Найти тему
КиноНытик

Евгений Евстигнеев: «Профессия актера зависима, но уникальна»

Однажды, 35 лет назад, в 1986 году великий советский актер театра и кино Евгений Евстигнеев ответил на вопросы читателей журнала «Советский экран». Тот год был сложным для актера, он перенес инфаркт после смерти второй супруги и женился в третий раз, готовился к серьезным ролям.

Впереди были Калинин из киноленты «Пиры Валтасара, или Ночь со Сталиным», смотритель подземного музея в фильме «Город Зеро», и, конечно же, профессор Преображенский в экранизации «Собачьего сердца». И – целых 6 лет жизни.

Вот несколько занятых выдержек из той заочной беседы 35-летней давности.

-2

ОБНЯЛ БАТАЛОВ

«Исключительных памятных дней в моей жизни было так много! Первое в Горьковском училище занятие по мастерству актера. Ведь я работал слесарем, пришел с завода, все было внове. Не помню уж, что за эпизод мы играли, но навсегда ощутил какое-то особое чувство – когда как бы начинаешь жить жизнью другого человека. Первый выход на сцену, первое ощущение публичного одиночества. Ты при множестве обращенных на тебя глаз в одиночестве, и надо что-то делать.

Приезд в Москву, в Школу-студию МХАТ. Первый день в Школе-студии – увидел так много мастеров, что просто голова закружилась. Вижу – Топорков, Массальский, Блинников, Радомысленский, Кедров, Тарасова, Яншин, Грибов. Я их раньше только по радио слышал.

В тот же приезд меня вдруг обнял своим вниманием Алеша Баталов, ввел в своей дом. Это был удивительный день, который храню в памяти до сих пор».

-3

В ПЕРВЫЙ ДЕНЬ НА СЪЕМКАХ ЗАБЫЛ ТЕКСТ

«Мое поколение воспитывалось на определенных фильмах – «Цирк», «Трактористы», «Волга-Волга», боевые сборники военных лет. И мы любили эти ленты, с восторгом шли в кино».

«Режиссер Владимир Петров пригласил на роль Петерсона в «Поединке» по Куприну. На съемках так волновался, что забыл текст. К тому же я знал, что режиссер знаменит, и это совсем сбивало с толку».

«Главные качества актера – талант плюс работа, пожалуй. Актер должен быть всегда в форме, должен чувствовать, что необходимо сейчас зрителю, что его волнует, чем живет народ. Страна. Важно не только, как ты играешь, но и что представляешь собой как гражданин».

-4

ГЛАВНОЕ – НЕ ДАТЬ ПУБЛИКЕ УСТАТЬ

«В производственном, организационном отношении наша профессия – зависимая. Но с точки зрения творческой самостоятельности я бы поставил ее наравне с писательской. Актерская профессия представляется мне независимой хотя бы в том плане, что она уникальна, ее нельзя спутать ни с какой другой. Подчас именно через актера мы понимаем то или иное явление, как это можно понять из хорошей книги».

«Любая роль – трудная. Отношение может быть легкое в том смысле, что хочется сыграть, чувствуешь интерес. Но все новое – постижение характера обстоятельств, идеи – надо начинать с нуля».

-5

«Все люблю играть, и комедию, и драму, и хорошего человека, и плохого. Лишь бы было что играть в данную минуту. Главное – не дать публике устать от однообразия, от стереотипа, от заигранных ролей».

«Никогда не мечтал о ролях. Что толку мечтать, скажем. О короле Лире? Мечтаю только тогда, когда получаю роль в руки, ощущаю ее кожей. Вот тогда начинаю работать и мечтать».

Фото: В. Плотников

Подписаться на канал «КиноНытик»