Учиться жизни надо не по школьным учебникам, и, тем более, не по художественным произведениям, а по подлинным биографиям.
Биографию этого Вани надо изучать в школе параллельно с чеховским рассказом "Ванька"
Напомню, в рассказе "Ванька" А.П.Чехов описывает жалостливую историю мальчика-сироты, отданного "в обучение" к жестокому сапожнику.
Наш Ваня был лично знаком с Чеховым, и, кто знает, не он ли, в какой-то мере, являлся прообразом Ваньки Жукова.
Звали его Иван Дмитриевич Сытин.
Он родился в 1851 году, когда до отмены крепостного права оставалось еще десять лет.
Отец Вани был из крестьян. Тем не менее он закончил школу, где показал себя лучшим учеником. Поэтом его направили в город учиться на "волостного писаря".
Волость — единица административно-территориального деления в Российской Империи, включавшая в себя несколько населенных пунктов сельского типа.
Статус "писаренка" тяготил Ваню, так как он был лишен естественных детских радостей крестьянских детей, которые "... запрягали лошадь, помогали своим отцам в поле или веселой гурьбой ездили в ночное".
Ночное — пастьба лошадей ночью.
Ваня закончил трехгодичную одноклассную начальную сельскую школу.
Одноклассную, потому что в ней ученики всех трех лет обучения были сведены в один класс.
Вот что он сам потом писал об этом —
"Учеников пороли, ставили в угол на колени или же на горох, нередко давали подзатыльники. Учитель появлялся в класс иногда в пьяном виде. А в результате всего этого — полная распущенность учеников и пренебрежение к урокам. Я вышел из школы ленивым и получил отвращение к учению и книге — так опротивела мне за три года зубрежка наизусть. Я знал от слова до слова весь псалтырь и часовник (канонические христианские сборники молитв) , и ничего, кроме слов, в голове не осталось".
Безусловно, было бы правильно, чтобы школа развивала в Ване и других детях еще и логическое мышление, а также тягу к знаниям и всему хорошему.
Но это зависит не от школы как таковой, а от конкретных учителей.
По поводу телесных наказаний — плохо, когда они несправедливы.
Но из советской классики и по личному опыту я знаю, что их правильное применение может оборачиваться замечательными педагогическими результатами.
Читайте "Леонид Гайдай против Льва Толстого" и "Мат, порка, пистолет".
А теперь о зубрежке.
Психологи установили, что зубрежка развивает память, усидчивость и силу воли, являющиеся фундаментом для успешной личной жизни и профессиональной деятельности.
Но, вернемся к нашему герою.
Когда он учился в школе, его отец стал, как он пишет в воспоминаниях, "подвержен приступам меланхолии". Вероятно, это были запои.
В результате он потерял работу, и семья, в которой было четверо детей, стала испытывать нужду.
Ване к тому времени исполнилось двенадцать.
Это был возраст, когда мальчиков полагалось "пристраивать к делу".
"Пристраивали" через родных и знакомых.
Сначала Ваня помогал дяде торговать на Нижегородской ярмарке вразнос меховыми вещами.
"Я был боек, предупредителен, очень много работал, чем услужит дяде и тому хозяину, у которого брали вещи для продажи товара. Я получил первый заработок — 25 рублей".
Для сравнения — отец Вани в бытность писарем зарабатывал в месяц 22 рубля.
Планировалось, что, отработав на ярмарке, Ваня, как тогда говорили, "поступит в мальчики" к маляру в Елабуге.
Но дядя посоветовал подождать еще год и выбрать место получше.
Это был отличный совет!
Через год Ваня снова помогал продавать меховые вещи на той же ярмарке. А когда она закончилась, его "хозяин" (это слово тогда не носило отрицательной смысловой нагрузки, а обозначало работодателя), коломенский купец, предложил устроить его к своему знакомому, купцу Шарапову, который торговал мехами и книгами в Москве.
В те времена не было бизнес-курсов, но, как мы видим на примере Вани, все шло по классическим бизнес-законам — хорошо зарекомендовавший себя временный работник смог претендовать на должность в солидной фирме.
Должность эта официально называлась "мальчик". Хотя к тому времени Ване уже исполнилось четырнадцать.
Вот как происходило собеседование —
До прихода хозяина меня экзаменовал милый старичок, издатель и типограф Ефим Яковлевич Яковлев, товарищ и друг Шарапова. Этот худенький, седенький человек очень любил читать назидания.
— Ну что, брат, служить пришел? Служи, брат, усерднее. Себя не жалей, раньше вставай, позже ложись. Грязной работы не стыдись, себе цены не устанавливай — жди, когда тебя оценят. Базар цену скажет.
Я разделяю ваше негодование по поводу такого "инструктажа".
Вероятно, поэтому я не стал миллионером, как Ваня, который воспринял его как должное.
"Пришел Шарапов, старец почтенного вида, истово помолился на образа. Ему подали мое письмо (рекомендательное — Путешественник во Времени). Посмотрел.
— Ну что же, ладно. Возьмите его, Василий Никитич, — сказал он главному приказчику (менеджеру — Путешественник во Времени)... — Эй, парнюга, вот тебе наставник — Василий Никитич. Служи честно и усердно — будет хорошо.
Я низко поклонился и стал на указанное место к двери, где и стоял бессменно четыре года".
Должностные обязанности "мальчика" заключались в следующем —
"Вся самая черная работа по дому лежала на мне: вечером я должен был чистить хозяину и приказчикам сапоги и калоши, чистить ножи и вилки, накрывать приказчикам на стол и подавать кушанье; утром — приносить из бассейна воду, из сарая — дрова, выносить на помойку лохань и отбросы, ходить на рынок за говядиной, молоком и другими продуктами".
Ваня был крепким подростком и такая работа его не тяготила ни физически, ни морально.
Он выполнял ее старательно и добросовестно.
Это отрыло перед ним новые перспективы карьерного роста.
Продолжение следует.