Найти в Дзене

Откуда Русь усвоила традицию помещать образ Спаса Нерукотворного над городскими воротами и на воинских стягах

В первом зале Третьяковской галереи в особой витрине хранится замечательная двусторонняя икона домонгольских времен. Ученые считают, что написана она была в XII веке. Согласно преданию, образцом для мастера послужил список с и, конечно, не первый и не единственный, с того образа, который был создан самим Спасителем. Это одна из самых прекрасных икон даже среди домонгольских, представляющих собою истинные шедевры.

Грозен лик Христа с сурово сжатыми губами и отведенными от предстоящего Ему глазами. Уверенная и твердая рука мастера очертила ясными, словно по металлу резаными линиями темные, упругими волнами облегающие голову и четырьмя вьющимися прядями ниспадающие волосы. Золотые нити ассиста вплетены в эти пряди, и лик словно изнутри испускает свет. Крестчатый нимб — идеально вычерченный циркулем круг — вписан в почти квадратную доску с ковчегом. На фоне, или, как говорили наши иконописцы, в светах читаются четыре конца креста, направленные, словно лучи, на четыре стороны света, к которым обращен Божий Лик. Крест же свидетельствует о искупительной силе Распятия.

Спас Нерукотворный. Вторая половина XII века. ГТГ. Москва
Спас Нерукотворный. Вторая половина XII века. ГТГ. Москва

В верхних углах можно прочесть фрагментарно сохранившуюся надпись славянскими буквами — торжественным уставом, сделанную черной краской: «IC XC» — «Иисус Христос».

На иконе — только лик. Объяснение тому — история создания иконы, дошедшая до нас в чудесном церковном предании.

С 8 и по 45 годы по Рождестве Христовом правил небольшим государством Озроэной, расположенным в западной части Месопотамии, некто Авгарь V - Черный. Свое прозвание он получил потому, что был болен самой страшной формой неизлечимой болезни — черной проказой. Можно предположить, что все доступные средства были правителем использованы, но ничто не помогало. И тут узнал он от своих подданных, возвратившихся из Иерусалима, что появился там удивительный проповедник и целитель.

С письмом, в котором Авгарь приглашал Христа приехать в Эдессу и поселиться при дворце, был послан придворный живописец Анания.

Посланец безуспешно пытался пробиться к Спасителю сквозь окружавшие Его толпы народа или хотя бы сделать наброски Его Лика. Но ничего у него не получилось, потому что он не мог рассмотреть сияющий, как солнце, лик Христа. Иисус Сам подозвал его, послав апостола Фому. Поехать в Эдессу Спаситель отказался, но обещал спасти Авгаря от неизлечимой болезни. Он попросил принести Ему воду и чистое полотенце — убрус. Омыв лицо, Господь отер его убрусом, и на ткани непостижимым образом возник Божественный Лик, исполненный благодати.

Получив это свидетельство милости Божией, правитель Эдессы получил облегчение болезни (позднее его окончательно вылечил один из посланных к нему Иисусом апостолов), стал ревностным последователем Христа и привел к христианству своих подданных. Плат же — Убрус — был прикреплен к «доске негниющей» и помещен над воротами Эдессы. Впоследствии Русь усвоила эту традицию, и образ Спаса Нерукотворного помещался над городскими воротами и на воинских стягах.

Через некоторое время один из правителей Озроэны вернулся к язычеству, и для того, чтобы спасти святой образ, его замуровали в нише городской стены с зажженною лампадою. Место это, тайну которого христиане передавали из поколения в поколение, через четыре столетия было забыто.

Однако в 545 году, когда Эдесса была осаждена войсками персидского царя Хозроя, эдесскому епископу Евлалию было дано откровение, согласно которому и был найден в нише под кирпичной кладкой не только прекрасно сохранившийся образ — Спас на убрусе (именуемый Святой Убрус) с горящею перед ним лампадою, но и отпечаток Божественного лика на керамиде — керамической плите, закрывавшей нишу. Это был второй вариант — извод благодатного образа Спас на чрепии, или Чрепие. После общегородского молебна перед Образом войска неприятеля неожиданно сняли осаду и покинули пределы страны.

Еще четыре столетия главная городская святыня Эдессы пребывала в городе, а в 944 году была торжественно перенесена в Царьград — Константинополь.

В 1204 году Святой Убрус, захваченный крестоносцами, опускается в пучину моря вместе с множеством иных православных святынь, которые перевозили на попавшем в бурю корабле. Но списки с этого образа, известные начиная с VI века, остаются свидетельством великого чуда, сотворенного Христом, и самым достоверным свидетельством Его пребывания на земле.

Нонна Яковлева

Книги для семейного чтения: «Жемчужное ожерелье Северной Руси» , «Русь златоглавая», «Держава Московская», «Путешествие в культуру. По дороге к храму», «Русская икона»