Продолжение цикла о том, какую оставили о себе память русские или как их называли - шурави - в Афганистане.
Индийское кино
Захотелось написать статью о том, как афганцы воспринимали и воспринимают советское кино и русскую музыку. Знакомый афганец, который уехал из Афганистана, как он сам говорил "вслед за шурави", рассказывал о том, что русские показывали советское кино, привозили пластинки, книги на русском. Так через культуру афганцев знакомили с СССР.
О том, как Шариф (Шурик), бывший куропас, оказался в Белоруссии в Ч.1. ссылка в конце.
Шурик рассказал, что простые афганцы больше всего любят индийское кино. Наивные герои, запутанные семейные драмы, простые рецепты счастья, никакой заумной философии - этот простой язык кино, понятен всем. Индийское кино было популярно в Афганистане всегда.
Советское кино было чем то новым, необычным. Слишком необычным.
Поняли наоборот
Шурик вспоминал, что когда показали "Белое солнце пустыни", не мог толком понять, кто плохой, а кто хороший. Абдулла - воин, что тут можно сказать. Гарем его. Зачем товарищ Сухов вмешался в семейные дела Абдуллы, Шариф никак не мог понять. И почему Абдулла - персонаж отрицательный, понял уже в СССР.
Подтверждение слов белорусского афганца нашел в одном посте. Автора тоже интересовала та же тема, что и меня - как афганцы воспринимали наше кино. Так вот там та же история - герои "Белого солнца пустыни" были поняты с точностью до наоборот.
Вспоминает Нураддин Кемаль, который учился в СССР и в 1992 году окончил МГУ:
-«Обожаю фильм „Белое солнце пустыни“, пересматривал много раз. Недавно в Кабуле решил устроить общий семейный просмотр: нашёл версию на таджикском (25% населения Афганистана — таджики, которые говорят на местном диалекте этого языка: дари — Авт.). Пришли бабушка и дедушка, другие родственники. Включил, смотрим." Дошли до эпизода, где Сухов из пулемета расстреливает банду Абдуллы. Родственники заволновались, жестами показывают, что им что-то очень не нравится.
Нурадин остановил фильм.
-Что, что такое?
-Как что! Это что за кино! Шурави убивает правоверных!
Хотели уже свернуть кинопоказ, но потом успокоились и решили все же кино досмотреть - что там с Абдуллой и его женами..?
Ситуация с гаремом вызвала буру негодования. Участники семейного просмотра выступили единым фронтом в защиту Абдуллы, у которого "плохой человек, товарищ Сухов" отобрал гарем.
-Ай, яй, какой развратник, у самого есть жена, одна, позавидовал, жен Абдуллы захотел в свой гарем забрать, ай-яй, плохой человек. Бандит!
Если во время просмотра фильма кто-то восклицал: "Брат, держись!" можно было не сомневаться, что это по поводу эпизода с участием Абдуллы, у которого неприятности. Сочувствие и острое сопереживание при каждом его появлении в кадре. Надо сказать, что игра актера во многом способствовала тому, что персонаж вызывал явную симпатию зрителей обоих полов.
Общее мнение высказала самая старшая в семье, бабушка, когда инициатор просмотра фильма в очередной раз попытался расставить акценты в соответствии с задумкой режиссера фильма:
-Да поймите же, Абдулла - это бандит! И гарем свой он хотел убить, а Сухов их спас.
- Что ты такое говоришь? "Что он сделал плохого? Жил мирно с жёнами, а тут шурави пришли и всё у него отобрали".
Это при том, что бабушка до этого всегда о русских отзывалась очень одобрительно и тут - на тебе.
- "Бабушка, ты всегда хорошо отзывалась о шурави!"
-"Ты прав, русские сделали много добрых вещей, но взгляни на мир глазами Абдуллы!"
Кульминацией своеобразного восприятия фильма стало осуждение жен Абдуллы. Они, оказывается, по мнению зрителей, должны были не слушаться Сухова и предавать тем самым своего мужа, а притвориться, что покорились и потом этого "бессовестного шурави" зарезать.
Понравились
Помимо Абдуллы однозначно афганским кинозрителям понравились Петруха и Верещагин.
"Едва Петруху убили, моя тётя заплакала, а бабушка её стала утешать:
- „У него теперь будет всё хорошо, он воин и попал в рай“.
Верещагин же вызвал настоящее восхищение:
-„Добрый мужчина и умер хорошо, красиво, у нас бы считался шахидом, мучеником за веру“.
А вот что такое чёрная икра и почему таможенник уже не мог её есть, мне пришлось объяснять довольно долго».
(ссылка на весь пост в конце статьи)
Не знаю, как вам, а мне рассказ о семейном просмотре культового советского фильма показался очень логичным и реакция как раз очень даже понятной. Особенно что касается истории с гаремом. Достаточно посмотреть на отдельные кадры эпизодов про Сухова и гарем.
Или действительно надо было перед показом прочитать лекцию о Революции, Гражданской войне и первых годах становления Советской власти...
Пугачева
Пугачеву в Афганистане слушали и многим она нравилась. Но в основном поклонниками таланта советской певицы были те, кто в свое время учился в СССР и уже тогда был знаком с ее творчеством. А Афганистан пластинки Пугачевой привозили как диковинку. После вывода советского контингента в феврале 1989 года о своем интересе к советской культуре, как и к советской сгущенке, которая была в Афганистане очень популярна, пришлось забыть. Люди боялись, что их будут преследовать за дружбу с шурави.
Из воспоминаний одного бывшего выпускника советского вуза:
«Сначала настроение было бравурным. Все говорили: ничего, справимся и без русских, самолеты есть, танки есть. А потом бац — и 28 апреля 1992 года моджахеды занимают столицу. Жена развела в мусорном ведре костер, всю ночь жгла пластинки с Пугачевой, кассеты с фильмами „Москва слезам не верит“, „Вокзал для двоих“, мои документы об учебе в Советском Союзе. Я говорю: какая разница? Соседи все про нас знают, хоть Пугачеву-то отдай! А она: лучше, чтобы доказательств не осталось».
Обыск
Исламисты ходили по домам и осматривали холодильники - нет ли там спиртного. Если находили водку - устраивали публичные избиения владельца. Потом на некоторое время поутихло. Но в 1996 году прокатилась новая волна репрессий по отношению к тем, кто сотрудничал с русскими, общался с ними по долгу службы или просто любил советское кино и слушал советские пластинки.
Бывший врач госпиталя, который также учился в СССР, рассказал, как однажды пришли с обыском к его другу. У того были видеокассеты с советскими фильмами, которые он прятал, где только мог.
- "Обнаженка" есть? Доставай, пока сами не нашли, хуже будет."
"Обнаженки" не было, но была спрятана в туалете кассета с советским фильмом-катастрофой "Экипаж", где была известная постельная сцена главных героев, показанная через аквариум. Кассету нашли.
- Что испугался, - сказал вдруг исламист на русском языке. - Перепишу себе, верну. Найди место получше, где прятать.
Бывало и такое..
Начало серии очерков:
Продолжение следует - о том, как в Афганистане поняли фильм "Москва слезам не верит".
Ссылки на материалы, где брал фактуру для очерков, тут:
Другие статьи на каналах автора:
Тело Сталина в 1961 году хотели перезахоронить на Новодевичьем кладбище. Не решились. Не посмели.
В сталинском СССР банки с крабами в окно выкидывали - не понимали, что это деликатес.