Найти тему
InFocus

«ЧИТАЮ И ПЕРЕВОЖУ СО СЛОВАРЕМ»: ПОЧЕМУ БОЛЬШИНСТВО ВЫПУСКНИКОВ ШКОЛ И ВУЗОВ НЕ ЗНАЮТ ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК?

Исследователи онлайн-школы Skysmart провели опрос выпускников школ, посвященный изучению иностранных языков. Итак, краткие результаты. Выяснилось, что 87% опрошенных уверены, что знание иностранного языка необходимо для успешной карьеры; 60% учащихся хотели бы изучать иностранный язык в школе не на базовом уровне, а углубленно; 20% учащихся изучают язык платно вне школы. Таким образом, можно констатировать: запрос со стороны учащихся и их родителей сформирован, мотивация налицо, но система образования не готова сегодня адекватно отреагировать на требование времени.

Меня все последние годы удивляет этот феномен: ребенок изучает иностранный язык со второго класса вплоть до 11-го, потом занятия по иностранному в вузе. Некоторые в дальнейшем занимаются изучением иностранного языка в аспирантуре и сдают кандидатский экзамен. А заканчивается это многолетнее обучение для большинства одной до боли знакомой фразой – «читаю и перевожу со словарем».

В чем причина? Почему иностранный язык знают (и то далеко не всегда!) только те, кто учился в спецшколах или на платных курсах? Не будучи специалистом, не берусь судить. Но неоднократно задавал этот вопрос и тем, кто профессионально занимается обучением иностранным языкам, и тем, кто много лет учил иностранный язык, но так и не выучил. Причин мне назвали целый ворох, попробую их систематизировать.

Первый «убойный» аргумент, который называли мне практически все – это недостаточный уровень подготовки в школах по ВСЕМ предметам, и иностранный язык здесь не является исключением. Если хотите, чтобы ваш ребенок хорошо знал математику или обществознание, обращайтесь к репетиторам. А с иностранным языком тем более — прямиком к ним.

Большинство моих собеседников говорили о неудовлетворительной организации обучения иностранным языкам в школах, формальном учебном процессе в рамках утвержденной программы — много грамматики, перевода, совсем мало разговорной практики. К этим бедам добавляется проблема с учебными пособиями по иностранным языкам, которые многие педагоги считают просто отвратительными. Можно констатировать, что в подавляющем большинстве обычных школ и вузов сегодня не используются современные методики изучения иностранных языков, которые уже давно приняты на вооружение многими коммерческими школами и индивидуальными репетиторами, отсутствуют возможности непосредственного и дистанционного общения с носителями языка.

Если хотите, чтобы ваш ребенок хорошо знал математику или обществознание, обращайтесь к репетиторам. А с иностранным языком тем более — прямиком к ним.

Большинство моих собеседников говорили о неудовлетворительной организации обучения иностранным языкам в школах, формальном учебном процессе в рамках утвержденной программы — много грамматики, перевода, совсем мало разговорной практики. К этим бедам добавляется проблема с учебными пособиями по иностранным языкам, которые многие педагоги считают просто отвратительными. Можно констатировать, что в подавляющем большинстве обычных школ и вузов сегодня не используются современные методики изучения иностранных языков, которые уже давно приняты на вооружение многими коммерческими школами и индивидуальными репетиторами, отсутствуют возможности непосредственного и дистанционного общения с носителями языка.

Иностранные языки в России учат и в школах, и в вузах, но мало кто ими владеет
Иностранные языки в России учат и в школах, и в вузах, но мало кто ими владеет

Отдельный разговор о школьных и вузовских преподавателях иностранного языка. Это, как говорится, наша общая боль. О низком уровне подготовки многих школьных учителей говорил, в частности, глава Рособрнадзора Анзор Музаев, выступая 8 июня на заседании Российского союза ректоров, посвященного развитию педагогического образования.

По результатам проведенной Рособрнадзором оценки, только чуть более 40% педагогов достаточно хорошо подготовлены. С учителями иностранного языка, мне думается, ситуация еще хуже. Дело в том, что многие успешные выпускники инфаков педагогических университетов, получив диплом, сразу же забывают о своем педагогическом призвании и устраиваются на работу в качестве переводчиков в крупные коммерческие структуры, уровень дохода в которых как-то даже неприлично сравнивать со школьными зарплатами.

Другие выпускники в начале своей трудовой карьеры все-таки добираются до школ, но лучшие из них через несколько лет получают предложения от частных школ иностранного языка и покидают государственную систему образования. Таким образом, в обычных школах детей иностранному языку часто учат далеко не самые квалифицированные специалисты.

Государственная система образования проваливается этапе преподавания иностранных языков
Государственная система образования проваливается этапе преподавания иностранных языков

В результате все вместе взятое – и формализованная программа, и неудачные учебники, и загруженные по горло уроками учителя – создают у обучающихся стойкое неприятие сложившейся системы обучения иностранным языкам как в школе, так и в вузе. Поэтому и выходят из стен учебных заведений выпускники только с начальной языковой подготовкой. И только какой-то мощный мотивационный фактор заставляет человека нормально выучить иностранный язык — брак с иностранным гражданином, эмиграция, учёба или работа за границей, жесткое требование перспективного работодателя или личное непреодолимое желание.

На мой взгляд, у руководителей образования в нынешней ситуации остается только один выход – признать, что государственная образовательная система в современном состоянии не способна обеспечить качественное обучение иностранным языкам в рамках действующих образовательных стандартов, и поддержать развитие негосударственных механизмов и структур, которые сегодня решают эту задачу.

Евгений Белый, доктор технических наук, профессор,
Почетный работник высшего профессионального образования РФ,
автор телеграм-канала «Наука и университеты»

Читайте больше материалов на нашем сайте