"ЧЕРТЁЖ - ЭТО АЗБУКА СВАРЩИКА" (с)
Не секрет, что на сегодняшний день очень многие сварщики рассматривают варианты заработка за границей, а другим приходится выполнять заказы на Родине для зарубежных заказчиков.
Реалии современного рынка труда и анализ вакансий, в особенности европейских, показывают, что самым востребованным методом сварки сегодня является 135/136 метод - полуавтоматическая сварка.
На многих производствах, а чаще всего на вакансию "полуавтомат" встречаются производства различных металлоконструкций, где помимо практических умений по выполнению швов, необходимо производить сборку, а для этого - читать чертежи.
Идеальным вариантом, конечно, будет изучить целиком прикладные документы международного стандарта, например ГОСТ Р ISO 2553-2017. А ещё лучше - непосредственно те самые, опираясь на которые составлены конкретно ваши чертежи. Однако в таких и похожих инструкциях находится чрезмерно много информации, большая часть из которой вам не понадобится вовсе, либо лишь в редких случаях.
Так случилось, что в момент написания этой статьи я провожу отбор специалистов-сварщиков по одной из вакансий для работы за границей. Опыт отбора показал, что даже "старые" специалисты с хорошим уровнем сварки чертежи не читают.
По сему предлагаю показать и объяснить на примерах самые простые и нужные моменты в чертежах по стандарту ISO, знание которых вам вполне хватит для прохождения экзаменов и успешной работы по сборке и сварке металлоконструкций. Поехали! ;)
1. Катет и толщина: грубая ошибка
Начнём с того, что при сварке металлоконструкций основные соединения - тавровые, чуть реже встречаются стыковые, нахлёсточные и ещё реже все остальные.
Для тех, кто ещё далёк от тематики, тавровое соединение - это конструкция из металла с поперечным сечением в виде буквы "Т":
Шов, который сваривается на тавровом соединении имеет форму равнобедренного прямоугольного треугольника и может измеряется по трём разным параметрам: по своему катету, толщине или гипотенузе (лицевой части шва). Для наглядного примера смотрим фото ниже:
Умение сваривать нужный "катет", пожалуй, самый основной момент в сварке металлоконструкций. Однако перед тем как его сварить - его нужно правильно считать с чертежа. И вот здесь таится небольшая загвоздка, о которой многие даже не подозревают. А суть вот в чём:
В странах СНГ шов на тавровом соединении принято измерять по его катету, а в Европе - по его толщине.
Вот и получается, что сварщик из стран бывшего Союза, получив достаточный опыт на местных предприятиях, "кладёт катет" как он привык, даже не подозревая, что в чертеже прописано измерение по толщине шва. Давайте разбираться:
Как уже стало понятно, в странах СНГ (по ГОСТу) катет часто подписывают нужным числом после значка треугольника, а по европейскому стандарту (ISO) перед номинальным числом пишется маленькая буква "z". Смотрим пример:
Однако по факту и чаще всего, в международных чертежах по стандарту ISO размер шва на тавровом соединении указывают через его толщину и перед фактическим размером в миллиметрах прописывают маленькую букву "a":
Сварщики легко ошибаются, принимая толщину сварного шва за катет сварного шва. А разница колоссальная, ведь к примеру сварной шов с катетом 7 мм будет иметь толщину равную 5 мм. Переводить следует по формуле: катет = толщина в корне квадратном (z = a√2).
Запомните этот важный момент и держите в голове, поехали дальше! ;)
2. Усиление шва
Еще один важный момент, на котором "спотыкаются" сварщики, привыкшие работать на стандартам ГОСТ. Дело в том, что в большинстве конструкций по евростандартам шов сваривается без валика (усиления) - другими словами шов должен быть плоским (см. фото выше).
В редких случаях, где требуется валик - обозначение в чертеже рисуется с выпуклостью:
Здесь ещё хотелось бы добавить, что по EN-стандартам швы, толщина которых равна 8 и более миллиметрам - свариваются в несколько проходов, что, к слову, может не иметь обозначения в чертеже, это следует просто знать.
О сварке такого многопроходного шва (Multi-pass weld) я писал ранее. Найти статью можно перейдя по этой ссылке.
3. Шов на противоположной стороне
Очень часто встречающиеся обозначение, с которыми почему-то происходит путаница у сварщиков. Смотрим фото ниже, на нём изображено обозначение шва на одной и противоположной стороне:
Как уже стало понятно, обозначение двух швов прописано через одну полку, которая обозначается прямой линией и пунктирной прямо под ней. Тут стоит понимать, что второй шов должен быть выполнен противоположно (напротив) - значит между двумя деталями на одной плоскости, а никак не на обратной стороне, где уже может быть расположена третья деталь.
4. Шов по замкнутому контуру
Тут всё элементарно и понятно исходя из названия: шов сваривается по замкнутому контуру (проще говоря "откуда начали туда и пришли") и обозначается кружочком на углу полки и стрелочки-указателя.
Здесь не стоит лишний раз задумываться, ведь шов по замкнутому контуру может быть изображён и выполнен не только кольцевыми швами, но и на любой геометрической фигуре (квадрате, прямоугольнике, овале и т.д.) Пример:
Как видно - обозначение шва по замкнутому контуру идентично и для квадрата.
5. Прерывистый шов, шахматный прерывистый шов и цепной прерывистый шов
Прерывистый шов применяется для сваривания элементов с опасностью перегрева конструкции и обозначается вот таким образом:
Как видно на фото выше, после обозначения толщины стоит обозначение "3х" - число перед "икс" показывает количество швов; следующее число без скобок - длину шва в миллиметрах; и завершающее число в скобках - длину промежутка в миллиметрах.
Шахматный прерывистый шов сваривается точно также, только с двух сторон, а швы лежат напротив свободных промежутков обратной стороны соединения. Обозначается вот так:
Видим, что перед всеми обозначениями появился огромный значок в виде буквы "Z" - именно он указывает на шахматный прерывистый шов.
Цепной прерывистый шов/швы в отличает от шахматного сваривается напротив другого по обеим сторонам соединения. Пример обозначения и сварки:
6. Замковый шов
Так называемый "шов-замок" также довольно частно встречается в различных металлоконструкциях за рубежом, и как правило его оборотная часть зачищается "под ноль":
Всё самое основное и наиболее важное, касаемое размеров, обозначения и расположения сварных швов при сборке и сварке металлоконструкций мы закончили! Ничего сложного, согласитель?
Однако нам осталось узнать об ещё одной не менее важной вещи - о геометрической толерантности (допусках) или "правиле трёх ПЭ". Об этом я подробно рассказа в статье по этой ссылке. С Уважением E.W.