Найти тему
Добрый Аудиофил

Ортогональная акустика - в чем ее особенность

фото из сервиса Яндекс.Изображения со ссылкой сюда https://all-audio.pro/c34/prochee/ortogonalnaya-akustika.php

Всем Доброго Аудиофильского!

Видите эту хитрую колонку на переднем плане?

У нее басовик наклонен. Как думаете зачем?

Тут 2 причины.

1. Удобство сборки.

Это фазоинверторная колонка. Но вместо мучений с фазиком тут просто наклонаяется панель с басовиком, а образовашееся отверстие становится портом фазика.

2. Демпфирующий эффект.

Тут все просто. Разработаны били эти колонки когда в моде появились ламповые усилители без ООС.

У них теплый шикарный звук на средних частотах. Мягкий детальный верх. И вообще округлый уютный звук.

Но вот одна проблема. Басы при этом ядрено-тяжелые. Резкие до безобразия. И при всей этой резкости звук сливают в кашу.

Причина безобразия в том, что басовик получив скажем однократного пенделя от усилка, вместо того, чтобы дрыгунться один раз. В силу некоторых своих инерций. Большой, тяжелый и тд. Продолжает еще качаться кучу времени.

Качая заодно воздух. Т.е. смазывая весь звук.

А что делает эта Ортогональная система?

А все просто. У нее же задержка выхода баса из фазика. Задержка на пол периода. Т.е. динамик вперед дал. Пошел назад, и тут вместе с ним фазик воздух в себя потянул.

А дальше у басовика паразитные колебания. Он снова полез вверх. И тут-то ему фазик "в морду" со всей дури. Мол стой чувак. Ну он и оттормаживается. Чего ему еще делать? Парусность-то у этого басоика тоже ого-го.

В общем 100 ГДН 3 на Лампе без ООС в этом оформлении выдает быстрый прозрачный бас. Причем быстрее и прозрачнее, чем в ЗЯ на ядреной ООС в стиле Пионер. Диффузор у него мягкий. Прогибается даже в ЗЯ.

А вот с транзисторными усилками с ООС эта схема дружит плохо. Многие любители экспериментаторы с этим сталкивались. Сделали систему и расстроились. Куча расчетов, работа лобзиком.

А результат так себе. Ни отдачи по басу толком, в сравнении с обычным фазиком, ни прозрачности баса.

Тут проблема в том, что особенно на басовиках полочных размеров, которые ООС оттормаживает хорошо, это Орто выступает как ПОС.

Т.е. делает акустическое замыкание, да еще и в ООС усилка по эффекту микрофона. Тот само собой в ответку. И все это наоброт смазывает бас нагуживая лишнего.

Тут нужно понять, что этот корпус для больших басовиков, и усилков без ООС.

Его задача демпфировать большой тяжелый басовик акустическими методами.

Это пневмо-демпфер басовика.

Но чтобы он работал, ему нужен большой "парус" у басовика. На полочных длинноходах эта штука не работает.

Вот это и приводит к тому, что самодельщики часто расстраиваются сделав этот корпус.

На самом деле это отличный корпус. Автор его молодец. Решение простое, изящное, и визуально красивое. И делает отличный бас на ламповых усилителях!

Вот такая сегодня история.

Спасибо, что дочитали!!!

-2

фото на обложку отсюда http://forumimage.ru/show/102878196