Найти тему
"Путешественник во Времени"

Как стать миллионером (Часть 1): Детство и поступление в "мальчики"

Учиться жизни надо не по школьным учебникам, и, тем более, не по художественным произведениям, а по подлинным биографиям.

"У порога школы". Фрагмент картины Н.Богданова-Бельского.
"У порога школы". Фрагмент картины Н.Богданова-Бельского.

Биографию этого Вани надо изучать в школе параллельно с чеховским рассказом "Ванька"

Напомню, в рассказе "Ванька" А.П.Чехов описывает жалостливую историю мальчика-сироты, отданного "в обучение" к жестокому сапожнику.

Наш Ваня был лично знаком с Чеховым, и, кто знает, не он ли, в какой-то мере, являлся прообразом Ваньки Жукова.

Звали его Иван Дмитриевич Сытин.

Он родился в 1851 году, когда до отмены крепостного права оставалось еще десять лет.

Отец Вани был из крестьян. Тем не менее он закончил школу, где показал себя лучшим учеником. Поэтом его направили в город учиться на "волостного писаря".

Волость — единица административно-территориального деления в Российской Империи, включавшая в себя несколько населенных пунктов сельского типа.

Статус "писаренка" тяготил Ваню, так как он был лишен естественных детских радостей крестьянских детей, которые "... запрягали лошадь, помогали своим отцам в поле или веселой гурьбой ездили в ночное".

Ночное — пастьба лошадей ночью.

Ваня закончил трехгодичную одноклассную начальную сельскую школу.

Одноклассную, потому что в ней ученики всех трех лет обучения были сведены в один класс.

Вот что он сам потом писал об этом —

"Учеников пороли, ставили в угол на колени или же на горох, нередко давали подзатыльники. Учитель появлялся в класс иногда в пьяном виде. А в результате всего этого — полная распущенность учеников и пренебрежение к урокам. Я вышел из школы ленивым и получил отвращение к учению и книге — так опротивела мне за три года зубрежка наизусть. Я знал от слова до слова весь псалтырь и часовник (канонические христианские сборники молитв) , и ничего, кроме слов, в голове не осталось".

Безусловно, было бы правильно, чтобы школа развивала в Ване и других детях еще и логическое мышление, а также тягу к знаниям и всему хорошему.

Но это зависит не от школы как таковой, а от конкретных учителей.

"Устный счет в сельской школе". Художник Н.Богданов-Бельский. 1895.
"Устный счет в сельской школе". Художник Н.Богданов-Бельский. 1895.

По поводу телесных наказаний — плохо, когда они несправедливы.

Но из советской классики и по личному опыту я знаю, что их правильное применение может оборачиваться замечательными педагогическими результатами.

Читайте "Леонид Гайдай против Льва Толстого" и "Мат, порка, пистолет".

"Где гуманизм?" - спрашивает хулиган Федя (Алексей Смирнов) Шурика (Александр Демьяненко) в кинокомедии Леонида Гайдая "Операция "Ы" и другие приключения Шурика". 1965
"Где гуманизм?" - спрашивает хулиган Федя (Алексей Смирнов) Шурика (Александр Демьяненко) в кинокомедии Леонида Гайдая "Операция "Ы" и другие приключения Шурика". 1965

А теперь о зубрежке.

Психологи установили, что зубрежка развивает память, усидчивость и силу воли, являющиеся фундаментом для успешной личной жизни и профессиональной деятельности.

Но, вернемся к нашему герою.

Когда он учился в школе, его отец стал, как он пишет в воспоминаниях, "подвержен приступам меланхолии". Вероятно, это были запои.

В результате он потерял работу, и семья, в которой было четверо детей, стала испытывать нужду.

Ване к тому времени исполнилось двенадцать.

Это был возраст, когда мальчиков полагалось "пристраивать к делу".

"Пристраивали" через родных и знакомых.

Сначала Ваня помогал дяде торговать на Нижегородской ярмарке вразнос меховыми вещами.

"Я был боек, предупредителен, очень много работал, чем услужит дяде и тому хозяину, у которого брали вещи для продажи товара. Я получил первый заработок — 25 рублей".

Для сравнения — отец Вани в бытность писарем зарабатывал в месяц 22 рубля.

Планировалось, что, отработав на ярмарке, Ваня, как тогда говорили, "поступит в мальчики" к маляру в Елабуге.

Но дядя посоветовал подождать еще год и выбрать место получше.

Это был отличный совет!

Через год Ваня снова помогал продавать меховые вещи на той же ярмарке. А когда она закончилась, его "хозяин" (это слово тогда не носило отрицательной смысловой нагрузки, а обозначало работодателя), коломенский купец, предложил устроить его к своему знакомому, купцу Шарапову, который торговал мехами и книгами в Москве.

В те времена не было бизнес-курсов, но, как мы видим на примере Вани, все шло по классическим бизнес-законам — хорошо зарекомендовавший себя временный работник смог претендовать на должность в солидной фирме.

Должность эта официально называлась "мальчик". Хотя к тому времени Ване уже исполнилось четырнадцать.

Вот как происходило собеседование —

До прихода хозяина меня экзаменовал милый старичок, издатель и типограф Ефим Яковлевич Яковлев, товарищ и друг Шарапова. Этот худенький, седенький человек очень любил читать назидания.
— Ну что, брат, служить пришел? Служи, брат, усерднее. Себя не жалей, раньше вставай, позже ложись. Грязной работы не стыдись, себе цены не устанавливай — жди, когда тебя оценят. Базар цену скажет.

Я разделяю ваше негодование по поводу такого "инструктажа".

Вероятно, поэтому я не стал миллионером, как Ваня, который воспринял его как должное.

"Пришел Шарапов, старец почтенного вида, истово помолился на образа. Ему подали мое письмо (рекомендательное — Путешественник во Времени). Посмотрел.
— Ну что же, ладно. Возьмите его, Василий Никитич, — сказал он главному приказчику (менеджеру — Путешественник во Времени)... — Эй, парнюга, вот тебе наставник — Василий Никитич. Служи честно и усердно — будет хорошо.
Я низко поклонился и стал на указанное место к двери, где и стоял бессменно четыре года".

Должностные обязанности "мальчика" заключались в следующем —

"Вся самая черная работа по дому лежала на мне: вечером я должен был чистить хозяину и приказчикам сапоги и калоши, чистить ножи и вилки, накрывать приказчикам на стол и подавать кушанье; утром — приносить из бассейна воду, из сарая — дрова, выносить на помойку лохань и отбросы, ходить на рынок за говядиной, молоком и другими продуктами".

Ваня был крепким подростком и такая работа его не тяготила ни физически, ни морально.

Он выполнял ее старательно и добросовестно.

Это отрыло перед ним новые перспективы карьерного роста.

Продолжение следует.