Найти тему
Моя исторія

Когда же умерла императрица Елизавета Австрийская?

Все знают, что земной путь ее величества императрицы Австрии, королевы венгров Елизаветы закончился в субботу, 10 сентября 1898 года, в Женеве. Трудно было представить более нелепую смерть монаршей особы второй по значимости европейской империи.

На ее величество напал анархист Луиджи Люкени, одержимый идеей отправить на тот свет кого-то из аристократов, которых вместе с товарищами считал "тупыми свиньями". Вначале его выбор пал на принца Орлеанского, но его высочество в Женеву не прибыл. И тогда было решено убить императрицу Австрии. Подробности чудовищной по своему цинизму истории убийства ее величества мы обсудим позже. Моя первая статья о смерти императрицы будет посвящена предположению о том, что на самом деле для общества и даже для своей семьи императрица умерла намного раньше рокового сентябрьского дня.

-2

Однажды императрица, склонная к мистике и суеверию, попросила погадать ей. Ее величество не любила афишировать свою персону, соблюдая инкогнито. Как на маскараде, она скрывалась от людей не только за густой вуалью, но и за показным отказом от положенных монархам мер безопасности - ездила в простом фиакре, передвигалась по городам в обществе одной лишь придворной дамы. Зачастую она попадала в неловкое положение - однажды она добралась до очередного места, где собиралась погостить, задолго до своей свиты, и вынуждена была дожидаться придворных во флигеле привратников, которые не узнали в ней императрицу и не пропустили во дворец. Ее величество не сердилась на слуг, она лишь очаровательно улыбалась, когда придворные наконец нашли ее и объяснили ошеломлённым привратникам, кого они задержали.

-3

Вот и к гадалке императрица пришла как обычная посетительница. Карты не раскрыли инкогнито ее величества, и все бы ничего, если бы в конце гадания карты не предсказали даме страшные времена, да ещё и срок указали - черная полоса начнется совсем скоро, после Пасхи 1886 года.

Это предсказание Елизавета вспомнила в день Троицы 14 июня 1886 года, когда ей сообщили о гибели короля Людвига. Новость шокировала императрицу не только тем, что она потеряла близкого человека, она всерьёз задумалась над проклятьем ее рода - безумием. Потрясённая трагическим известием императрица, тем не менее, не поехала на похороны, а ограничилась распоряжением положить на грудь Людвига ветку жасмина. Проститься с королем отправился кронпринц Рудольф. Он полностью погрузился в подробности гибели короля, которого в Баварии открыто называли сумасшедшим.

Кронпринца угораздило поделиться своим мнением с матерью, назвав короля умалишённым. Императрица негодовала - король просто экстравагантный, но не сумасшедший! Императрица получила доказательство своих опасений от сына, и это стало началом рокового непонимания между ними.

-4

Рудольф начал отдаляться от матери, все более ощущая пропасть в их взглядах. Кронпринц пытался стоять на земле, он думал о судьбе империи и понимал, что их ждут тяжёлые времена. Роковое непонимание родителей, радикально противоположные взгляды Рудольфа и императора на роль кронпринца в судьбе монархии, начали окончательно раскалывать семью.

Кронпринц Рудольф, сын императрицы и императора Франца Иосифа
Кронпринц Рудольф, сын императрицы и императора Франца Иосифа

Императрица полюбила посещать дома умалишённых, интересуясь лечением тихих больных, но однажды она пожелала побывать в отделении для буйных. Там произошла судьбоносная встреча с молодой пациенткой, которая бросилась к императрице со словами - это я императрица, а не ты! Девушка была так настойчива и убедительна, что напугала императрицу. Елизавета представила себя сумасшедшей, навсегда запертой в тесной палате, и почти потеряла сознание от ужаса.

Постепенно девушка пришла в себя и начала в слезах просить императрицу простить её, императрица успокоилась, но больше дома умалишённых не посещала.

В этом же черном году Елизавета серьезно поссорилась с матерью, герцогиней Людовикой. Случайное, казалось бы, происшествие, положило начало охлаждению в отношениях дам.

Людовика Баварская, мать императрицы
Людовика Баварская, мать императрицы

Императрица прибыла с визитом в родной Поссенхофен и привезла с собой младшую дочь Валерию. Елизавета обожала Валерию, считала ее самым близким человеком и очень берегла девушку. И вот случилось в страшное - Валерия вбежала в комнату любимой тети Софи Алансон (той самой "сожженной невесты"), заболевшей скарлатиной, гостя у родителей, чтобы поздороваться с ней. Никто из родных не предупредил императрицу о болезни Софи.

Софи, герцогиня Алансон, сестра императрицы
Софи, герцогиня Алансон, сестра императрицы

Скандал был грандиозным, Елизавета негодовала - как могли родные проявить такое непонимание и не предостеречь Валерию и её о болезни Софи? Мнительность императрицы помешала ей поверить придворному доктору, который тщетно объяснял её величеству, что опасности заразиться при кратковременном контакте нет. Дамы немедленно покинули Поссенхофен, Валерия не заболела, но Елизавета не простила матери, что она подвергла риску жизнь внучки.

Мария Валерия, младшая дочь императрицы и императора Франца Иосифа
Мария Валерия, младшая дочь императрицы и императора Франца Иосифа

Отношения с императором в этот период тоже были непростыми. Императрица считаные дни провела с супругом и детьми в Вене. Её путешествия не оставляли ей времени ни на семью, ни на мужа, ни на светские обязанности. По Вене ходили неприятные слухи - императрица постарела, утратила красоту, поэтому избегает своего народа и предпочитает жить вдали от дома...

Императрица Елизавета Австрийская в зрелости
Императрица Елизавета Австрийская в зрелости

Императрице уже исполнилось 50, и отчасти разговоры об утраченной красоте имели под собой реальную почву. Но об этом подробно в отдельной статье.

Правда была и в разговорах о том, что женатый, но одинокий император приблизил к своей особе актрису Катарину Шратт. Мадам Шратт была умна, красива, практична и разговаривала с императором нормальным человеческим языком, тогда как императрица выражалась исключительно высоким слогом.

Актриса Катарина Шратт, подруга императора Франца Иосифа
Актриса Катарина Шратт, подруга императора Франца Иосифа

Императрица жила стихами Гомера и Гейне и писала стихи сама, втайне гордясь, что вполне может издать свою книгу. Лучший подарок для величества было письмо Гейне.

Королева Румынии Кармен Сильва отзывалась о Елизавете так - в ней было слишком много верховой езды, длинных пеших прогулок и сочинения стихов на свежем воздухе.

Кармен Сильва, королева Румынии
Кармен Сильва, королева Румынии

Императрица сторонилась людей, ограничила общение, замкнулась в своей поэзии. А ещё она почти отказалась исполнять свои светские обязанности, усложнив и без того непростую жизнь императора.

Её дочь Валерия писала о матери - она думает о прошлом, витает в каком-то странном придуманном ею самой будущем. Настоящее её не интересует.

Её величество начала медленно умирать задолго до рокового удара напильником на набережной Женевы.

Продолжение - в следующей статье - как императрица пережила смерть кронпринца.

Ссылки по тексту:

Людвиг II, король Баварии, и тайна его гибели.

День, когда погибла великая империя. Загадка Майерлинга.

София, сожженная невеста короля.