Найти тему

Толстой задаёт вопросы. (часть 3)

И ещё один важный для жизни каждого человека вопрос – вопрос веры, отношения к происходящим с тобой и вокруг тебя событиям.

Редко кто понимает смысл образа Платона Каратаева. Какой-то странный мужик. А его описание – один из ключевых моментов в романе, раскрывающих мировоззрение Толстого. (том 4, часть 3) Я не буду пересказывать текст, желая, чтобы вы всё-таки самостоятельно прочитали главы о человеке, потрясшем Пьера Безухова. Платон Каратаев – это тип человека, не рассуждающего (между прочим, и Наташа «не удосуживала себя быть умной»), верящего сердцем, на уровне инстинктов. Не задумываясь о смысле слов, не понимая, он читает заученные как услышалось молитвы, коверкая и перевирая слова. Он воплощение понятия Толстого «живая жизнь», где нет ни капли фальши и духовного насилия. Его понимание жизни и смерти – это осознание непреложных законов жизни природы, которую надо принимать такой, как она есть.

Нужно оговорить, что Толстой написал свою версию Евангелия, за что был отлучён от церкви и предан анафеме. Именно за этот отказ от канонической веры.

Отношение автора к герою ясно прослеживается в характерной детали портрета: он «круглый». В нем всё приближено к форме шара. А теперь вспомните зрительный образ «роевой силы». Шар с его центробежными силами, делающими это тело нерасторжимым, – самое совершенное явление на земле, по мнению Толстого.

Образ Платона Каратаева всегда критиковали за его невероятное смирение, непротивление злу. Между прочим, это опять отсыл к буддизму.

А как бы вы сформулировали своё отношение к этому убеждению писателя-философа? Думаю, трудно согласиться? Или наоборот?

Когда ещё задумываться о своём отношении к жизни. К вере, как не в возрасте 16-17 лет? Если сейчас ответ ещё не будет найден, останется вопрос, который со временем будет требовать решения.

Добавлю ещё замечание об экранизации романа С.Бондарчуком. Посмотрите начало. Вид земли от общих планов постепенно приближается, позволяя увидеть каждую травинку. И там ещё есть тот самый зрительный образ возникающего шара. А первые кадры по сценарию – это сменяющиеся картины жизни и смерти, которые неразрывно существуют в нашей жизни.

Как читается? Или пересматривается? Как хотелось бы изменить устоявшееся мнение о романе!