Найти тему
Про что кино?

Что двигает сюжет фильма Вольфганга Петерсена "Троя" (2004)

История циклична, в том числе и история кинематографа. В 50-60-х годах в Голливуде была мода на пеплумы, и этот период подарил нам "Бен-Гура" (оригинального 1959-го, не ремейк Бекмамбетова) и "Спартака" (1960). Спустя почти 40 лет пеплумы вернулись, и мир увидел такие шикарные картины, как "Гладиатор" (2000) и "Троя" (2004). И именно о фильме Вольфганга Петерсена и пойдет сегодня речь.

Безусловным украшением фильма является красавец Брэд Питт, который тренировками довёл себя до такого атлетичного телосложения, что впору было задуматься, а не полубог ли он на самом деле... Но и кроме него здесь полно популярных актеров, которые сходятся в экранизации легендарного противостояния, подробно описанного греческим поэтом Гомером.

-2

Одна из центральных тем произведения Гомера - божественное влияние, и о богах в фильме говорят очень часто! В поэме герои не могли даже чихнуть без одобрения сверху, а здесь творят настоящие бесчинства, разоряя храмы и отрубая головы статуям. В картине прослеживается очень тонкая корреляция между теми, кто все важные решения доверяет божественному провидению, и тех, кто скептически относится к подобному роду действий, решая полагаться на свой ум и анализ ситуации. И если Ахиллес просто ни в кого не верит, почему и позволяет себе и своих людям грабить храмы, то Гектор это тот, кто старается мыслить стратегически. И сколько он не пытался внемлить своему отцу Пряму, что милость богов - это хорошо, но нужно и головой подумать, но всё без толку. Царь, не послушавшись своего старшего сына, потерял его самого, а когда не послушал младшего отпрыска Париса, который советовал сжечь построенного греками деревянного коня, - Трою. И так получается, что люди более атеистически мыслящие - более адекватные и разумные, нежели их верующие собраться.

-3

Честь - ещё один двигать сюжета. С одной стороны, защита чести была поводом грекам начать войну против троянцев, а с другой, честь - это то, что сгубило Гектора. Когда он осознал, что убил свободного брата Ахиллеса Патрокла, понял, что не миновать дуэли. Отстаивание своей чести это то, что у защитника и генерала Трои в крови. Против Ахиллеса он отстаивал свою честь, затем своей семьи, когда Парис увёл Елену из Спарты, а затем и своего родного города, когда возглавил войско против греков. Во всех смыслах Гектор - самый честный персонаж фильма, для него это не пустой звук, а настоящий смысл жизни и кредо. Но факт того, что и Ахиллес тоже носитель чести. Конечно, во многом он любит только себя (всё-таки на Трою он отправился чтобы оставить своё имя в веках), но за смерть брата он мстит, отстаивая честь семьи (или лучше будет сказать крови), но на первом месте стоит он сам. В какой-то степени он возвращал у Агамемнона девушку Брисеиду чтобы защитить последнюю, но на самом деле он отстаивал свои интересы. Подумайте сами - твою военную добычу отбирает ненавистный тебе царь, считая её своей. Любой бы на месте Ахиллеса вспылил, что он и сделал.

-4

Третий, самый главный инструмент сюжета, это любовь. Всем известно, что по старинной легенде (которую не показали в фильме) Парису предложили быть судьей на эдаком конкурсе красоты - дать яблоко самой красивой, по его мнению, богине. Из трёх участниц, Геры, Афины и Афродиты, победила, само собой, последняя, которая посулила помочь юноше выкрасть полюбившуюся ему Елену Прекрасную. Это и послужило завязкой для всего конфликта и, как уже выше было отмечено, основным поводом начать войну. Но эта любовь - то, во что не верит никто. Даже сама Елена порой сомневается в своём решении. Однако с течением времени и Ахиллес вдруг понимает, что такое любовь, когда проникается чувствами к дочке царя Трои Брисеиде, которую выкрали из храма его братья по оружию. И сначала он относился к ней как к добыче (а она к нему как к варвару, по религиозным причинам в том числе), то затем между ними вспыхивают чувства. И вновь у нас романтическая линия, которая не сулит ничего хорошего - отношения между представителями враждующих лагерей никогда не заканчивались хэппи-эндом, и это устоявшийся архетип.

-5

Немаловажным также является любовь не платоническая (и не физическая), а более веского порядка - любовь к семье и к родине. Последнему пытался нравоучать Гектор Париса, когда тот протащил на корабль троянцев Елену, но во всём фильме кроме него самого никто больше этого не понимает. А вот любовь к родным - это вновь к Гектору и Ахиллесу. Первый заступился за брата в дуэли, хотя не должен был этого делать, а второй мстил за убитого побратима (но во многом всё-таки за себя). Но также подобные чувства свойственны и Пряму - прийти в лагерь врага и целовать руку, которая занесла меч над сыном, нужно иметь очень много отваги. В этом моменте можно сказать, что оказались соединены и честь, и любовь, потому что отец хотел воздать почести погибшему сыну, а также вернуть своего лучшего воина домой.

-6

Четвертый важный механизм сюжета - это жажда власти. Она свойственна всего одному персонажу - Агамемнону, который, как самый настоящий молох, хочет всё больше и больше земель, чтобы подчинить себе как можно больше народов. И поруганная честь брата Менелая - это отличный повод завоевать желанный островок Малой Азии и захватить самую неприступную крепость того региона, Трою. Его жажда настолько неутолима, что он готов рискнуть всем, даже собственной честью. Но если бы не его гордыня, быть бы поражению, потому что он никак не хотел мириться со своевольным Ахиллесом. Ненависть последнего красноречиво проявляется в самом начале, когда тот после поединка не вручает царю скипетр, и поддерживается до самых титров.

-7

Получается, что пеплум Петерсона - не просто хорошо поставленный (и сыгранный) исторический боевик, но и очень хорошая иллюстрация конфликтов, когда разные люди придерживаются разных взглядов, и это постоянно приводит к разногласиям. Авторы фильма убрали всего один элемент - богов как персонажей, и все герои фильма начали вести себя как живые люди. Интересно, что "Илиада" Гомера считается одним из самых "верующих" памятников античной литературы, а тот же атеизм и скептицизм к пантеону богов будет пронизывать культуру много-много позже. И тем любопытнее, что без богов в фильме всё прекрасно работает. Это лишний раз говорит о том, что персонификация человеческих эмоций лишь отводит внимание от истинных причин поступков человека. Легко всю ответственность переложить на богов, в то время как все твои действия - это ты и твои эмоции, и ничего более.