Здравствуйте уважаемые читатели. Я очень редко делаю обзоры на отдельные фантастические произведения. Обычно, составляю подборку из нескольких книг. В данном случае, считаю необходимым выделить на описываемый роман отдельную статью.
Итак, «Звезда Пандоры» (2004) принадлежит перу британского фантаста Питера Гамильтона. Это первый, начальный роман большого цикла «Содружество». Его продолжение, - роман «Иуда Освобожденный» в принципе можно рассматривать как единое целое со "Звездой Пандорой". Одно произведение из двух частей. Однако, даже одна «Звезда Пандоры» настолько велика по объему и содержанию, что целесообразно рассматривать ее отдельно. Более того, описание воинственной расы – антагонистов землян, я вынес в отдельный обзор, который уже был опубликован ранее. Ссылку на него дам в конце материала. Иначе статья получится совсем громоздкой.
Вселенная Содружества представляет собой будущее человечества. Люди колонизовали множество планет в галактике и экспансия человечества продолжается. Особенность гамильтоновской концепции освоения космоса заключается в отсутствии космического флота и космических кораблей.
На заре движения людей к другим планетам в Солнечной системе, несколько молодых ученых открыли способ открытия пространственно – временных тоннелей, или червоточин. Таким образом, людям больше не нужно двигаться в космическом пространстве для покорения других планет. Достаточно открыть туда портал. За триста с лишним лет после этого открытия, человечество освоило около шестисот планет, в радиусе нескольких сотен световых лет от Земли. Содружество продолжало расширяться. На момент начала действия сюжета «Звезды Пандоры» готовилась масштабная колонизация, так называемой, четвертой зоны космоса.
Но обладание возможностью мгновенного переноса любых масс и любого количества людей к другим планетам стало лишь одним краеугольным камнем цивилизации будущего. Человечество обрело фактическое бессмертие. Биотехнологические науки достигли невиданного прогресса в области клонирования. Но главное, была открыта технология переноса сознания. Таким образом, практически каждый человек мог сколько угодно подвергать себя процедуре омоложения. переносу в свое молодое тело.
В социальном и экономическом плане возможность омоложения и возможность распространения капиталов на новые колонии привели к устойчивому росту населения и бизнеса. Это способствовало бесконечному экономическому росту и процветанию. Цивилизация Содружества – общество законсервированного капитализма, которому удалось разрешить противоречия, характерные для нашего времени, когда расширяться больше некуда. А если учесть выпадение проблемы старения населения, становиться понятно, что человечество, особо не напрягаясь, вступило в эру золотого века.
Я не один такой умный, кто делал обзор на «Содружество» Гамильтона. Но практически везде, на самых мощных порталах, посвященных фантастической литературе, неизменно находил упрек в адрес фантаста, мол, оставил человечество практически неизменным. Таким же, как в 20 – 21 веках. По мне так очевидно, что созданная на основе вышеописанных научно-технологических изобретений цивилизация не имела никаких причин менять свой экономический уклад. Низы хотели, верхи могли. Ну и зачем меняться?! Это также как сравнивать, например, людей 2001 и 2021 гг. России. Общества этих годов не сильно отличаются друг от друга. Человек из 2001 года за неделю освоит пользование безналичным расчетом, смартфоном и прочими благами развития бытовой техники. А так, все осталось таким же. Практически все. А вот человеку из 1990 на рубеже веков будет туговато. Пусть позднесоветская система уже и начала знакомится с капитализмом, но это были еще зачатки. Клоню к тому, что в условиях консервации и устойчивости социально – экономических порядков, людям незачем становиться другими. Как учил еще Карл Маркс, экономика - это базис, основа. Все остальное вторично. Так что в этом аспекте Питер Гамильтон вполне достоверен.
Другое дело, что в такой обширной фантастической Вселенной, да еще и в масштабном произведении, можно было продумать изюминки, особенности разных миров. Культурные или географические, климатические и т.п. Герои появляются во многих локациях, но все эти места какие-то одинаковые. При том, что Гамильтон описывает межпланетные поезда и прочие глобальные вещи Содружества. Получается, что Содружество достаточно уникальная фантастическая Вселенная, а вот ее составные части, отдельные планеты, практически не прописаны.
Парадокс, не уделяя много внимания мирам Содружества, что само по себе странно, ведь в жанре космической оперы, миры важнейший элемент произведения (вспомним Аврору Айзека Азимова, Барраяр Л. М. Буджолд, Диомед Пола Андерсна и др.), писатель временами погружается в описания мелких и мельчайших деталей. Например, как герой движется из пункта А в пункт Б, выгоняет машину из гаража, как выглядит та или иная комната и дом, в описании вечеринки или совещания. Текст книги не выглядит затянутым, не напоминает литературу позапрошлого столетия. Но некоторые описания просто увеличивают объем повествования, непонятно для какой причины.
Я чуть было не бросил «Звезду Пандоры». Читаешь, и ловишь себя на мысли, что начинаешь за чтением обкатывать какие-то посторонние, по отношению к гамильтоновскому Содружеству, мыслишки. Попробовал слушать в аудиоварианте. То же самое. Чтение продолжалось на одних морально-волевых качествах. Слабовольный и бесхарактерный человек я или блогер фантастики, одолевающий самые крутые вершины жанра?! Дочитаю и расскажу читателям, какая тягомотина эта самая «Звезда Пандоры». Не буду строить из себя великого гурмана, как некоторые понимаешь. Мол, это же сам Гамильтон, вершина фантастики. Не стану так делать. Думалось мне после прочтения первых пяти - шести глав романа.
Постепенно, плавно начинаешь вникать в текст, приноравливаться к повествованию Питера Гамильтона, с его описаниями и вниманию к деталям. По мере привыкания к линиям большого количества героев, приходило понимание книги.
Могу ошибаться, но Гамильтон не открыл ничего принципиально нового для жанра космической оперы. Все его допущения, в той или иной форме, где-то уже были до «Звезды Пандоры». Но соединение разных приемов и ответвлений в одном произведении, действительно нетривиальная вещь. Тут и нотки, напоминающие гуманистическую фантастику Клиффорда Саймака и космическую поэзию Пола Андерсона. Имею в виду линию Оззи и Ориона в поисках ответов у расы сильфенов. Здесь и детективная и шпионская фантастика о полицейской Пауле Миа, Хранителях, Адаме Элвине и Звездном страннике. Красива и грустна романтическая история Казимира и Джастины. Во взаимоотношениях Марка и Лиз Вернонов, с их проблемами и взглядами, характерными для обывателей Содружества, прослеживаются нотки социальной фантастики. Ну и конечно линия сюжета, связанная с звёздными системами Пары Дайсона, жестокой цивилизацией праймов. Она представляет космическую фантастику во всей своей красе. Момент десанта агрессоров на одну из планет, реакция ее жителей и дальнейшие действия, вполне себе фантастический боевик.
Вообще, с появлением на сцене праймов, характер чтения книги меняется практически на 180 градусов. Я с нетерпением поглощал страницу за страницей, столь динамично и убедительно Гамильтон смог развернуть перед читателем эпопею. Детали сюжетных линий уже не кажутся лишними и ненужными. Этого просто не ощущается.
Итог
Друзья. Не буду я советовать или отсоветовать читать данную масштабную эпопею Питера Гамильтона. Я лично не пожалел. Складывая все то, что автор внес во Вселенную Содружества, нельзя не отметить ее яркости. Мощная космическая фантастика, не уступающая по размаху лучшим образцам жанра. Имею в виду, прежде всего, разработанность Вселенной, потому что о литературных качествах книги П. Гамильтона судить однозначно не могу. Свои субъективные ощущения написал выше.
На этом все. Читайте фантастику.
Ссылка на обзор космической цивилизации праймов из романа "Звезда Пандоры" Агрессивные фантастические расы. Сравниваем и выбираем | Интересная фантастика. | Яндекс Дзен (yandex.ru)
Подписывайтесь на группу ИФ в ВК https://vk.com/infantastika - уведомления о новых статьях этого Дзен-канала и другие посты про интересную фантастику.