуска «Протонов». В 2024 году на смену «Протонам» окончательно должны прийти РН «Ангара А5». Но при этом «Протоны» будут использоваться до полного замещения их функций и задач «Ангарами», поэтому срок выхода из эксплуатации может и поменяться.
Читайте также: Бундесвер 13 июля запустил работу штаба Космического командования.
Поставьте лайк - будем знать, что написать для вас в следующий раз
Подпишитесь на канал - наши статьи будут попадаться вам чаще
Поделитесь в соц. сетях - Спасибо!