Найти тему

Как научить детей добровольно вкладываться в дела семьи

Оглавление

Не так давно у нас вышла статья Как достучаться до подростка.

Пока мама была в отъезде, ребёнок 13 лет не поливал растения в саду, в результате чего часть растений погибла. Вопрос: как научить ребёнка думать о благе всей семьи и выполнять неприятную ему работу для общего результата?

Нам ответила педагог, бизнесмен и мама пяти детей Евгения Арестова

Успех любой проектной деятельности зависит от того, что все участники проекта так или иначе замотивированы получить определённый результат.

Стремиться к тому, чтобы мотивация у всех была одинаковая — затея изначально проигрышная. Потому как каждый находит свой интерес: признание, деньги, слава и прочее.

Но в любом случае, даже в компаниях, с, казалось бы, взрослыми людьми простроить проектную деятельность бывает очень сложно.
Что могу сказать точно: если использовать только инструмент «крута и пряника», то всё, к чему вы придёте, будет ручное управление процесса, а значит:
пока вы его регулируете — он есть,
как только вы перенесли своё внимание в другую сторону — всё сломалось.

К чему пришла я:

Проектная деятельность — это работа нескольких человек над одним продуктом

  • Разделите одну задачу по ролям внутри семьи так, чтобы они были равные по ответственности и сложности. Не давайте детям поблажек из-за возраста, просто выбирайте то, с чем они справятся, если приложат усилия и изучат тему.
  • Обговорите, зачем всё это делается, и какую выгоду получит каждый из участников. Пусть все выскажут своё мнение сами. Если ребёнок не может понять свою выгоду, помогите ему её определить, но так, чтобы он действительно согласился с тем, что это интересно.
  • Поясните также, что если каждый не будет выполнять свою работу вовремя, то в итоге никто не получит никакой результат.
  • Важно также пояснить, почему результат важен. Первое время я придумывала детям дополнительную выгоду в виде развлечений/сладостей и тому подобного.
  • Выполняйте только свою часть работы, наблюдайте за тем, нужно ли напоминать детям об их обязанностях. Первые пару раз напомните им о том, к чему все стремятся и почему. А дальше всё пустите на самотёк. Пусть получится так, насколько было приложено усилий.

Первые пару проектов мы с треском провалили

Я заранее понимала, что так будет, поэтому была готова. Но грусть и печаль не скрывала, объяснила детям, что расстроена, так как рассчитывала на эти результаты, а в итоге ничего не получилось.

Проекты чередовала крупные и кратковременные, как и выгоду от них.

-2

Иногда я ставила семейные задачи, в которых проиграть нельзя, и оставляла детей одних их решать, выдав инструкцию

В таком случае участниками проекта были они сами. Зачастую это было связано с бытовыми вопросами.

Но моя идея была в том, чтобы порядок соблюдался регулярно, и не приходилось постоянно напоминать им. После уборки, а гардеробная была большая, мы отпраздновали результат, договорились о поддержании ими порядка и условились, что если они нарушат обещание, то я могу позволить себе это исправить по собственному усмотрению и без предупреждений.
Я погрузилась в работу, и через неделю увидела полнейшую разруху в недавно вычищенной комнате. Я знала, что одна дочь была у репетитора, а вторая с друзьями, позвонила обеим и вызвала домой в срочном порядке. Они приехали и разбирали всё заново до полуночи. Конечно, возмущение и обиды были, но я напомнила о том, что мы договорились, и они не могли не согласиться.

Важно сразу всё обговорить: желаемый результат, выгоды каждого и что будет, если результат достигнут не будет

Например, дети хотели завести собак. Я сразу сказала, что у меня не будет времени убирать за животными, ездить с ними на дрессировку и варить им еду.

Дети согласились, что это будет их обязанностью, взамен на исполнение мечты о собственной собаке
Дети согласились, что это будет их обязанностью, взамен на исполнение мечты о собственной собаке
  • Когда они забывали сварить кашу, то тратили личные деньги на готовый корм,
  • если не убирали за животными сразу, то убирали потом результаты более масштабного загрязнения дома,
  • а если они прогуливали занятия с кинологом, то я давала тренеру номер детей, и те сами объясняли, почему так произошло, договариваясь о переносе занятий.

Мои же обязательства сводились к оплатам дрессировок, лечения животных, и я их выполняла. В случае полного пренебрежения, было оговорено, что им нужно будет найти животным новых хозяев в кратчайшие сроки.

Дети всегда знали, что я и глазом не поведу и сделаю так, как пообещала

Это очень важно.

-4
У нас была такая ситуация, когда кашу не сварили, а личные деньги они потратили на что-то другое. Я дала им два варианта: либо они признают, что их собака не будет ужинать по их вине и сами будут утешать животное всю ночь, либо они целую неделю каждый день убирают дом полностью и тогда, оплачивая их труд заранее в виде аванса, я оплачу покупку корма.

Сейчас мой четвёртый сын проживает все стадии работы в коллективе. Конечно, с ним уже намного проще, потому что старшие дети, выполняя свои обязанности, не дают ему возможности пропустить свои задачи. А если он долго забывает о необходимом, то на семейном совете готовит отчёт о причине своего бездействия. Если они недостаточно веские, то не принимаются, и приходится всё начинать сначала.

-5

В дальнейшем у них появились свои способы мотивации, которые я никак не пресекала

Например, нужно было переклеить обои. Дети терпеть не могут это занятие. Чтобы как-то сгладить углы, они уговаривали друзей помочь, и устраивали распитие лимонадов и поедание пиццы во время этого неприятного процесса. Иногда включали музыку на всю громкость. Я не была против, потому что доверяла итоговому результату.

Но это было много позже. Вначале мы снова и снова проходили работу над ошибками. Зато результат стоил того.

Не пропустите новости об образовании, подписывайтесь на наш канал!

-6

Автор: Евгения Арестова, педагог и создатель авторских курсов личностного роста, собственник и руководитель строительного инвестпроекта, блогер, мама пятерых детей. Пятая дочь невербальный аутист. Трое детей отучились на СО и закончили вузы, четвёртый сын учится на СО.

Опубликовано ЦСО "Хочу Учиться" школьная аттестация онлайн

Читайте также статьи автора:

Совет педагога: почему кнут и пряник не работают, и чем их заменить

Произнести извинения недостаточно: как научить видеть свои ошибки

Читайте статьи старшей дочери автора, Алисы :

Оригинальный выбор мамы-педагога: нас развивали фильмы, которые запрещали нашим ровесникам

Рассказывают дети на СО: из школы Щетинина на семейку и во Францию. Оценка СЕОшникам на балл ниже