Итак, будущий супергерой и спаситель (см. часть I) человечества был произведён на свет (см. часть II ). Причем, он являлся земным перерождением Бухэ-Бэлигтэ, среднего сына владыки Западных небес Хан-Хурмаса.
И рождён был от старухи, в которую превратилась на земле Наран-Гохон, дочь Солнца и невеста Бухэ-Бэлигтэ. То есть мальчик был одновременно и сыном и женихом дочери Солнца.
Как Бухэ-Бэлигтэ дошёл до такой жизни? Дело в том, что его батя, не просто убил конкурента, владыку Восточных небес Атай-Улана, но и расчленил его. Отрубленные части тела упали на землю (за исключением головы) и превратились в бесов, которые устроили в мире людей мор и геноцид.
Хан-Хурмас не захотел брать на себя ответственность, младший и старший сыновья отказались, пришлось среднему взвалить на себя миссию по спасению человечества и перерождаться на земле.
Мальчик всё ещё живёт безымянным в бедной лачуге вдалеке от всех людских поселений.
Ребёнок растёт и становится сильнее, те напасти, которые ранее насылали на него бесы, уже не работают. Тогда вожак этих бесов превратился в буддийского ламу. А чтобы лама вызвал больше подозрений, бес сделал его косоглазым.
Оказавшись в гостях у Наран-Гохон, паломник рассказывает о том, что он был рожден "возле устья Желтой реки". То есть речь идёт о китайском буддийском паломнике. И мы разбираем бурятскую версию эпоса о Гэсэре, которая была сформирована не ранее XVI в.
Буддизм проник в Бурятию через Монголию в XVII в. А в Монголии буддизм получил широкое распространение в конце XVI в. В 1578 г. даже состоялся визит Далай-ламы III к южно-монгольскому Алтан-хану, после чего был выпущен манифест, запрещающий все небуддийские культы, и был построен первый крупный буддийский центр Эрдени-Дзу (Альфонсо, Кореняко, 2015, с. 72-74).
И есть нюанс: в это же время на территории современного Северо-Восточного Китая произошло объединение племён, которое возглавил Нурхаци. В китайских источниках он обозначен как вождь племени “Маньчжоу”. Поэтому это объединение стали называть маньчжурами.
В 1644 г. маньчжуры осуществили захват Пекина и до 1912 г. Китаем правили представители новой маньчжурской династии Цин.
Но монголам было всё равно, маньчжуры это или китайцы. Потому что в 1636 г. маньчжуры захватили Внутреннюю Монголию (к югу от пустыни Гоби) и этот регион был включен в состав Цинской империи в качестве “внешнего вассала”.
В 1691 г. Внешняя Монголия (к северу от пустыни Гоби) также была включена в состав Цинской империи в статусе “наместничества-протектората” (Думан, 1977, с. 141; Тихвинский, 1982, с. 136). Внешняя Монголия в итоге оторвалась от Поднебесной и стала независимым государством, Внутренняя - остаётся автономным районом КНР.
Короче говоря, монголам во время составления бурятской версии эпоса о Гэсэре было, что предъявить Поднебесной, и прохладное отношение к тем, кто "живёт у Жёлтой реки", нашло своё отражение в этом литературном памятнике.
Что касается истории буддизма в Бурятии, то есть две знаменательные даты. Это 20 августа 1741 г., когда указом императрицы Елизаветы Петровны буддизм был официально признан в России государственной религией наряду с православием.
И вторая дата: осенью 1764 г. императрица Екатерина II учредила пост Пандито Хамбо-ламы - российского главы буддистов. И первым в этой линии стал настоятель Цонгольского дацана Дамба-Доржо Заяев (1710-1776). Ещё в том 1741 г. ему удалось получить официальное разрешение императрицы Елизаветы Петровны распространять буддизм среди бурят.
Что было в Бурятии до буддизма? Шаманизм. И он до сих пор никуда не делся.
То есть бурятская версия эпоса о Гэсэре была создана в переходный период, когда на территорию почитания сил природы, духов предков и многочисленных богов, приходит тибетский буддизм, который и сам стал результатом слияния добуддийских верований тибетцев, идей Махаяны и раннего индийского тантризма.
Антагонизм шаманского и буддийского мировоззрений напоминает различие, обозначенное между тёмными и светлыми в "Дозорах" С. В. Лукьяненко.
Буддийский идеал: труд на благо всех живых существ, ролевая модель - это бодхисаттва, то есть тот, кто не только занят личным просветлением, но и помогает в этом другим.
Шаманский идеал: дружим со всеми, потому что всё и все взаимосвязаны. Кроме того, никогда не знаешь, помощь какого духа или божества тебе пригодится, что подразумевает возможность получения индивидуальной выгоды, скажем, в случае, когда необходимо заглянуть в будущее или заручиться поддержкой высших сил в важном деле.
В Тибете буддизм был объявлен государственной религией в VII в. Но тибетцы, которым уже было во что верить, воспринимать его стали не сразу. То же самое происходило и в Бурятии.
Недоверчивое отношение к новой вере и жителям Китая отражено во второй ветви улигера "Гэсэр", в которой мы видим образ китайского буддийского паломника в виде отрицательного персонажа, безжалостного злодея, который покушается на жизнь будущего национального героя. То есть представитель организованной религии угрожает олицетворению народной веры в лице Гэсэра, чей образ прослеживается с добуддийских времён.
Итак, злонамеренный лама представился родителям как благочестивый паломник, сведущий в педагогике. Учитывая трудности, которые испытывали старик Сэнгэлэн и Наран-Гохон с этим малышом, это была лучшая рекомендация.
"Я — искатель чистых путей,
Воспитатель малых детей,
Я их пестую в ранние дни,
А когда подрастают они,
Я учу их ёхору-пляске.
Я теперь узнал, что у вас
Появилось дитя в добрый час,
Я пришел, исполненный ласки".
(с) Гэсэр. Ветвь вторая. Пер. С. Липкина.
Ребёнок почуял неладное и разревелся при виде незнакомца. Тот склонился над колыбелью и показал свое истинное бесовское обличье с огромным клювом.
"Но разумный младенец постиг,
Кто таков косоглазый старик.
Прекратив свои сладкие речи
И отринув лик человечий,
Принял облик свой истинный бес,
В колыбель с головою залез,
Порешил: младенца убьет,
Порешил: мальчугану в рот
Он вонзит непомерный клюв".
(с) Гэсэр. Ветвь вторая. Пер. С. Липкина.
Ребёнок ухватил ламу за клюв и дал ногой по шее. Голова отвалилась, а тело уползло прочь из лачуги в лесную чащу. Тогда мальчик схватил топор, порубил чащу, сжёг ее вместе с вожаком бесов и развеял прах.
Литература.
- Альфонсо Н. Г., Кореняко В. А. Искусство Центральной Азии. Путеводитель по постоянной экспозиции и коллекциям. М.: Государственный музей Востока, 2015. С. 72-74.
- Гэсэр. Бурятский героический эпос. Пер. с бурятского С. Липкина. М.: Художественная литература, 1968.
- Гэсэр. Бурятский героический эпос. В 2-ух книгах. Пер. с бурятского В. А. Солоухина. М.: Современник, 1988.
- Думан Л.И. Внешняя политика государства Цин в XVII в. М.: Наука, 1977. С. 141.
- Тихвинский С.Л. Китай и соседи в новое и новейшее время. М.: Наука, 1982. С. 136.
"Младший брат" в Telegram для тех, кто любит смотреть картинки больше, чем читать истории о них.