Лет 20 назад еще можно было увидеть столбовую воздушную линию связи (ВЛС), находящуюся в эксплуатации, сегодня вряд ли вы ее найдете, разве что где-нибудь несколько столбов с остатками обрезанных проводов на изоляторах … Так что этой технологии самое место в моем виртуальном музее.
Проволока – стальная и биметаллическая
В качестве среды передачи ВЛС использовалась стальная, медная и биметаллическая проволоки, многопроволочные тросы при устройстве удлиненных пролетов и переходов через электрифицированные дороги. Тросы и медная проволока использовались редко, и мне с ними работать не приходилось, поэтому вынесем их за скобки.
В зависимости от назначения и требований к линиям использовалась стальная оцинкованная проволока диаметром от 1,5 до 5 мм. Так как затухание у нее с ростом частоты сигнала быстро возрастает, использовали ее для низкочастотных линий – абонентских и физических соединительных телефонной сети, оперативно-технологической связи, радиофикации. По стали могла работать трехканальная система уплотнения В3-3.
Биметаллическая сталемедная проволока (БСМ) диаметром 1,6-4 мм состоит из стального сердечника и наложенного тонкого слоя меди. Благодаря поверхностному эффекту АЧХ проволоки БСМ близка к АЧХ медной. Благодаря этому ее можно использовать для передачи сигналов с более высокой частотой, например, системы передачи В 12-3 линейный спектр которой находится в диапазоне 36-143 кГц.
Изоляторы и их насадка на крюки и штыри.
В качестве диэлектрика, обеспечивающего изоляцию между проводами ВЛС служит воздух. Так как просто висеть в воздухе провода не могут, для их крепления используются изоляторы.
Изоляторы должны быть механически прочными, иметь большое сопротивление и малые диэлектрические потери, которые должны в минимальной степени зависеть от метеоусловий. Этим условиям (а также низкой стоимости при массовом производстве) удовлетворяют фарфоровые изоляторы, покрытые глазурью. На радиотрансляционной сети применялись также и стеклянные изоляторы.
Изоляторы насаживались на крюки и штыри, которые крепились к траверсам и кронштейнам, или ввинчивались в деревянный столб. Траверсы изготовлялись преимущественно из древесины, реже стали на четыре и восемь штырей.
Только когда писал статью, узнал, что были специальные полиэтиленовые колпачки, которые надевали на крюк и на них наворачивали изоляторы. Нас в техникуме учили, и потом приходилось использовать каболку из льна или конопли.
Насадку изолятора производят так: конец каболки перекидывают через штырь или крюк и длинным свисающим концом обматывают его по часовой стрелке, снизу вверх плотно укладывая виток к витку, так чтобы каболка врезалась в заёршины штыря и не могла провернуться при навинчивании изолятора.
Пропустим описание разбивки трассы, подготовки опор к монтажу, рытья ям под опоры и их установки. Будем считать, что оснащенные опоры уже стоят на своем месте и ждут подвески проводов
Раскатка проволоки и соединение проводов
Проволока поставлялась в бухтах различной длины и веса. Ее надо было раскатать вдоль трассы подвески.
После раскатки провода растягивают блоками, чтобы их выпрямить и сращивают между собой. Сращивают на земле. Сращивание подвешенных проводов выполняют только при устранении обрывов, если по-другому никак. Способов несколько.
Сварка с помощью термитно-муфельного патрона. Для этого концы проводов зажимают клещами, соединяя под прямым углом, предварительно одев термитно-муфельный патрон. Патрон поджигают и с усилием прижимают провода друг к другу. Это не очень сложно, но навыка требует.
Еще для стальных проводов применялись несколько видов скрутки. На лабораторных на линиях связи провода мы вязали как положено, но на практике монтеры иногда ограничивались первым шагом из четырех, показанных на рисунке. Можно еще наложить бандаж, а потом пропаять, но лучше уж сварить, технология пайки довольно муторная.
Медные и биметаллические сталемедные провода соединяют при помощи медной трубки. Зачищенные концы вводят в трубку с двух сторон, чтобы они из нее торчали. Трубку зажимают c двух концов в струбцинах вильчатого клуппа и поворачивают на полтора оборота.
Подвеска и регулирование проводов
После размотки и вытяжки проводов их поднимают с земли и укладывают на желоба изоляторов промежуточных опор и шейки изоляторов концевых опор. Натягивание и регулирование проводов производится на протяжении 6-8 пролетов при помощи блоков, закрепленных на одной из опор.
Сила натяжения проводов должна была регулироваться с помощью динамометра (новая для меня информация), а стрелы провеса, как показано на рисунке. При этом должно учитываться изменение длины проводов при изменении температуры. При регулировании нескольких цепей, выполненных одинаковым проводом, достаточно отрегулировать только один верхний провод, а все остальные провода регулируют, наблюдая за их параллельностью.
Вязка проводов на изоляторах
Вязка закрепляет провода на изоляторах и не допускает их перемещение из одного пролета в другой. Ее выполняют с помощью мягкой перевязочной проволоки. Провода также закрепляют на оконечных опорах – т.е. в местах перехода с воздушной линии на кабельную или вводах в здание.
Все, о чем здесь написано, мы изучали в техникуме, часть приходилось применять на производственной практике (4 курс техникума), и во время недолгой работы (до призыва в армию) в цехе радиофикации.
Запомнился слетевший с изолятора угловой опоры провод, который пролетел со свистом прямо над моей головой … Никогда не залезайте и не работайте на угловой опоре с внутренней стороны угла ! (Совет для попаданцев в 19-20 век, которые устроятся на работу монтерами связи).
Очистка изоляторов от мокрого снега - абонентские линии сельских АТС как-то работали, а вот В 12-3 никак не хотели … Охотничьи лыжи и шест – вот и все снаряжение, благо опоры были невысокие.
Широкий профиль – узкие знания. Специальность 0708. Районная электрическая связь и радиофикация.
Уходящая техника связи. Угольный разрядник. Термокатушка. Кабельный ящик. Громполоса.
Использованные источники:
1. ПРАВИЛА СТРОИТЕЛЬСТВА И РЕМОНТА ВОЗДУШНЫХ ЛИНИЙ СВЯЗИ И РАДИОТРАНСЛЯЦИОННЫХ СЕТЕЙ. Часть I. Министерство связи СССР. М., Издательство «Связь», 1975.
2. РУКОВОДСТВО ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ ЛИНЕЙНЫХ СООРУЖЕНИЙ МЕСТНЫХ СЕТЕЙ СВЯЗИ. Министерство связи РФ. М., АООТ «ССКТБ-ТОМАСС», 1996