Человек смертен и он это знает. Именно это выделяет человека из среды живого мира. Нам надо совершать усилия чтобы выжить. Это тяжело и надо чтобы был кто-то, кто поможет. В детстве это родители, в молодости - социум. В старости полагаться уже не на кого, впереди финал и от него не спастись
Страх смерти всегда рядом. И надо с ним что то делать. Что? Вариантов на самом деле очень мало.
Коллега рассказывал случай - в поезде ехал с стариком, который ему раскрыл свою душу:
Старик рассорился со своими детьми давно. И уже будучи совсем старым, лежал в одиночестве в своей кровати и понимал, что еще год другой и у него не будет сил ухаживать за собой.
Тяготил его не сам факт того, что за ним никто не будет ухаживать, а то, что он будет уходить из жизни один. Поэтому он свою гордыню смирил и ехал к сыну просить прощения.
Как сказал дед, что он очень виноват перед ним, но у него никого больше не осталось. Он хочет уйти с пониманием того, что не одинок
Как только человек начинает осознавать свою ответственность за других, то он, страх смерти увеличивается. Он становится осознанным, потому что оставлять своих любимых одних и без защиты - безответственно.
А когда приходит старость, приходит и потребность в том, чтоб кто то успокоил. Близкие тут не могут помочь.
Осознание конечности жизни включает базовые защиты:
- Вера в собственную исключительность
- Вера в конечного Спасителя
В принципе, эти защиты работают в паре.
Существует диалектика двух потребностей – отделенности и автономии, с одной стороны, защиты и слияния, с другой – и встречи со страхом, сопутствующим каждой из них.
Потому что личная исключительность это изоляция себя от других. Изоляция от других с помощью скандалов и поступков есть желание свободы. Многие старики, ищут уединения, их начинает многое раздражать.
Индивидуация, выход из массы вовне, или утверждение своей исключительности, не дается даром, а влечет за собой полное переживаний страха и одиночества, чувство незащищенности.
От незащищенности можно избавится. Слияние это подчинение своей личности, обесценивание ее, взамен можно получить иллюзию безопасности.
Что в свою очередь предполагает веру в спасителя, который придет и решит все проблемы:
Варианты поведения, связанного с гипертрофированной верой в конечного спасителя: самоумаление, страх лишиться любви, пассивность, зависимость, самопожертвование, неприятие своей взрослости, депрессия после краха системы представлений
Получаются качели, человек хочет побыть один и восстановиться, но оставшись один хочет чтобы в его жизни случился кто-то, кто спасет, лишит одиночества, примет за него ответственность.
Тревога смерти есть испытание. Преодоление ее есть огромная внутренняя работа и преодолеть страх смерти можно лишь увидев смысл жизни. Или получить возможность переложить ответственность на кого-то. Или что-то.
Попытка избежать тревоги смерти составляет ядро невротического конфликта.
На что похож этот побег от финала? Старики молодятся, спортзалы в пожилом возрасте, показная прыть у стариков. Нюанс в том, что можно поддерживать здоровье и качество жизни или доводить все до гротеска. Когда внимание к своему здоровью принимает гротескные формы.
Однажды я услышал фразу доктора старику, что надо найти смысл в старости.
- Человек может вынести все, если понимает смысл происходящего
Меня тогда эта фраза потрясла, потому что собственно, в своем возрасте смысл не искал - жил себе да жил. Но если надо искать смысл в старости, то зачем?
Одиночество не просто нахождение долгое время в уединении. Это тотальная изоляция. Как раз у стариков и есть - тотальная изоляция. Потому что родители давно ушли, друзей и родственников почти не осталось (если с детьми контакта нет, то нет контакта и с внуками и некому передать жизненный опыт. Как раз невозможность передачи своего жизненного опыта и есть угроза потери смыла жизни и старости как возраста):
Больше, чем смерти, человек боится одиночества. полной изоляции. Мы пытаемся идти по жизни парами, но умираем в одиночку – никто не может умереть вместе с нами или за нас.
Вера в конечного Спасителя требует совершения неких ритуалов, которые умиротворяют душу. Постоянно жить в тревоге смерти - очень тяжело, это опустошает душу и влияет на здоровье..
Поэтому и начинает старик ходить в Церковь. И это правильно, потому что никто, ни медики, не близкие, ни психологи не помогут. Потому что останутся по эту сторону жизни, а старику нужен покой по другую
Как я понимаю старика, который в поезде раскрыл свою душу
А где старику можно раскрыть свою душу, примириться с неизбежным, получить прощение за грешки и косяки в жизни? Только в церкви. Предстоит осознание финала жизни, что там будет - никто не знает, но Церковь дает надежду что не все заканчивается, что душа бессмертна
Это успокаивает. Церковь дает уникальную возможность побыть одному и побыть в обществе в моменте. Как унять тревогу о конце жизни?
Исключительно верой..
Ваш #psiandr
-------
Статья далась очень тяжело. Если эта тема важна для вас, то буду продолжать... подписывайтесь.
И комментируйте, мне важно знать ваше мнение..Все мы старики в будущем...