Найти тему
Дороги России

Овраги обводной дороги Самары, или где предстоит жить самарским многодетным семьям

Оглавление

В Якутию на автомобиле! Шаг за шагом. Часть 48.

Все самые интересные и красивые места, не выходя из машины!

2 месяца в пути. 18 000 километров автодорог.

10 000 остановок. 30 000 фотографий.

6 часовых поясов. 6 федеральных округов. 20 регионов России.

Все реки. Все стелы областей, районов, городов.

Все города, через которые проходит трасса, и все посёлки на обочинах дорог.

В этой части:

Автодороги: Региональная автодорога 36Р-069 Марьевка – Чапаевск – Самара (часть бывшей автодороги Р226 Волгоград – Энгельс – Пугачёв – Самара) и региональная автодорога 36А-144 Журавли – Новосемейкино (обводная дорога Самары).

Участок маршрута: Молодогвардейский – Журавли – Зелёненький – Берёзки – Калинка – Самарский.

Расстояние маршрута: 25 км.

Федеральный округ: Приволжский федеральный округ.

Регион: Самарская область.

Административный район: Волжский район.

Географический (природный) район: Восточно-Европейская равнина (Русская равнина).

Природно-географическая зона: Поволжье.

Часть природно-географической зоны: Среднее Поволжье.

Обширная составная часть природного района: Заволжье.

Подраздел обширной составной части природного района: Сыртовое Заволжье.

Рельеф местности: Западные отроги Общего Сырта.

Часть рельефа местности: Безымянный сырт (Самарский Сырт).

Часовой пояс (время по отношению к московскому): + 1 час.

= на всех фотографиях время московское, часы не переводил =

День в пути: 4-й день.

-2

Стела «Волжский район» (трасса Р226, 762-й км).

Мы подъезжаем к Самаре по бывшей трассе Р226 Волгоград – Энгельс – Пугачёв – Самара, часть которой в пределах Самарской области на момент нашего путешествия носила название 36Р-069 Марьевка – Чапаевск – Самара, а с декабря 2020 года была переименована в трассу Р229 на всём своём протяжении. При въезде в Волжский район на удивление увидели установленную у обочины дороги стелу с его названием – большая редкость для автодорог Самарской области. Интересно, что Волжский муниципальный район окружает Самару со всех сторон, тем самым превращая главный город области в свой анклав. Более того, Самара, являясь центром всего региона, вдобавок ко всему также является административным центром и непосредственно самого Волжского района, поэтому какого-нибудь райцентра под названием Волжский вы здесь не найдёте, ищите его под Волгоградом, это будет более успешно. Кстати, сама Самара, в свою очередь, делится на 9 внутригородских районов, и поэтому в состав Волжского района, естественно, не входит, что абсолютно не мешает ей быть центром и этого муниципалитета. Да, не каждый район в России может похвастаться тем, что его райцентром является город-миллионник! Вдобавок ко всему, выбраться из заточения Волжского района, не задев его территории, жители «оккупированной» Самары могут только по тоненькой полоске Красноглинского шоссе – «дороге жизни», ведущей из города в международный аэропорт «Курумоч». Все остальные пути так или иначе проходят через Волжский район, вот и нам не удалось миновать его – в границах этого района нам предстоит проехать почти 60 км.

-3

Поворот в посёлок Молодогвардейский (трасса Р226, 762-й км).

Небольшой посёлок Молодогвардейский, первый в пределах Волжского района на нашем пути, с населением около 200 человек, обслуживает тяговую электрическую подстанцию «Степная» южного железнодорожного обхода Самары (грузовой участок Безенчук – Кинель). Иногда его называют просто «Посёлок 47-й км», так как там находится блок-пост «47 км», где заканчивается одна из нескольких двухпутных вставок (перегонов) Южного хода самарского узла. На этом достопримечательности Молодогвардейского исчерпываются, и мы переходим к следующим увлекательным туристическим объектам Волжского района.

-4

Поворот в посёлок Журавли (трасса Р226, 763-й км).

Очередной посёлок, расположенный у трассы Р226, носит красивое экологически-поэтическое название Журавли. Здесь, в 30-и километрах от центра Самары, хорошие земельные участки для строительства индивидуальных жилых домов можно приобрести всего за каких-то 12-15 тысяч рублей за одну сотку земли – нетрудно посчитать, что бесплатная земля, выделенная администрацией для многодетных семей из Самары в размере 10 соток на каждую семью где-то на отшибе этого посёлка, едва ли будет стоить больше 100 тысяч рублей. Так стоит ли вкладываться в дорогостоящее строительство своего дома там, где тебе выдали и так никому не нужный участок, или лучше всё-таки самому подыскать себе место для постройки дома своей мечты, где тебе действительно захочется прожить всю жизнь, не ведясь на эти несчастные сотки за «сотку» от государства?

Кстати, на дорожном знаке на трассе Р226 помимо посёлка Журавли также указано, что, повернув направо, вы сможете проехать ещё и к селу Каменный Брод, так вот, не верьте – судя по всем картам, никакой дороги к этому населённому пункту здесь нет, в лучшем случае вы сможете пробиться к нему разве что по каким-то грунтовым тропинкам. Если вам действительно нужно в Каменный Брод, разумнее будет развернуться здесь и уже через 5 км съехать с трассы Р226 по кольцевой развязке на нормальную асфальтированную дорогу – трассу 36К-349 Самара – Пестравка.

-5

Выезд на обводную дорогу Самары (трасса Р226, 765-й км).

После поворота в посёлок Журавли трасса Р226 расширяется до 4-х полос (по две полосы для движения в каждом направлении) и в таком виде уходит прямиком в Самару, а мы уже спустя 2 км сворачиваем с неё вправо на начало обводной дороги Самары, чтобы объехать областной центр, посещение которого во время нашего путешествия мы не планировали изначально, с юго-восточной стороны.

-6

Летом 2020 года Самарская обводная дорога, протянувшаяся на 79 километров от окрестностей посёлка Журавли до окраин посёлка городского типа Новосемейкино, являлась ещё региональной автодорогой 36А-144, соединяющей трассу 36Р-069 Марьевка – Чапаевск – Самара (часть бывшей автодороги Р226 Волгоград – Энгельс – Пугачёв – Самара) с федеральной трассой М5 «Урал» Москва – Челябинск. В апреле 2021 года обводная дорога Самары целиком была включена в состав новой федеральной автодороги Р229 Волгоград – Энгельс – Пугачёв – Самара, являющейся преемницей бывшей трассы Р226 с той лишь разницей, что последняя, как я уже и говорил, продолжалась раньше прямиком в Самару, до центра которой здесь остаётся всего 27 км пути, а новая автодорога Р229 теперь поворачивает в обход Самары и заканчивается выходом на трассу М5 «Урал» у посёлка Новосемейкино.

-7

Последний пейзаж у трассы Р226, которой были посвящены последние 15 частей моего рассказа о путешествии в Якутию (с учётом этой статьи), предстал перед нами в виде слегка волнистого свежезасеянного поля, красиво простирающегося на восток до ближайшей лесополосы – именно такой, в виде полого-волнистой равнины степного Сыртового Заволжья, в целом мне и запомнилась трасса Р226 на пройденном нами участке между Саратовом и Самарой. Ну а сейчас пришло время прощаться с ней, пускаем скупую слезу грусти, навсегда оставив здесь частичку своей души, и поскорее сворачиваем на начало обводной дороги Самары прямо на восток – подумаешь, трасса Р226 какая-то там, пыльные жаркие поля да полузаброшенные колонии поволжских немцев, совершенно ничего интересного, в то время как впереди нас ждут действительно удивительные пейзажи и незабываемые приключения!

-8

Панорамный вид на Самару (трасса 36А-144, 1-й км).

Свернув на начало обводной дороги Самары, с высоты 128 метров над уровнем моря слева от трассы где-то вдалеке за полями и лесами в вечерней дымке сразу же разглядели едва различимые очертания города Самара и её южных окрестностей. Ну что можно рассказать про Самару человеку, объехавшему её стороной? Известно, что с 1935 по 1991 годы этот город назывался Куйбышев – в честь революционера, советского государственного и партийного деятеля Валериана Владимировича Куйбышева, объявившего здесь о победе Советской власти в 1917 году почему-то со сцены цирка. Говорят, что при въезде в регион по одной из автодорог где-то до сих пор можно увидеть сохранившуюся стелу «Куйбышевская область» – настоящий раритет из прошлого. В годы Великой Отечественной войны в Куйбышев было эвакуировано немало предприятий и заводов с западной части страны, а на случай взятия Москвы немецко-фашистскими захватчиками здесь даже планировали разместить столицу СССР, для чего Верховному главнокомандующему И.В.Сталину на глубине 37 метров специально построили подземный бункер, рассекреченный только в 1990 году и теперь доступный для посещения в виде музея «Бункер Сталина». В Куйбышеве выпускались ракеты-носители Р-7, на которых стартовали в космос все советские космонавты, включая Юрия Гагарина, а ещё здесь велось серийное производство самого массового советского реактивного пассажирского среднемагистрального самолёта ТУ-154. С 1967 года количество жителей города превысило 1 миллион человек, в связи с чем спустя 20 лет здесь был открыт метрополитен. В 2001 году в Самаре возвели новое здание железнодорожного вокзала неоднозначной формы, напоминающее большое мужское достоинство высотой 101 метр – это самый высокий железнодорожный вокзал не только в России, но и во всей Европе не только в Европе, но и во всей России! Самарцы в шутку называют его «Конец Льва Толстого», потому что он находится в самом конце улицы Льва Толстого. Сегодня Самара по количеству жителей остаётся городом-миллионником, занимая 8-е место среди всех городов России, расположившись между Челябинском (7-е место) и Омском (9-е место).

-9

При многократном приближении объектива фотоаппарата в сторону Самары на некотором расстоянии от обводной автодороги можно хорошо рассмотреть проезжающий по южному ж/д обходу города один из товарных поездов – непонятно только, почему по полностью электрифицированному участку Безенчук – Кинель следует грузовой состав под тепловозом 2ТЭ25Км. У меня есть два предположения по этому поводу: либо этот поезд движется в сторону станции «Кинель» от неэлектрифицированной ж/д линии Пугачёвск – Звезда без остановки, либо, судя по его вагонам-цистернам, он тащит их прямиком с одного из нефтеперерабатывающих заводов Самарской области, железнодорожные подъезды на территорию которых наверняка неэлектрифицированы. Хотя нет, второй вариант не подходит, ведь тепловоз 2ТЭ25Км является магистральным, и вагоны-цистерны с нефтезаводов на электрифицированные сортировочные станции вывозит точно не он, а скорее какие-нибудь местные маневровые тепловозы-кукушки. Кстати, один из нефтеперерабатывающих заводов даже немного просматривается на возвышенности вдалеке за железной дорогой, в 10-и километрах от обводной дороги Самары по прямой – это Куйбышевский НПЗ, построенный в 1943-1945 годы и расположенный в Куйбышевском районе города Самары (не путать с Новокуйбышевским НПЗ, построенным чуть западнее, в городе Новокуйбышевске, и чуть позже, в 1946-1951 годы). Куйбышевский нефтеперерабатывающий завод, входящий в наши дни в состав нефтяной компании «Роснефть», является основным загрязнителем воздуха в Самаре, даже несмотря на то, что находится на самой окраине города.

-10

За нефтяными резервуарами Куйбышевского НПЗ можно увидеть многочисленные многоэтажные новостройки нового микрорайона Волгарь, построенного в Куйбышевском районе Самары в 2010-е годы на месте бывшего совхоза «Волгарь». Самый зоркий глаз сможет увидеть на фотографии слева от многоквартирных домов две большие белые металлические треугольные конструкции – это шпренгели (усиливающие конструкции) нового Фрунзенского моста через реку Самара, построенного к 2020-му году и соединившего Куйбышевский район Самары с центром города.

-11

Обводная дорога Самары (трасса 36А-144, 1-й км).

Ну а мы оставляем Самару в стороне и отправляемся по её обводной дороге прямиком на восток, в обход города. Дорожный знак с указанием расстояний до столиц России и Башкирии, установленный в начале трассы 36А-144, если по отношению к направлению Уфы вопросов не вызывает, то Москва, так-то, находится совершенно в противоположной стороне от нашего пути следования, и её название на указателе слегка вводит в заблуждение. Дело в том, что поскольку мы проезжаем по объездной дороге Самары, то и поток транзитных машин здесь, соответственно, направляется в обход города, в том числе и тех, кто движется на запад. Несмотря на то, что прямиком через Самару в сторону Москвы можно сократить путь примерно на 30 км, лучше всё-таки объехать её по обводной дороге, сделав большой полукруг – так вам не придётся проезжать через весь город насквозь, что наверняка сохранит не только ваше время, но и ваши бесценные нервы.

-12

Спуск в овраг Тёплый (трасса 36А-144, 5-й км).

Первый красивый пейзаж местности на обводной дороге Самары можно увидеть уже на 5-м километре трассы, круто спускающейся к оврагу Тёплый с отметки 132 метра над уровнем моря, теряя высоту более чем в два раза, до 64-х метров.

-13

Пруд Зелёненький и коттеджный посёлок «Чистые Пруды» (трасса 36А-144, 6-й км).

Овраг Тёплый у Самарской обводной дороги разделяется на два отдельных рукава, расходящихся лучами в юго-западном и юго-восточном направлениях справа от трассы в виде двух живописных прудов, заполненных водой в период строительства автодороги 36А-144. На карте эти водоёмы похожи на две ноги, обутые в сапоги на высоком каблуке, словно две уменьшенные Италии, широко шагающие с востока на запад. Первый пруд (юго-западный) получил название Зелёненький, второй (юго-восточный) почему-то остался без имени, хотя наименование первого пруда так же не совсем понятно, ведь цвет его воды совершенно не отражает его названия. Между двумя искусственно созданными водоёмами-сапогами уютно расположился коттеджный посёлок «Чистые Пруды», где можно купить одну сотку земли уже за 19-35 тысяч рублей, но если вдруг надумаете брать – приобретайте лучше несколько соток сразу, одной может и не хватить, а то видел я эти частные домовладения-скворечники в центре Ростова по пол-сотки земли на семью, так уж лучше в квартире жить, чем в таком доме.

-14

Пруд Зелёненький (трасса 36А-144, 7-й км).

Сравнявшись на одном уровне с прудом Зелёненький, спустившись до 64-х метров абсолютной высоты, прямо с трассы можно увидеть превосходные пейзажи искусственного водоёма, заполнившего собой первый (юго-западный) рукав оврага Тёплый. С другой стороны от дороги, напротив Зелёненького пруда, через небольшой шлюз вытекает маленький ручеёк, теряющийся в зарослях кустарников и невысоких деревьев где-то в глубине Тёплого оврага. Когда-то по его дну протекала речушка Тёплый Стан, но сейчас она представляет собой лишь небольшой пересыхающий ручей, который теперь носит название Тёпленький.

-15

Овраг Тёплый и посёлок Зелёненький (трасса 36А-144, 7-й км).

Менее чем через 1 км обводная дорога Самары проходит рядом со вторым, безымянным прудом, напротив которого с другой стороны трассы, если посмотреть в северном направлении, открываются красивые виды оврага Тёплый и небольшого посёлка Зелёненький, расположенного прямо у его восточного зелёненького склона.

-16

В 2013 году у жителей посёлка Зелёненький, население которого составляет около 400 человек, было немало бытовых и прочих жилищных проблем, среди которых можно озвучить такие, как: отсутствие газа и централизованного отопления, из-за чего жителям населённого пункта приходилось готовить пищу и греться в холодное время года с помощью угля; отсутствие водоснабжения, организованного в посёлке лишь в виде одной-единственной старой водопроводной колонки, качающей грязную ржавую воду; отсутствие канализации, представленной единственным на весь посёлок нечищеным общественным туалетом, в который невозможно войти; отмена бесплатного дошкольного автобуса, прежде перевозящего малышей в ближайший детский сад, расположенный в соседнем селе Воскресенка в 8-и километрах отсюда. Интересно, многое ли изменилось в посёлке Зелёненький за эти годы?

-17

Безымянный пруд в овраге Тёплый (трасса 36А-144, 8-й км).

Возле поворота в посёлок Зелёненький с обводной дороги Самары, там, где трасса снова резко начинает набирать потерянную высоту, справа от дороги открывается красивый вид на безымянный пруд, заполнивший собой второй (юго-восточный) рукав оврага Тёплый. Где-то здесь, чуть левее от безымянного пруда, в середине 2010-х годов так же, как и в посёлке Журавли, в необустроенном месте, что называется «в чистом поле», были выделены бесплатные участки земли для многодетных семей из Самары, чтобы они могли построить здесь индивидуальные жилые домовладения своей мечты за свой личный счёт. Местá здесь, бесспорно, очень красивые, но вот ежедневно готовить пищу на углях, греться зимой у печки, постоянно добывать питьевую воду и возить детей в детский садик за 8 км от дома – нет уж, извините, лучше приезжать в такие глухие места за первобытной романтикой разве что на пикник, ну или в гости к поселившимся здесь многодетным семьям, чем самому обустраиваться тут на постоянное место жительства.

-18

Спуск в овраг Большой Лопатинский (трасса 36А-144, 11-й км).

Второе место с красивыми пейзажами обводной дороги Самары можно увидеть уже через три километра, там, где трасса 36А-144 спускается с высоты 142 метра на 79 метров ниже в овраг Большой Лопатинский. Слева от дороги прямо на склонах этого оврага расположились многочисленные домики небольшого посёлка Берёзки и большого дачного массива «Аглос», включающего в себя комплекс садово-дачных товариществ, окружающих посёлок Берёзки со всех сторон и постепенно поглощающих его всё сильнее и сильнее. В принципе, справа от трассы тоже можно увидеть большое «соцветие» разноцветных дачных домиков Аглосского дачного массива, но поскольку на моей фотографии их не видно, то здесь о них не может быть и речи.

-19

Поворот в посёлок Берёзки (трасса 36А-144, 12-й км)

Постоянное население посёлка Берёзки составляет всего лишь чуть больше 20 человек, хотя дорожный указатель «Берёзка 1» и врёт, что там осталась только одна берёзка. Затерявшись среди более крупных садоводческих товариществ, посёлок фактически слился с ними в единое целое, представляя собой по большому счёту такие же точно дачные домики, как и в расположенных вокруг него садово-дачных комплексах. Напротив Берёзок в советское время находился небольшой посёлок Крестьянин, но теперь его полностью поглотил прожорливо разрастающийся Аглосский дачный массив, окончательно и безвозвратно стерев очередного Крестьянина с лица земли.

-20

Безымянный пруд в овраге Большой Лопатинский (трасса 36А-144, 14-й км).

Пересекая овраг Большой Лопатинский, справа от дороги можно увидеть широкий безымянный пруд, заполнивший своими водами дно только что названного оврага. Чуть дальше к югу после сдерживающей его дамбы этот водоём переходит в пруд с христианским названием Рождество, который в свою очередь продолжается по оврагу Большой Лопатинский до ближайшего посёлка Калинка. С противоположной стороны трассы к северу по оврагу в нескольких километрах от обводной дороги Самары расположен посёлок Новоберёзовский, где в советские годы была создана Поволжская агролесомелиоративная опытная станция (Поволжская АГЛОС) с целью определения сбалансированного отношения пашни, степи, леса, воды и поселений, а при ней – искусственное водохранилище, заполнившее дно оврага Большой Лопатинский. В описании водохранилища Поволжской АГЛОС сказано, что его длина составляет около 8 км, и если это так, то безымянный пруд, который мы видим справа от трассы, входит в его состав, хотя, если учитывать, что общее расстояние по оврагу Большой Лопатинский, заполненное цепочкой прудов от посёлка Новоберёзовский до посёлка Калинка, составляет лишь 5,5 км, то даже в случае включения всех этих водоёмов в состав водохранилища Поволжской АГЛОС его длина всё равно никак не соответствует заявленной. Вот такая вот получается калинка-малинка, берёзка да рябинка.

-21

Поворот в посёлок Калинка (трасса 36А-144, 16-й км).

Выбравшись по Самарской обводной дороге из Большого Лопатинского оврага и взобравшись на высоту 123 метра над уровнем моря, перед очередным красивым спуском можно увидеть поворот в посёлок Калинка, который расположился в 3,5 км от трассы, прямо между двумя оврагами Большой Лопатинский и Калининский, соединяющимися там воедино, в окружении лесного массива чуть севернее от одной из Генковских лесополос – Дубовской лесной полосы №6, являющейся памятником природы регионального значения, преобладающими породами деревьев которой являются клёны и дубы. Наговорил с три короба, а по факту кроме таблички «Калинка → » ничего так и не увидел.

-22

У поворота в посёлок Калинка в начале лета 2020 года произрастало высаженное ровными рядами красивое сельскохозяйственное поле с молодыми сочно-зелёными побегами, недавно взошедшими после посева. Волжский район является одним из крупнейших производителей сельхозпродукции в Самарской области, в том числе по выращиванию зерна: пшеницы, ржи, ячменя, проса, гречихи. Какая именно сельскохозяйственная культура была высажена на этом поле, сказать затрудняюсь, а точнее вообще понятия не имею – от полевых работ я далёк примерно чуть больше, чем совсем.

-23

Переход линии электропередачи Алексеевка – Воскресенка через обводную дорогу Самары (трасса 36А-144, 17-й км).

После поворота в Калинку, перед спуском в Чугунов овраг Самарская обводная дорога делает крутой изгиб на северо-восток и проходит здесь под воздушной линией электропередачи, которая берёт своё начало на электрической подстанции ПС 500 кВ «Куйбышевская» у посёлка городского типа Алексеевка и идёт параллельно трассе 36А-144 до электрической подстанции ПС 220 кВ «Новокуйбышевская», находящейся в селе Воскресенка рядом с городом Новокуйбышевск. Куйбышевская подстанция возле Алексеевки, обеспечивающая электроэнергией, по некоторым данным, более 70% территории Самарской области, в том числе такие крупные промышленные центры региона, как Самара, Новокуйбышевск, Чапаевск и Отрадный, является самой мощной, Вася, подстанцией этого субъекта федерации с установленной мощностью 1602 МВА (не знаю, сколько это, но походу очень много). Тем временем вдалеке, за изгибом дороги, на склоне возвышенности, спускающейся в Чугунов овраг, уже виднеются дачные домики садоводческого некоммерческого товарищества «Октябрьское» – туда мы и держим наш дальнейший путь.

-24

Спуск в овраг Чугунов (трасса 36А-144, 17-й км).

Третий красивый спуск в очередной овраг на Самарской объездной дороге находится на 17-м километре трассы 36А-144 – здесь хорошо видно, как наша автодорога, спускающаяся в овраг Чугунов с высоты 123 метров до 56 метров над уровнем моря, пересекается с федеральной трассой А300 Самара – Большая Черниговка – граница с Казахстаном, а на восточном склоне оврага расположены многочисленные домики садово-дачных товариществ «Солнечный Берег» (слева от обводной дороги Самары) и «Октябрьское» (справа от дороги).

-25

Транспортная развязка обводной дороги Самары с трассой А300 Самара – Большая Черниговка – граница с Казахстаном (трасса 36А-144, 18-й км).

Первый крупный выход с обводной дороги Самары представляет собой клеверообразную транспортную развязку, по которой трасса 36А-144 идёт дальше прямо по путепроводу, а автодорога А300, ведущая из Самары через село Большая Черниговка на границу с Казахстаном, и затем уходящая в казахстанский город Уральск в виде трассы М32, проходит перпендикулярно под нами. И если в сторону Большой Черниговки и дальше в Казахстан здесь достаточно просто свернуть направо перед путепроводом, то для того, чтобы попасть в Самару, сразу после путепровода необходимо сделать крутой разворот на 270 градусов по одному из четырёх «листьев клевера».

Клеверообразная транспортная развязка из мультфильма «Ну, погоди!»
Клеверообразная транспортная развязка из мультфильма «Ну, погоди!»

В простонародье клеверообразную транспортную развязку называют по разному: «бабочка», «ромашка», «клевер». Именно на такой развязке ещё в 1971 году безуспешно пытался поймать свою красную «Яву» Волк в 3-м выпуске моего самого любимого советского мультфильма «Ну, погоди!».

-27

Перед поворотом в сторону Большой Черниговки у начала транспортной развязки справа от обводной дороги Самары невозможно не заметить небольшую одиноко растущую грустную берёзку, отделённую нешироким зелёным полем от других деревьев – собратьев по разуму, скрывающих собой домики садоводческого товарищества «Ромашка». Над макушками этих деревьев можно разглядеть, как с восточного склона Чугунова оврага спускаются вниз дачные дома СНТ «Октябрьское».

-28

С путепровода на Самарской обводной дороге в юго-восточном направлении открывается красивый панорамный вид на уходящую вдаль, в сторону Казахстана, федеральную трассу А300, которая раньше называлась М32 и шла от Самары прямо до Уральска. В наши дни на территории Казахстана она сохранила свой прежний номер М32, и после Уральска под этим же названием продолжает свой дальнейший путь с северо-запада на юг страны через такие города, как Актобе (бывший Актюбинск, не путать с астраханским Ахтубинском), Аральск (город у высохшего Аральского моря), Байконур (город, где находится первый в мире космодром, договор на аренду которого между Россией и Казахстаном заключён до 2050 года, после чего, вероятно, стоит ожидать каких-то политических споров типа «Байконур наш!»), Кызылорда (не путать с городом Кызыл – столицей Республики Тыва в составе России), Туркестан (древний город, основанный ещё в V веке, правда уже нашей эры) до города Шымкент (здесь сама собой вспоминается песенка: «В сказочном Ростове жил волшебный садовник Шым…» («Каста» здесь, здесь все!), а вообще-то Шымкент – это крупнейший по территории город Казахстана, известный до 1992 года как Чимкент). Далее от Шымкента уходит два направления основных дорог Средней Азии: на восток – в Бишкек (столица Киргизии), Алматы (он же Алма-Ата, являвшаяся до 1997 года столицей Казахстана) и дальше в западный Китай; на юг – в Ташкент (столица Узбекистана), Душанбе (столица Таджикистана) и дальше через Кабул (столица Афганистана) и Исламабад (столица Пакистана), если останетесь в живых, можно доехать даже до Нью-Дели (столица Индии). Так что если кто вдруг надумает прокатиться в Индию на своей машине, добро пожаловать в Самарскую область на трассу А300. А я планирую взять на заметку маршрут из Самары через Среднюю Азию до Индии и дальше до Непала, к высочайшей вершине Земли – горе Эверест, примерно в третьей или четвёртой своей жизни, уже после того, как объеду всю Россию, Европу, и прокачусь по легендарной американской трассе «Route 66» от Чикаго до Лос-Анджелеса.

-29

С путепровода на Самарской обводной дороге в сторону северо-запада смотреть на трассу А300 уже не так интересно – через каких-то 20 км отсюда она заканчивается в центре Самары, где мне уже приходилось однажды побывать в этой жизни, поэтому в этом направлении мечтать о неосуществимых маршрутах и путешествиях уже не приходится. Новые жилые дома, которые хорошо видны справа от трассы А300, уходящей в сторону Самары – это коттеджный посёлок «Самарский», построенный совсем недавно в составе одноименного некоттеджного посёлка, также называющегося Самарским, но расположенного уже с противоположной, восточной стороны оврага Чугунов.

-30

Для поворота в Самару по клеверообразной транспортной развязке, спускающейся на трассу А300, сразу после путепровода, как уже и говорилось, по указателю «Самара ↗ » нужно повернуть направо и, совершив разворот на 270 градусов, таким образом фактически повернуть налево. Уже через 10 км после этого поворота трасса А300 упрётся в кольцевую развязку, по которой можно продолжить движение в центр Самары прямо, через новый микрорайон Волгарь и новый Фрунзенский мост, или же, повернув направо, доехать до центра города по Южному шоссе через Южный мост. Ну а мы продолжаем наш путь по обводной дороге Самары прямо, на северо-восток.

-31

Овраг Чугунов (трасса 36А-144, 18-й км).

Сразу после транспортной развязки с трассой А300 Самарская обводная дорога по широкому мосту пересекает овраг Чугунов, о чём нас дружелюбно информирует дорожный знак 6.11 «Наименование объекта». Справа за мостом можно увидеть удивительный жёлтый домик, в котором, если верить вывеске на его белой крыше, уместилось целых «24 кафе», а если вспомнить, что «жёлтыми домами» в России обычно называют психиатрические лечебницы, то не удивлюсь, если официантом там служит ни кто иной, как сам Наполеон Бонапарт.

-32

Чугунов овраг в районе обводной дороги Самары заполнен большим живописным водохранилищем, на восточном берегу которого, если посмотреть с трассы 36А-144 направо, можно увидеть жилые дома счастливых обладателей дачных участков в составе садоводческого некоммерческого товарищества «Октябрьское». Цена за более-менее приличный участок в 8 соток составляет здесь уже около 300-500 тысяч рублей – не удивительно, что самарским многодетным семьям бесплатная земля от государства тут явно не светит.

-33

Овраг Чугунов простирается параллельно трассе А300 примерно на 10 км в направлении с северо-запада на юго-восток, от села Лопатино до села Дубовый Умёт, в котором с 1963 года на «радость» местным жителям работает спецкомбинат «Радон» по хранению радиоактивных отходов – вот вам и счастливые обладатели дач в СНТ «Октябрьское», расположенного всего в 5 км от пункта захоронения отходов радиационного сырья. Большое водохранилище у посёлка Самарский, заполняющее своими водами по длине примерно третью часть оврага Чугунов, с севера ограничено плотиной, после которой в этом же овраге образован ещё один небольшой пруд длиной чуть больше одного километра. Таким образом, в целом Чугунов овраг заполнен искусственными водоёмами примерно на половину всей своей длины.

-34

Южная окраинная часть большого живописного водохранилища, отделяясь от оврага Чугунов, ныряет под мост, расположенный на трассе А300 между садоводческими товариществами «Октябрьское» и «Ромашка», и затем в виде небольшого хвоста длиной около 1 км уходит к северной окраине оврага Лопатин, однако с обводной дороги Самары ни самого этого оврага, ни южного края водохранилища совсем не видно, поэтому здесь о них больше не может быть и речи.

-35

Разноцветные домики СНТ «Октябрьское» на берегу тихого и спокойного водохранилища оврага Чугунов в вечерних сумерках под белым диском уже появившейся в небе луны выглядят довольно таинственно, но в то же время так уютно и умиротворённо, что сразу же хочется остановиться на ночлег прямо в любом из них. Правда, хозяева этих дачных домиков, думаю, не очень обрадуются незваным гостям, да к тому же въезд на территорию СНТ был ограничен шлагбаумом, так что придётся поискать стоянку для сна и отдыха, наверное, где-нибудь в другом месте.

-36

С противоположной стороны моста, через дорогу, в северном направлении перед нами открывается панорама основной, бóльшей части большóго живописного водохранилища в овраге Чугунов, с западной стороны которого прямо к берегу подходят жилые дома улицы Прибрежная коттеджного посёлка «Самарский», в то время как на другом, восточном берегу, по склону спускаются к водоёму домики садово-дачного товарищества «Солнечный Берег», которое чуть севернее, примерно в полутора километрах от трассы, плавно переходит в жилой посёлок Самарский, но его с моста уже практически не видно.

Панорама транспортной развязки трассы 36А-144 (обводная дорога Самары) с трассой А300 Самара – Большая Черниговка – граница с Казахстаном и большого живописного водохранилища в овраге Чугунов (фото из интернета)
Панорама транспортной развязки трассы 36А-144 (обводная дорога Самары) с трассой А300 Самара – Большая Черниговка – граница с Казахстаном и большого живописного водохранилища в овраге Чугунов (фото из интернета)

Проехав овраг Чугунов, обводная дорога Самары резко уходит вверх, поднимаясь на высоту с 56-и до 139-и метров над уровнем моря, однако наше дальнейшее знакомство с трассой 36А-144 мы продолжим уже в следующей части моего рассказа.

Читать следующую часть

Читать предыдущую часть

В Якутию на автомобиле! Шаг за шагом Вступление (начало путешествия)

Как собраться в длительное автопутешествие, если денег почти нет

Маршрут:

День 1 Ростов-на-Дону Каменск-Шахтинский Миллерово Богучар Петропавловка Заброды

День 2 Заброды Калач Воробьёвка Новохопёрск Поворино Пески

День 3 Пески Балашов Калининск Лысые Горы обход Саратова Маркс

Регионы: Ростовская область, Воронежская область, Саратовская область, Самарская область

Города: Богучар, Калач, Новохопёрск, Поворино, Пугачёв

Автодороги: М4 «Дон», б/н Богучар - Калач - Поворино, А144 Курск - Воронеж - Саратов, Р226 Волгоград - Энгельс - Пугачёв - Самара …

Все части рассказа можно будет прочитать на моём канале «Дороги России».