Найти тему
Кабинет Востоковеда

О бурятском эпосе "Гэсэр", часть III: демон в облике буддиста.

Итак, будущий супергерой и спаситель (см. часть I) человечества был произведён на свет (см. часть II ). Причем, он являлся земным перерождением Бухэ-Бэлигтэ, среднего сына владыки Западных небес Хан-Хурмаса.

И рождён был от старухи, в которую превратилась на земле Наран-Гохон, дочь Солнца и невеста Бухэ-Бэлигтэ. То есть мальчик был одновременно и сыном и женихом дочери Солнца.

Как Бухэ-Бэлигтэ дошёл до такой жизни? Дело в том, что его батя, не просто убил конкурента, владыку Восточных небес Атай-Улана, но и расчленил его. Отрубленные части тела упали на землю (за исключением головы) и превратились в бесов, которые устроили в мире людей мор и геноцид.

Хан-Хурмас не захотел брать на себя ответственность, младший и старший сыновья отказались, пришлось среднему взвалить на себя миссию по спасению человечества и перерождаться на земле.

Мальчик всё ещё живёт безымянным в бедной лачуге вдалеке от всех людских поселений.

Памятник Гэсэру в провинции Цинхай КНР. Источник: https://tibetpedia.com/kham-tibet/axu/attachment/axu-king-gesar-tibet-small/
Памятник Гэсэру в провинции Цинхай КНР. Источник: https://tibetpedia.com/kham-tibet/axu/attachment/axu-king-gesar-tibet-small/

Ребёнок растёт и становится сильнее, те напасти, которые ранее насылали на него бесы, уже не работают. Тогда вожак этих бесов превратился в буддийского ламу. А чтобы лама вызвал больше подозрений, бес сделал его косоглазым.

Оказавшись в гостях у Наран-Гохон, паломник рассказывает о том, что он был рожден "возле устья Желтой реки". То есть речь идёт о китайском буддийском паломнике. И мы разбираем бурятскую версию эпоса о Гэсэре, которая была сформирована не ранее XVI в.

Лама (оборотная сторона). Тибет или Китай. Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/2299
Лама (оборотная сторона). Тибет или Китай. Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/2299

Буддизм проник в Бурятию через Монголию в XVII в. А в Монголии буддизм получил широкое распространение в конце XVI в. В 1578 г. даже состоялся визит Далай-ламы III к южно-монгольскому Алтан-хану, после чего был выпущен манифест, запрещающий все небуддийские культы, и был построен первый крупный буддийский центр Эрдени-Дзу (Альфонсо, Кореняко, 2015, с. 72-74).

И есть нюанс: в это же время на территории современного Северо-Восточного Китая произошло объединение племён, которое возглавил Нурхаци. В китайских источниках он обозначен как вождь племени “Маньчжоу”. Поэтому это объединение стали называть маньчжурами.

Абахай, он же Хунтайцзи, сын Нурхаци, основатель династии Цин. Китай, династия Цин, 1650-ые гг. Музей императорского дворца (англ. The Palace Museum), Пекин. Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A5%D1%83%D0%BD%D1%82%D0%B0%D0%B9%D1%86%D0%B7%D0%B8#/media/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:%E6%B8%85_%E4%BD%9A%E5%90%8D_%E3%80%8A%E6%B8%85%E5%A4%AA%E5%AE%97%E5%B4%87%E5%BE%B7%E7%9A%87%E5%B8%9D%E6%9C%9D%E6%9C%8D%E5%83%8F%E3%80%8B.jpg
Абахай, он же Хунтайцзи, сын Нурхаци, основатель династии Цин. Китай, династия Цин, 1650-ые гг. Музей императорского дворца (англ. The Palace Museum), Пекин. Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A5%D1%83%D0%BD%D1%82%D0%B0%D0%B9%D1%86%D0%B7%D0%B8#/media/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:%E6%B8%85_%E4%BD%9A%E5%90%8D_%E3%80%8A%E6%B8%85%E5%A4%AA%E5%AE%97%E5%B4%87%E5%BE%B7%E7%9A%87%E5%B8%9D%E6%9C%9D%E6%9C%8D%E5%83%8F%E3%80%8B.jpg

В 1644 г. маньчжуры осуществили захват Пекина и до 1912 г. Китаем правили представители новой маньчжурской династии Цин.

Но монголам было всё равно, маньчжуры это или китайцы. Потому что в 1636 г. маньчжуры захватили Внутреннюю Монголию (к югу от пустыни Гоби) и этот регион был включен в состав Цинской империи в качестве “внешнего вассала”.

В 1691 г. Внешняя Монголия (к северу от пустыни Гоби) также была включена в состав Цинской империи в статусе “наместничества-протектората” (Думан, 1977, с. 141; Тихвинский, 1982, с. 136). Внешняя Монголия в итоге оторвалась от Поднебесной и стала независимым государством, Внутренняя - остаётся автономным районом КНР.

Не путаем "Монголии". Источник: https://i.ytimg.com/vi/UH98nsfpn9Q/maxresdefault.jpg
Не путаем "Монголии". Источник: https://i.ytimg.com/vi/UH98nsfpn9Q/maxresdefault.jpg

Короче говоря, монголам во время составления бурятской версии эпоса о Гэсэре было, что предъявить Поднебесной, и прохладное отношение к тем, кто "живёт у Жёлтой реки", нашло своё отражение в этом литературном памятнике.

Что касается истории буддизма в Бурятии, то есть две знаменательные даты. Это 20 августа 1741 г., когда указом императрицы Елизаветы Петровны буддизм был официально признан в России государственной религией наряду с православием.

И вторая дата: осенью 1764 г. императрица Екатерина II учредила пост Пандито Хамбо-ламы - российского главы буддистов. И первым в этой линии стал настоятель Цонгольского дацана Дамба-Доржо Заяев (1710-1776). Ещё в том 1741 г. ему удалось получить официальное разрешение императрицы Елизаветы Петровны распространять буддизм среди бурят.

Мурочинский дацан (преемник Цонгольского дацана) в Бурятии. Источник: https://georating.ru/img/photos/respublika-buryatiya_1580454153.jpg
Мурочинский дацан (преемник Цонгольского дацана) в Бурятии. Источник: https://georating.ru/img/photos/respublika-buryatiya_1580454153.jpg

Что было в Бурятии до буддизма? Шаманизм. И он до сих пор никуда не делся.

То есть бурятская версия эпоса о Гэсэре была создана в переходный период, когда на территорию почитания сил природы, духов предков и многочисленных богов, приходит тибетский буддизм, который и сам стал результатом слияния добуддийских верований тибетцев, идей Махаяны и раннего индийского тантризма.

Современные шаманы Бурятии. (c) МАУ ЦБС Библиотеки Улан-Удэ. Источник: https://kforum.tmweb.ru/gallery/40/
Современные шаманы Бурятии. (c) МАУ ЦБС Библиотеки Улан-Удэ. Источник: https://kforum.tmweb.ru/gallery/40/

Антагонизм шаманского и буддийского мировоззрений напоминает различие, обозначенное между тёмными и светлыми в "Дозорах" С. В. Лукьяненко.

Буддийский идеал: труд на благо всех живых существ, ролевая модель - это бодхисаттва, то есть тот, кто не только занят личным просветлением, но и помогает в этом другим.

Шаманский идеал: дружим со всеми, потому что всё и все взаимосвязаны. Кроме того, никогда не знаешь, помощь какого духа или божества тебе пригодится, что подразумевает возможность получения индивидуальной выгоды, скажем, в случае, когда необходимо заглянуть в будущее или заручиться поддержкой высших сил в важном деле.

Лама. Тибет или Китай. Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/2299
Лама. Тибет или Китай. Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/2299

В Тибете буддизм был объявлен государственной религией в VII в. Но тибетцы, которым уже было во что верить, воспринимать его стали не сразу. То же самое происходило и в Бурятии.

Недоверчивое отношение к новой вере и жителям Китая отражено во второй ветви улигера "Гэсэр", в которой мы видим образ китайского буддийского паломника в виде отрицательного персонажа, безжалостного злодея, который покушается на жизнь будущего национального героя. То есть представитель организованной религии угрожает олицетворению народной веры в лице Гэсэра, чей образ прослеживается с добуддийских времён.

Итак, злонамеренный лама представился родителям как благочестивый паломник, сведущий в педагогике. Учитывая трудности, которые испытывали старик Сэнгэлэн и Наран-Гохон с этим малышом, это была лучшая рекомендация.

"Я — искатель чистых путей,
Воспитатель малых детей,
Я их пестую в ранние дни,
А когда подрастают они,
Я учу их ёхору-пляске.
Я теперь узнал, что у вас
Появилось дитя в добрый час,
Я пришел, исполненный ласки".

(с) Гэсэр. Ветвь вторая. Пер. С. Липкина.

Ребёнок почуял неладное и разревелся при виде незнакомца. Тот склонился над колыбелью и показал свое истинное бесовское обличье с огромным клювом.

"Но разумный младенец постиг,
Кто таков косоглазый старик.
Прекратив свои сладкие речи
И отринув лик человечий,
Принял облик свой истинный бес,
В колыбель с головою залез,
Порешил: младенца убьет,
Порешил: мальчугану в рот
Он вонзит непомерный клюв".

(с) Гэсэр. Ветвь вторая. Пер. С. Липкина.

Фрагмент танки. Бурятия, 1900-1959 гг. Музей истории Бурятии, Улан-Удэ.
Фрагмент танки. Бурятия, 1900-1959 гг. Музей истории Бурятии, Улан-Удэ.

Ребёнок ухватил ламу за клюв и дал ногой по шее. Голова отвалилась, а тело уползло прочь из лачуги в лесную чащу. Тогда мальчик схватил топор, порубил чащу, сжёг ее вместе с вожаком бесов и развеял прах.

Литература.

  • Альфонсо Н. Г., Кореняко В. А. Искусство Центральной Азии. Путеводитель по постоянной экспозиции и коллекциям. М.: Государственный музей Востока, 2015. С. 72-74.
  • Гэсэр. Бурятский героический эпос. Пер. с бурятского С. Липкина. М.: Художественная литература, 1968.
  • Гэсэр. Бурятский героический эпос. В 2-ух книгах. Пер. с бурятского В. А. Солоухина. М.: Современник, 1988.
  • Думан Л.И. Внешняя политика государства Цин в XVII в. М.: Наука, 1977. С. 141.
  • Тихвинский С.Л. Китай и соседи в новое и новейшее время. М.: Наука, 1982. С. 136.

"Младший брат" в Telegram для тех, кто любит смотреть картинки больше, чем читать истории о них.

Кабинет Востоковеда