Получив в 1915 году в свое распоряжении французские моторные орудия, британцы постарались расширить их боевые возможности. Для пушек Autocanon de 75 mm mle 1913 в Мобильной батарее ПВО Лондона была разработана специальная поворотная платформа для обеспечения кругового обстрела целей.
Rawlinsons Portable Gun Turntable/Поворотный стол Роулинсона для зенитного орудия
Страна: Англия
Год выпуска: 1916
Производитель: Coventry Ordnance Works
Кол-во выпущенных: 1-4?
Получив назначение на должность руководителя ПВО Лондона в составе Королевских Волонтеров АМФ (Royal Naval Volunteer Reserve (RNVR)) коммандер Роулинсон (Commander Rawlinson) активно занялся созданием мобильной бригады ПВО (Royal Naval Anti-Aircraft Mobile Brigade (RNMAAB)). Оценивая требования к количеству зенитных пушек он сравнил Лондон и Париж, который обороняли 127 стационарных зенитных пушек, 88 моторных орудий, 41 прожектор и 2556 солдат и офицеров. Если со стационарными орудиями было ещё более менее, то моторные отсутствовали как класс. За пушками Роулинсон поехал во Францию 16 сентября 1915 года, а уже через 72 часа по специальному решению правительства Франции ему было выделено 4 боевые машины Autocanon de 75 mm mle 1913 De Dion Bouton и специальные грузовики для перевозки боеприпасов. С собой Коммандер привез одну зенитку, еще три возможно были собраны непосредственно в Англии.
Моторные пушки французского типа базировались там же, где и вся бригада в имении Великого Князя Михаила Михайловича в Кенвуд-Хаус. Вместе с восемью 3-х фунтовыми зенитками на шасси Лянча и 4-мя моторными прожекторами машины составили основную ударную силу мобильной бригады ПВО (Royal Naval Anti-Aircraft Mobile Brigade). От английских зениток пушки на шасси ДеДион отличились высокой скорострельностью и большей досягаемостью по высоте, двигатель был мощнее, машина была маневреннее и частично бронирована.
Но наряду с преимуществами французская моторная пушка имела ряд недостатков. Расчет пушки работал с земли, что ускоряло процесс заряжания и удобство работы расчёта, снижало время разворачивания батареи, но в то же время это ограничивало угол горизонтального наведения. И если английские зенитки имели вращение по полному кругу, то даже теоретически угол ведения огня у Autocanon de 75 mm mle 1913 был ограничен 240 градусами, а практически он был еще меньше.
В связи с отсутствием собственных зенитных орудий и для снижение нагрузки на французских союзников в Ковентри на заводе Coventry Ordnance Works была налажена сборка французских пушек и моторных орудий на поставляемых шасси ДеДион-Бутон из Франции. Английского производства моторные пушки отличались возможностью кругового вращения и отсутствием бронированием. Пушки сборки из Ковентри обозначались 75 mm Gun on the ' Centre Trunnion ' C.O.W. mount - на центральной цапфе производства Coventry Ordnance Works в отличие от французских "Breech Trunnion" - цапфа в казеной части. Такие пушки выпускали для мобильной бригады ПВО.
Командер Раулинсон предложил построить специальную опору для французского моторного орудия для обеспечения быстрого поворота зенитки в диапазоне 360 градусов. Установка подсмотренная у железнодорожных поворотных кругов получила наименование Rawlinson's ' Portable Turntable ' - Портативный поворотный стол Роулинсона. Поворотный стол включал в себя нижнюю круглую платформу с центральным штырем и верхнюю конструкцию, которая устанавливалась сверху на штырь и могла поворачиваться. Верхняя платформа могла поворачиваться по направляющим нижнем на четырех радиально-установленных роликах.
Моторное орудие заезжало на "поворотный стол" и вывешивалась на аутригеры, которые опирались на круглые посадочные места, которые совпадали с местом размещения роликов. С помощью фиксатора в задней части стола верхняя часть могла тормозится в определённом положении. Поворачивался стол усилием расчета. Поворотный стол Роулинсона позволял осуществлять обстрел и наблюдение за целями во всем круговом диапазоне. Экспериментальный образец был построен на Coventry Ordnance Works. Были ли еще произведены подобные столы для моторных орудий точной информации пока нет.
В августе 1916-года военным руководством Великобритании было принято решение переместить мобильную бригаду из Лондона на восточное побережье и оборудовать новую RNMAAB в Бактоне коло Норфолка (Bacton, Norfolk). Идеей был перехват и заградительный огонь против самолетов и цеппелинов ещё до того, как они достигнут побережья островов. Бактон был так же местом расположения аэродрома британских ВВС (Royal Flying Corps), развернутых с той же целью. Тесная кооперация между двумя "руками" ПВО должна была поставить непреодолимый заслон на пути врага. В Бактон RNMAAB перебросили 8 моторных орудий, три прожектоа и еще 20 вспомогательных машин. и мотоциклов. Каммандер Роулинсон разработал специальный береговые позиции на отделение ПВО из двух 75-мм автопушек, которые были полностью оснащены вооружением, средствами наблюдения и целеуказания для ведения заградительного огня.
В декабре 1916-го года, когда германская авиация полностью перешла с использования дирижаблей на бомбардировки с аэропланов, было решено снова передвинуть Мобильную бригаду от Норфолка в эстурий Темзы, который рассматривался как самый удобный путь проникновения самолетов противника к Лондону.
О других зенитных системах Великобритании можно почитать здесь:
Моторные орудия моряков. QF 3-pounder Vickers. 1915. Если поставить в кузов то будет лучше.
На службе флота. 37-мм зенитная пушка на шасси Остин. 1914. Первые британские зенитки.
Два шага вперед. Pierce-Arrow Armoured AA Lorry. 1915. Лучшая ЗСУ Первой мировой.
Зенитки для царя и против царя. Peerless armored AA Lorry. 1916. Ударная сила революции.
Источники:
Станислав Кирилец, Автомобили-зенитки Первой мировой войны. На передовой «войны моторов» © Кирилец С. В., 2018 © ООО «Издательство «Яуза», 2018
Anti-Aircraft Artillery: Hogg, Ian
Lancashire Fusilier/https://www.greatwarforum.org/topic/173218-ww1-military-motors-1916-set-x-50-cards/page/151/