Найти в Дзене
Василий Золотоношка

Какое было образование в СССР?!

Оглавление

Система народного образования в СССР — система образования, существовавшая в Советском Союзе.

Образование в Советском Союзе было тесно связано с воспитанием и формированием качеств личности. Советская школа была призвана не только решать общеобразовательные задачи, обучая учащихся знанием законов развития природы, общества и мышления, трудовыми навыками и умениями, но и формировать на этой основе коммунистические взгляды и убеждения учащихся, воспитывать учащихся в духе высокой нравственности, советского патриотизма и пролетарского интернационализма[1].

История

Принципы образования в Советском Союзе были сформулированы ещё в 1903 году в Программе РСДРП, озвученной на II съезде РСДРП: всеобщее бесплатное обязательное образование детей обоих полов до 16 лет; ликвидация сословных школ и ограничений в образовании по национальным признакам; отделение школы от церкви; обучение на родном языке и другое.

С момента создания Советского государства вопросам образования уделялось приоритетное внимание. 9 ноября 1917 г. (на следующий день после проведения 2-го Всероссийского съезда Советов 26 октября (8 ноября) 1917) совместным Декретом ВЦИК и СНК была учреждена Государственная комиссия по просвещению, на которую возлагалась задача руководить всей системой народного образования и культуры.

Конституция РСФСР от 10 июля 1918 года декларировала.

В целях обеспечения за трудящимися действительного доступа к знанию Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика ставит своей задачей предоставить рабочим и беднейшим крестьянам полное, всестороннее и бесплатное образование.— Конституция (Основной закон) Российской Социалистической Федеративной Советской Республики от 10 июля 1918 года

В октябре 1918 года положение «О единой трудовой школе РСФСР» вводило бесплатное и совместное обучение детей школьного возраста[2]. 26 декабря 1919 года был подписан декрет о том, что всё население страны в возрасте от восьми до пятидесяти лет, не умевшее читать или писать, обязывалось обучаться грамоте на родном или русском языке — по желанию[3].

Серьёзной проблемой была неграмотность значительной части населения, особенно крестьянства. Советское руководство считало достижение всеобщей грамотности одной из приоритетных задач. Как говорил Владимир Ленин«нам нужно громадное повышение культуры. Надо добиться, чтобы уменье читать и писать служило к повышению культуры, чтобы крестьянин получил возможность применять это уменье читать и писать к улучшению своего хозяйства и своего государства»[4].

Всего к 1920 году удалось обучить грамоте 3 млн человек[5]. Перепись 1920 года, проведённая на территории Советской России, зафиксировала умение читать у 41,7 % населения в возрасте от 8 лет и старше[6]. При этом эта перепись не была всеобщей и не охватила такие территории страны, как Белоруссия, Волынская, Подольская губернии, Крым, Закавказье, горные районы Северного Кавказа, часть Туркестана и Киргизии, Дальний Восток, а также некоторые местности Европейской России и Украины, Хиву и Бухару[7].

На основе декретов СНК РСФСР, принятых в 1918—1919 годах, система образования была коренным образом изменена: существование частных школ было запрещено; введено бесплатное обучение, совместное обучение детей обоего пола; школа отделялась от церкви, а церковь — от государства; запрещалось преподавание в учебных заведениях какого бы то ни было вероучения и исполнение обрядов религиозного культа; отменялись физические наказания детей; все национальности получили право обучения на родном языке; положено начало созданию системы общественного дошкольного воспитания; выработаны и введены в действие новые правила приёма в вузы.

Современные исследователи отмечают: «Коммунистическая атака на систему распределения научных статусов началась в 1918 году. Дело заключалось не столько в „перевоспитании буржуазной профессуры“, сколько в установлении равного доступа к образованию и уничтожении сословных привилегий, к числу которых относилась и привилегия быть образованным»[8].

Среднее число лет обучения населения старше 9 лет[9]:

1920-е годы

См. также: Ликбез

19 июня 1920 года Совнарком РСФСР образовал Всероссийскую чрезвычайную комиссию по ликвидации безграмотности. Шло активное создание государственной системы образования для взрослых, представленной «ликвидационными пунктами» и школами ликвидации неграмотности (для людей 16—50 лет)[10].

В области начального образования главной проблемой в 1920-е годы оставалась ликвидация неграмотности. В 1923 году декретом Народного комиссариата просвещения было создано Общество «Долой неграмотность»[1]. Свыше 1,2 миллиона человек объединяли городские шефские организации, призванные помогать деревне в подъёме культуры. Для ускорения ликвидации безграмотности пришлось усилить нагрузку на пригодные школьные помещения: при том, что к 1924 году численность учащихся (при абсолютном сокращении населения) удалось довести почти до уровня 1914 года (98 %), количество школ составило лишь 83 % от предвоенного уровня[11]. Основной приток учащейся массы в этот период составляли беспризорники, численность которых достигала в эти годы 7 млн человек[12]. В 1925—1928 годах, по мере обеспечения доступности обучения для всех детей школьного возраста, всеобщее обязательное начальное обучение вводилось распоряжениями местных советских органов. Так, законы о всеобщем обучении были приняты: в 1924 году — в Украинской ССР; в 1926 году — в Белорусской ССР; а также в ЗСФСР и в некоторых республиках Средней Азии — в конце 1920-х годов[13]. Однако только после ликвидации беспризорности как массового явления (к 1928 году — уже только 300 тыс. беспризорников), к сентябрю 1930 года появились основания утверждать, что всеобщее начальное обучение детей введено фактически[11].

Советские школы перестраиваются в соответствии с «Положениями про единую трудовую политехническую школу». В истории образования СССР 1920-е годы характеризуются как годы поиска смелых и оригинальных решений. В школах широко вводится комплексное обучение, лабораторно-бригадный метод, метод проектов. В школах преподаются языки большинства населения республик. В 1920‑х годах среднее образование в СССР было семилетним. Следующим этапом было профессиональное образование, которое включало профессиональные школы, техникумы и институты[14][15]. Фактически советская школьная система оформилась к 1922 году: начальная школа (четыре года обучения), основная семилетняя общеобразовательная школа и старшая ступень общеобразовательной школы (всего 9—10 лет учёбы)[16].

Большой ущерб системе народного образования и распространению грамотности был нанесён Первой мировой и Гражданской войнами. Из-за постоянной нехватки средств к 1922/23 учебному году количество школ сократилось до 88 588, а численность учащихся сократилось до 7 322 062 человек[17] (лишь к 1926 году количество школ возросло до 111 046, а численность учащихся — до 10 219 529)[17]). Ситуация усугублялась голодом и разрухой во многих сферах экономики; полноценное финансирование системы просвещения удалось восстановить только к 1924 году, после этого расходы на образование стабильно росли[5][18].

СССР
2461 интересуется