Найти тему

Конные скульптуры Санкт Петербурга. Падение Тевтонов.

Давным -давно земли на которых расположен наш город были населены финно-угорскими племенами. До принятия христианства они были язычниками, одним из их культов был культ коня и камня. По мнению некоторых ученых, знатного воина хоронили рядом с его конем, которого приносили в жертву на больших камнях. И, как нам сообщают любители питерской мистики, именно поэтому в городе большое количество скульптур коней, стоящих на различных постаментах. С седокам и без, скачут они по Северной столице, влекомые древними силами. Ну так это или нет, оставим раздумывать мистикам, неоспоримо одно- в городе действительно много конных скульптур, в том числе четыре конных памятника – трем царям и князю.

Самая популярная конная статуя Санкт – Петербурга - Медный всадник ,хотя не такой он уж и медный . Фигура основателя нашего города сделана из бронзы, а медным всадник стал с легкой руки А. С . Пушкина. Памятник был создан французом Этьеном Фальконе, а голову императора лепила ученица Фальконе -Мари Анн Коло. Постаментом для статуи стал огромный природный валун “Гром камень”. Его практически год доставляли из недалекого предместья Санкт Петербурга. Поэт Максимилиан Волошин назвал валун “алтарным камнем финских чернобогов”, вспоминая языческий культ. По легенде место для памятника указал Павел I.Как-то поздно вечером он шел с князем Куракиным во дворец и ему явился призрак Петра I. Призрак заговорил с ним: «Павел! Бедный Павел! Я тот, кто принимает в тебе участие». Затем призрак пошёл впереди путников, как бы ведя их за собой. Подойдя к середине площади, он указал место будущему памятнику. «Прощай, Павел, — проговорил призрак, — ты снова увидишь меня здесь»

Транспортировка  Гром-камня
Транспортировка Гром-камня

Концепцию памятника Императрица Екатерина II обсуждала с Вольтером и Дидро. Вольтер очень интересовался ПетромIи русской историей вообще. Екатерина приглашал его посетить Россию, но тот отказался, сказав что у него геморрой, а это заболевание может привести в России к смертельному исходу (убитый Петр III,муж Екатерины , по официальной версии скончался от геморроидальных коликов). Конная скульптура Петра неразрывно связана с постаментом, имеющим форму взметнувшейся волны, несущей в себе символ преодоления трудностей . Змея под копытами коня символизирует коварство, вражду, невежество противников реформ, побежденных Петром. Медвежья шкура вместо седла олицетворяет мятежный, невежественный народ, который покорился императору. Петр здесь реформатор и цивилизатор. На постаменте Екатерина велела начертать: «ПЕТРУ перьвому ЕКАТЕРИНА вторая лѣта 1782».Один выдающийся историк говорит ,что этой надписью Екатерина ставит себя в один ряд с великим реформатором .Как будто и не было ее предшественников: ни московского царя Петра II, ни лифляндской портомои Екатерины I,ни провинциалки Анны Иоанновны ,ни “весёлой Элизабет "дочери императора, ни чудаковатого Петра III. Только он и она!

Ответом надписи на Медном всаднике, была надпись, сделанная на другом памятнике императору. Он установлен у Михайловского замка по указанию Павла I в1800 году. На памятнике начертано всего два слова «прадеду-правнук”, но как много в них заключено! Павел ими указывает на свое кровное родство с Петром I. Очередной аргумент в его бесконечном споре с матерью.

-3

Памятник был заказан скульптору Бартоломео Карло Растрелли еще при жизни императора ,в 1719 г., модель была завершена в 1724 г., а отлита в бронзе много позднее - лишь в 1740-е гг., уже после смерти Карло Растрелли, мастером А. Мартелли при участии сына скульптора - архитектора В. Растрелли. Он стал первым конным монументом в истории русского искусства. Монумент практически на 40 лет старше Медного всадника!

Здесь Петр суровый самодержец и властный военачальник. Спокойно и величественно восседает на своем коне всадник, одетый в пышные одежды древнего Рима, с полководческим жезлом в правой руке и лавровым венком на голове. Горностаевая мантия спадает с плеч, обнажает боевой нагрудник; меч у левого бедра с массивной рукояткой - изображением льва - подчеркивает мощь его владельца. Дорогое покрывало, служит седлом. Петр изображен на своем любимом коне. Царь впервые увидел этого прекрасного жеребца персидской породы в армейском лагере в Прибалтике, у маркитантов. Тут же поменял этого коня на свою походную лошадь, дал еще небольшую придачу деньгами. Император назвал коня в честь любимой дочери - Елизаветы. Лизетта делил с Петром все тяготы воинской жизни: был в Персидском походе, в Полтавской битве. Этот выносливый конь преодолевал до 150 верст в сутки и был неутомим. Без Петра Лизетта скучал. Скакун беспрепятственно входил в царский шатер, принимал угощение с царского стола. Царский любимец жил очень долго и скончался, по-видимому, в 1741 году.

Четырёхгранный постамент облицован олонецким мрамором, плитами розового, зелёного и белого тонов. На боковых сторонах постамента барельефы - скульптурные картины двух сражений русских войск под предводительством Петра I: "Полтавская баталия" и "Бой при Гангуте".

Памятник предполагали установить на Васильевском острове перед зданием Двенадцати коллегий. Однако со смертью Петра I планы изменились, памятник был забыт. Вспомнил о нем Павел Iи приказал установить его перед своим новым замком.

Еще один венценосной всадник установлен на одной из самых красивых площадей города-Исаакиевской. Это памятник Николаю I(сейчас реставрируется). Он создан стараниями двух гениев : 6 метровая статуя императора отлита Петром Карловичем Клодтом ,над созданием пьедестала потрудился Огюст Монферан . Памятник представляет собой конную статую императора, которая имеет только две точки опоры и является чудом инженерной мысли своего времени. Мы видим Николая I в мундире лейб гвардии конного полка шефом которого он являлся некоторое время .

-4

Пьедестал памятника украшен четырьмя аллегорическими женскими фигурами , олицетворявшими «Силу», «Мудрость», «Правосудие» и «Веру». Головы фигур являются портретными изображениями императрицы Александры Федоровны и дочерей Николая I — Марии Александры и Ольги .Между двумя передними фигурами расположен герб Российской империи. Памятник, по замыслу авторов, олицетворял мощь и величие императорской власти. По городской легенде, дочь Николая I ,Мария Николаевна при обсуждении места постановки памятника огорчилась узнав о том ,что папенька будет стоять спиной к ее Мариинскому дворцу . Но при ином размещении памятника, император вставал бы спиной к Исаакиевскому собору, что было бы не допустимо. После октябрьского переворота неоднократно поднимался вопрос о сносе памятника, но благодаря своей уникальности он остался невредимым.

Близость к главному собору Империи – Исаакиевскому, определила в XIX веке судьбу конных композиций с братьями Диоскурами ,которые были установлены у Конногвардейского манежа. После завершения строительства Исаакиевского собора Синод потребовал удалить стоящие рядом с ним фигуры обнажённых языческих божеств. В связи с этим в период с 1844 по 1954 год Диоскуры стояли у Конногвардейских казарм по Конногвардейскому переулку, где до сих пор сохранились их гранитные постаменты.

-5

Иначе сложилась судьба другой конной композиции. В начале XX века прямо напротив Исаакиевского собора было построено здание германского посольства. Главный фасад здания украсила скульптурная группа работы Эберхарда Энке: две мужские фигуры с германскими щитами в руках, ведущие под узду двух коней. Архитектурный облик здания вызвал неоднозначные отклики петербургской общественности. Ну а фигуры тевтонов изображенных ,“ в чем мать родила “, по соседству с собором оскорбляли чувства верующих. Впрочем, простояли они не долго и пали жертвой погрома Германского посольства, который произошел после начала первой мировой войны. «Патриотически настроенная толпа” желала громить немцев везде и по городу прокатилась волна немецких погромов.

-6
-7

Конной статуей, также вызывавшей неоднозначные отклики петербургской общественности, стал памятник императору АлександруIII работы П. Трубецкого, установленный на бывшей Знаменской площади (сейчас Восстания) Монумент, как писали при создании, посвящён «Императору Александру III, державному основателю Великого сибирского пути. Памятник был открыт в 1909 году. Император Александр III в казачьей форме сидит на мощном коне, который под такой тяжестью опустил голову вниз. Поза царя повторяет позу коня – он тоже слегка нагибается вперед. Еще до открытия некоторые члены царской семьи увидели в памятнике сатиру и оскорбление монарха. Сам Трубецкой был не очень высокого мнения о своем творении. Когда разразился скандал и его спросили: «Что за идею вы хотели вложить в памятник?», он отшутился: «Не интересуюсь политикой. Я изобразил одно животное на другом». И если приверженцы монархии были полны благородного негодования, то их политические оппоненты просто издевались над творением Трубецкого. А. Рославлев известный журналист написал эпиграмму на памятник :

Третья дикая игрушка
Для российского холопа:
Был царь-колокол, царь-пушка,
А теперь ещё царь-жопа.

-8

Через три года Николай II хотел отправить монумент в Иркутск, но не получилось. 15 октября 1937 года памятник был перенесен во внутренний двор Русского Музея ,а в 1994 установлен во дворе Мраморного двоца.

Совсем не далеко от бывшей Знаменской площади, там где Невский проспект переходит в площадь Александра Невского, возвышается памятник небесному покровителю нашего города – князю Александру Невскому. Памятник был открыт 9 мая 2002 года. Над памятником работали скульпторы: В.Г.Козенюк, А.А Пальмин, А.С. Чаркин; архитекторы: Г.С. Пейчев, В.В. Попов.

-9

Город растет и. как знать, может вскорости появится очередная конная статуя. Благо недостатка в исторических личностях, достойных увековечения в памятнике нет.

-10