В известном советским любителям фантастики романе "Самовластие мистера Парэма" Герберт Уэллс описывает эпический бой между американской и английской эскадрами, в ходе которого линейные корабли противников сблизились настолько, что начали таранить друг друга, словно весельные корабли Древнего мира:
"Огромные корабли приблизились теперь друг к другу на расстояние в какие-нибудь две мили, а иные даже вплотную. Ни один снаряд не пропал даром. Впервые в истории двадцатого века линейные корабли таранили друг друга. "Королевский дуб" настиг "Теннесси", они столкнулись чуть ли не на полном ходу, но верх взял "Королевский дуб"; "Нью-Мексико" таранил в борт "Доблестного" и уже готовился дать задний ход и отойти от своей жертвы, но тут ему самому проломила борт "Малайя". Всем трем кораблям так и не удалось разделиться, и они кружили на месте, продолжая бой оружием мелкого калибра, пока не пошли ко дну; перед концом команда обоих английских судов сделала отчаянную попытку взять "Нью-Мексико" на абордаж".
Прочитав этот роман в далекой юности, я полагал, что за основу при описании этих таранов было взято какое-либо сражение именно Древнего мира. Однако, как оказалось, известный писатель-фантаст имел и гораздо более свежие примеры: 20 июля 1866 года в бою у острова Лисса сошлись итальянская и австрийская эскадры, пробуя борта друг друга тараном.
"Исчезло навсегда в бездну"
В ходе этого весьма суматошного боя австрийский флагман "Эрцгерцог Фердинанд Макс", улучив удачный момент, таранил в борт итальянский флагман "Ре д’Италия": врезавшись в него всеми своими 4.500 тоннами на скорости 11,5 узлов, он пробил броню, подкладку и внутреннюю обшивку, образовав пробоину в 137 кв. футов, из которых 79 кв. футов было ниже ватерлинии. Таран австрийского броненосца ушел на 6,5 футов в борт броненосца итальянского. Австрийцы тут же дали задний ход, и итальянский флагман почти мгновенно пошел ко дну. Его команда до последнего момента вела огонь по врагу.
Вот как описал картину гибели итальянского броненосца А. Станкевич в своем труде "Борьба Австрии против Пруссии и Италии в 1866 году" (изд. 1873 года):
"Пробитый тараном итальянский фрегат в первый момент наклонился на правый борт градусов на 25 (удар тарана был направлен в левый борт - ИО), потом вдруг накренился налево; вода огромными потоками хлынула в погруженную пробоину, и фрегат почти мгновенно пошел ко дну. Потрясающий и вместе с тем величественный вид представляла победителю наклоненная к нему палуба неприятельского фрегата, на котором храбрая команда в этот момент с палубы и марсов посылала последний залп из ружей; затем все это прекрасное судно со всеми людьми, скатившимися к левому борту, исчезло навсегда в бездну на глубине 200 сажен".
Однако, надо сказать, что "Эрцгерцог Фердинанд Макс" таранил "Ре д’Италию" не просто так, а в полном соответствии с новой доктриной морского боя, согласно которой, чтобы потопить вражеский броненосец, броня которого не пробивалась имевшимися на тот момент орудиями, следовало попробовать нанести ему удар специально сконструированным тараном.
И на короткий момент (пока конструкторы пушек не решили проблему пробития вражеской брони) бои броненосцев превратились в своеобразные кавалерийские бои: с одной стороны, они пытались зайти в борт (во фланг) кораблю противника, а с другой - не подставить свой борт. И уклонения от вражеских таранов были похожи на бои на клинковом оружии - вражеский таран стремились принять на борт, расположенный под возможно более острым углом, в расчете, что он скользнет и нанесет минимальный урон.
И это получалось. Так, например, в все том же сражении у острова Лисса специально сконструированный для таранных атак итальянский корабль "Аффондаторе" дважды атаковал броненосец "Кайзер", но оба раза австрийский капитан сумел удачным маневром отклонить удар тарана.
"Что-то не то сегодня с нашими чертовыми линейными крейсерами"
Кстати, и еще одно красочное описание мгновенной гибели гигантского корабля, американского линкора "Колорадо", в этой совершенно сумасшедшей (во всех смыслах этого слова) битве, Г. Уэллс взял из недавнего прошлого - из знаменитого Ютландского сражения, в котором сошлись Флот открытого моря (Hochseeflotte) Германии и Большой флот (Grand Fleet) Британии. Состоялось оно 31 мая - 1 июня 1916 года и вошло в историю как крупнейшее морское сражение Первой мировой войны: одних линкоров с обеих сторон в нем участвовало 44 единицы (16 немецких против 28 британских).
Но известно оно также и практически моментальной гибелью двух британских линейных крейсеров - "Индефатигебл" (Неутомимый) и "Куин Мэри" (Королева Мария). Оба гиганта взорвались после попадания немецких снарядов в боезапасы орудийных башен. Но если "Индефатигебл", взорвавшись, развалился пополам и только потом затонул (погибло 1.017 человек, спаслись только 2), то "Куин Мэри" просто исчезла в огромном столбе дыма, который поднялся на 1.800 м (с кораблем погибло 1.226 человек, спастись удалось только 19-ти).
И вот как описал гибель линкора "Колорадо" фантаст:
"На «Колорадо» залпами всех своих орудий обрушились разом «Родни» и «Повелитель»; должно быть, снаряды, пробив броню, поразили какой-то жизненный центр корабля, и он исчез – только вихрь пламени взметнулся к небу и оставил после себя огромный столб дыма".
Именно после гибели "Куин Мэри", которая произошла спустя всего лишь 25 минут после столь же быстрой гибели "Индефатигебла", британский адмирал Битти, стоявший на мостике однотипного с "Куин Мэри" "Лайона" (Лев), обратился к капитану корабля с фразой, вошедшей в анналы британского флота:
"Четфилд! Что-то не то сегодня происходит с нашими чертовыми линейными крейсерами, вам так не кажется?"
О причинах гибели первой боевой подводной лодки можно прочитать здесь.
Понравилась статья? Подписка, лайк и репост помогут развитию канала. Спасибо!