Суворов был человеком не просто талантливым, но и весьма колоритным. Не случайно количество книг с разными анекдотами о нем исчисляются десятками.
ПРИРОЖДЕННЫЙ СОЛДАТ
Родился Александр Васильевич в 1730 году. Рос он хилым и болезненным ребенком, однако закаливаниями и постоянными упражнениями приучил себя к тяжелым нагрузкам. Отец не считал его подходящим для армии. Но как-то в гости к Суворовым заехал «арап Петра Великого» Абрам Петрович Ганнибал и увидел, как мальчик играет в солдатики и шпарит сведения из военной истории и не сомневаясь заявил – быть ему полководцем.
В 1754 году Суворов получил офицерский чин, но в течение следующих четырех лет он получал должности, связанные с обозно-юридическими делами. Здесь стоит упомянуть отца Суворова, который всячески хлопотал, чтобы сына не отправляли на серьезные боевые действия. Но когда грянула Семилетняя война, он добился отправки на фронт. И снова по велению отца Александр Васильевич оказался на штабных должностях. В битве при Кунерсдорфе, взятии Берлина Суворов почти не играл никакой роли. Пороха Суворов понюхал только в 1761 году, когда получил командование кавалерийскими отрядами и совершил несколько налетов на неприятеля.
После войны командовал Суздальским пехотным полком в Новой Ладоге. Там он и составил «Полное учреждение» с изложением собственной системы подготовки и обучения войск. «Тяжело в учении, легко в бою» - так Суворов изложил смысл своего метода.
В это же время появляются первые анекдоты о Суворове, когда он провел учебный штурм монастыря, перепугав ее обитателей. Тогда же частью его имиджа стало кукареканье, которым то подавал сигналы, то выплескивал эмоции, то просто озадачивал собеседника. Другая часть имиджа – аскетизм. Холодные обтирания по утрам, сон на охапке сена.
УРОКИ ПОЛКОВОДЦА
Карьера военного у Суворова вначале не особо складывалась. Его дебют в качестве полководца состоялся в Польше. Польская шляхта подняла восстание против короля Станислава Понятовского. Екатерина II послала на помощь бывшему любовнику войска.
Суворов разгонял шайки польской знати, иногда серьезно обжигаясь. Ему, например, не удалось взять замок Ландскрона и монастырь Тынец. Правда Суворов быстро реабилитировался и вскоре разгромил у Столовичей войска гетмана Михаила Огинского. Императрица наградила его орденом Святого Георгия 3-й степени.
Завершил кампанию Суворов осадой Краковского замка. Поляки и французы захватили его, проникнув через канализацию. Суворов отомстил им, заставив выйти их тем же путем, каким они пришли.
В целом императрица была довольна Суворовым. Она отправила его инспектировать крепости на шведской границе, а потом на юг – воевать с турками. Здесь то и зажглась звезда Суворова.
Суворов прибыл в армию фельдмаршала Румянцева, которого очень хотел превзойти. Получив приказ произвести разведку боем против Туртукая, он взял крепость малым числом, потеряв убитыми всего 200 человек. Суворова хотели отдать под суд за нарушение приказа, но императрица наложила резолюцию: «Победителей не судят».
Всех жителей-христиан полководец вывел, укрепления разрушил. Но туркам удалось отобрать крепость, и Суворов вторично выгнал их оттуда. За это он получил орден Святого Георгия 2-й степени. Завершилась война победой при Козлуджи.
После русско-турецкой войны Пугачева отправили на подавление восстания Пугачева. Правда восстание итак уже практически закончилось, благодаря генералу Михельсону. Суворов прибыл слишком поздно и единственной его задачей стала перевозка Пугачева в Москву. Суворов поступил не очень гуманно – отправил бунтаря в железной клетке.
НЕСЧАСТНЫЙ МУЖ И ЛЮБЯЩИЙ ОТЕЦ
Если с турками Суворов расправлялся без особого труда, то главного врага – жену, победить не смог. В 1744 году он женился на княжне Варваре Ивановне Прозоровской.
Сначала у супругов родилась дочь Наталья, но затем жена изменила ему с двоюродным племянником полководца. Бракоразводный процесс закончился ничем, и супруги начали жить отдельно.
Родившегося в 1784 году сына Аркадия он своим не считал. Позже Аркадий тоже станет военным, дослужится до генерала и погибнет на реке Рымник, за победу на которой Александр Васильевич получит графский титул. Сам же Суворов сосредоточил все внимание на дочке. Отца она радовала и позже вышла замуж за екатерининского фаворита Николая Зубова.
До 1783 года Суворов командовал русскими войсками в Крыму. Там он проявил себя не только как полководец, но и политик. Пока крымские татары утопали в разборках и противоречиях, Александр Васильевич выводил с полуострова христианское население.
ГРАФ РЫМНИКСКИЙ
В 1787 году началась очередная русско-турецкая война. В 1789 году последовали битвы при Рымнике и Фокшанах, за которые он получил титул графа Рымникского. Здесь под его началом действовали союзники-австрийцы. Предводитель австрийцев, принц Кобургский, мудро забыл про свой титул и амбиции и послушно следовал указаниям русского генерала. После победы при Рымнике о способном полководце узнали в Европе.
В 1790 году Суворова ждал еще больший успех – взятие Измаила и орден Святого Георгия 1-й степени. Около 35 тысяч турок не смогли защитить крепость от 30 тысяч русских. Крепость сдалась вместе со всем гарнизоном. Суворов же потерял всего 3 тысячи человек. В 1794 году Суворов принял участие в кампании против Польши, которая закончилась ликвидацией Речи Посполитой.
«ВОЮЙ КАК УМЕЕШЬ»
С вступлением на престол Павла I для Суворова наступили черные дни. Новый император не жаловал полководца. К тому же, Павел начал вводить новые порядки в армии (жесткая муштра и минимум полевых учений), с чем Александр Васильевич был не согласен. Пришлось ему удалиться в свое имение в село Качанское.
В 1798 году его призвали ко двору, но в Петербурге он выдал целый набор чудачеств с кукареканьем и скольжением по паркету, за которые его отослали обратно. Такая клоунада была для Александра Васильевича формой протеста. Формой весьма необычной, но действенной. Нельзя же злиться на «шута горохового».
Россия же в это время вступила в антифранцузскую коалицию и по настоянию австрийцев командующим союзными войсками в Италии назначили Суворова. Павел I разрешил Суворову воевать «как умеет» и добавил: «Вы будете бить французов, мы будем бить в ладоши».
Далее последовали знаменитые Швейцарский и Итальянский походы. Молодые генералы Наполеона были биты худощавым старичком, которого на карикатурах изображали огромным великаном. При Адде он разбил Моро, при Нови – Моро и Жубера, при Требби – Макдональда. Суворову пришлось прорываться через Альпы в невыносимых условиях, постоянно сталкиваясь с противником.
Александр Васильевич получил звание генералиссимуса и возвращался на Родину. Но пока он ехал домой, у императора в голове что-то щелкнуло. Видимо, кто-то ему донес, что Суворов готовит переворот. Последовала переписка, после которой по абсолютно надуманному поводу, торжественную встречу полководца отменили. Суворов был очень расстроен, и эта несправедливость его сразила. Остановившись у родственников в Петербурге, он заболел и в мае 1800 года умер.
При выносе гроба его не удавалось вытащить через узкие двери. Тогда ветераны-гренадеры со словами «Суворов везде пройдет» спустили его с балкона.