Найти в Дзене

Камзол XVIII века с цветочной вышивкой: реставрация

В мастерской реставрации тканей завершается работа с шелковым камзолом 2-ой половины XVIII века из Музей-заповедник «Зарайский кремль» Zaraysk kremlin

На реставрацию поступил как «фрагмент шелкового жилета».

В музее бережно сохранялись вышитые цветными шелками в технике «гладь» детали шелкового жилета - полочки, стоячий воротник, клапаны карманов, декоративные пуговицы, как образцы вышивки 2-ой половины XVIII века.

-2

Несмотря на значительные утраты деталей жилета- полностью отсутствовали спинка, шелковая подкладка, внутренние части карманов из мешковины, было решено провести полную реконструкцию памятника с восполнением всех утраченных деталей кроя.

-3

Поскольку экспонат датируется второй половиной XVIII столетия, богато украшен характерной для этого времени вышивкой и имеет стоячий воротник, была уточнена атрибуция памятника – это камзол, представляющий собой приталенный жилет, являющийся частью дворянского придворного костюма.

-4

Работа с памятником заключалась в реставрации шелковых фрагментов и реконструкции утраченных деталей. Сохранившаяся шелковая ткань была пересушена, имела множество заломов, сечений и утрат. Ткань прокладки на вороте была порвана и частично утрачена, на пуговицах посечена. Черная шелковая ткань, положенная под фрагменты вышивки, местами утрачена.

-5

С памятником работает художник-реставратор Анастасия Геннадьевна Лобанова. Первым этапом реставрационных работ стало снятие со всех сохранившихся деталей камзола калек (для уточнения чертежей утраченных фрагментов), затем удаление поверхностных загрязнений и ослабление пятен, частичный демонтаж монтировочных швов. Для дублирования подобраны шёлковая органза и плотный газ, отваренные и окрашенные естественными красителями по методике ВХНРЦ.

-6

После дублирования по местам сечений и разрывов выполнено укрепление иглой швом «реставрационная сетка». Следующим этапом стало укрепление отстающих нитей вышивки и перекрытие полочек жилета, воротника, клапанов карманов и пуговиц прозрачным окрашенным газом с целью поверхностной консервации. Завершающий этап реставрации – реконструкция памятника.

-7

Для этого Анастасией Геннадиевной подобраны реставрационные ткани, выполнен крой недостающих деталей и полный монтаж экспоната. В качестве аналогии были взяты выкройки камзола из Вятский художественный музей, который реставрировался в Центре в 2011 году.