В деле краеведения и истории я считаю настоящим мастерством вот что: едет человек по полю, смотрит, а потом вдруг показывает – «Вот здесь было что-то!». Останавливается, окидывает внимательным взглядом и сразу может сказать, в какие времена тут жили, где что было, чем занимались и так далее. Знаю несколько таких кадров. Лет пятнадцать тому назад для меня это было чистой магией, смотрел, слушал: «Да вот же дорога, не видишь, что ли?»
-- Да вот же, порядок был! Вон дома!
-- Это?
-- Да не, это сараи, дома вот!
-- А это?
-- Там бани, а тут ледники, а это гумно…
А я видел только чистый луг с цветочками…
Потом сам начал вникать и разбираться. Постиг далеко не всё, много вопросов осталось, о них в конце. А пока попробую объяснить, что да как понимаю. Строго не судите, если мой опыт с вашим рознится.
От века двадцатого всё понятно: сохранились яблони и груши, а кое-где даже вишня и малина. Домовища тоже очевидны: фундаменты каменные, развалы печного кирпича, густая крапива в рост высотою, бурьян. Погреба не сильно затянуты, глубокие ямы, некоторые выложены кирпичом. Дороги с сильно выработанной тракторами колеёй. Тут любой догадается.
Всё гораздо интереснее и сложнее на более ранних поселениях. Начну, пожалуй, с флоры. Общее правило: более тёмная, высокая и густая растительность пятнами от одного до десяти метров диаметром – это вернейший признак старого поселения.
От девятнадцатого века до наших дней доживают только три культурных растения:
Сирень. Воспевал её в своих «Сокровищах трёх атаманов», где-то здесь. Сажали для красоты в палисадниках и памятных местах.
Следующие два растения лучше не называть прямо, алгоритм, бывало, «не рекомендовал» статьи и за меньшее. Обращусь к любимой поэзии:
«…О всех ушедших грезит конопляник,
С широким месяцем над голубым прудом…»
Эту техническую культуру выращивали в России почти повсеместно. Густые заросли, воспетые поэтом, начинались прямо за сараями и гумнами. Производство пеньки для верёвок и канатов, а также разных тканей из этого сырья было важной частью экономики России. По некоторым данным, весь великий английский флот 18-19 веков был оснащен такелажем из русской пеньки. Припоминается поэзия другого рода:
«Я под энтот интерес
Сплавлю им пеньку и лес,
Вся обчественность согласна,
Только ты идёшь в разрез!»
Если это растение на пустоши имеется – верный признак поселения.
Третье культурное растение, которое может дожить на бывших огородах с позапрошлого века до наших дней, имеет совсем некультурное название. Огородная пряность, любимая в России приправа. Если видите её длинные тёмно-зелёные лопухи, это верный и ценный признак. Дело в том, что огороды около домов до 20 века были далеко не у всех. Состав огородных растений был немного другой: картошку не выращивали, про помидоры и перцы вообще не знали. Огороды находились в отдалении от жилья, на заливных низинах, растили огурцы, капусту, тыкву, репу и брюкву. Так что если рядом с признаками жилья видите эту пряность, значит, люди тут жили не простые.
Теперь о главном, о видимых рукотворных изменениях рельефа. Что сделал человек, а что природа, понять довольно просто. Естественные углубления промывает вода, между ними остаются естественные возвышения, а всё, что не вписывается в эту логику, сделал человек.
Возвышенности – остатки человеческого жилья называются домовищами. Отличить их от курганов можно, прежде всего, по месту нахождения. Жильё человек всегда строил около воды. Самое обычное место для поселения – надпойменная терраса. Если нет чёткой ступеньки, жильё обычно начинается сразу за линией, до которой доходит полая вода весной. Небольшие курганы, которые можно спутать с остатками жилья, расположены гораздо дальше от воды и выше. Ещё курганы более пологие и геометрически правильные.
Высота домовищ зависит от времени и материала. Каменные – очень высокие, саманные – пониже, а если избы были деревянные, то высота зависит от того, какую завалинку наваливали. Обычно они самые низкие. В русской лесостепи переход от полуземлянок к наземному жилью произошёл в первой половине 18 века. От петровских времён будут домовые ямы – неглубокие западинки 3-5 метров в диаметре, а от времён Екатерины уже следы наземного жилья, ровные пятна с более тёмной и высокой растительностью, или небольшие возвышения.
Самое сложное – понять, где был жилой дом, а где надворные хозяйственные постройки: хлев, гумно, амбар, катух, пуньки, конюшня и так далее. Домом обычно считают самое яркое крапивное, бурьянное пятно. Думаю, это ошибка. Если рассуждать логически, самый мощный слой органики вовсе не в жилом доме, а около помещения для домашних животных, где складывали навоз. Да, его не выкидывали. Как ни странно, наиболее населённая часть России всегда жила с острым дефицитом древесины. В степи понятно, но и в лесостепи тоже. Леса принадлежали помещикам и строго охранялись. Наверно, все помнят рассказ Тургенева на эту тему. Дрова, а уж тем более строевой лес, стоили дорого. Навоз использовали для отопления, мешали с соломой, формовали в бруски и высушивали. Называлось это кизяки.
Так что настоящее место, где стоял жилой дом, оно поблизости от этого самого яркого пятна, но менее заметно.
Ещё сложнее с искусственными углублениями. Погреба, по-старому, ледники, располагали по-разному. В одной деревне ямки будут сбоку от домов, в другой – в глубине двора, а в третьей – выше домов, иногда даже через дорогу. Что тут больше влияло, грунтовые воды или традиция? Видимо, и то, и другое. У нас пара деревень с погребами через дорогу, а дома с очень высокой завалинкой. Так вот население их однородное, переведено было из Муромского и Владимирского уездов. Такое наблюдение.
Кроме ям около жилья есть ещё ямы прямо на высоком берегу, близко к воде. Причём они двух видов: очень большие и глубокие, 5-10 метров шириной и глубиной до 2; и ещё небольшие, 2-3 метра в диаметре. Разгадать, что это было, непросто. Изложу свои версии.
По поводу больших ям сначала я думал, что это омшаники. Но тогда близость к воде необязательна. После выяснил, что ульи (колоды) стали убирать на зиму уже в 20 веке. Потом решил, что это большие общие ледники, тогда близость к воде понятна, лёд по весне далеко не таскать. Но смущала коллективность… В общем, пришёл к выводу, что это места для зимовки овец, кашары. Копали большие ямы, накрывали, в таких больших землянках под снегом овцы и зимовали. А близко к речке, чтобы воду далеко не таскать, а может, их просто выгоняли на водопой к проруби. Статистические описания подтвердили эту версию: в тех деревнях, вокруг которых много таких ям, показано большое поголовье овец.
Загадку маленьких ям на крутых берегах речек около деревень я решил однозначно – это овины. Овин – приспособления для досушивания снопов зерновых культур перед обмолотом. Даже зрелые зёрна плохо выбиваются из колосьев, если не досушивать на огне. Рыли яму такого размера, чтобы перекрыть сверху жердями (2-3 метра), сверху на жерди ставили снопы, а в яме разводили огонь. Дым высушивал хлеба. А устраивалось всё это не в деревне, а за ней, на обрывистом берегу речки из-за угрозы пожара. Топить овины было очень опасным занятием. Чуть сильнее разгорался огонь, и овин вспыхивал, как спичка, вместе с человеком. Поэтому топили овины старики, такая вот жестокая необходимость, суровые реалии жизни наших предков. Единственная возможность выжить в случае возгорания овина – успеть выскочить и скатиться под обрыв, в речку. Отсюда и местоположение.
А вот чего я пока не понял: некоторые деревни широко опоясаны валами. Сейчас они по колено, значит, были вдвое выше. Можно было бы подумать – классическая оборона от кочевников и прочих злых людей, по валу частокол… Но нет, слишком обширные площади. В одной деревне валом опоясаны аж три больших загона (это такие языки между речкой спереди и двумя входящими в неё оврагами по сторонам). Такую большую площадь укреплять смысла не было, деревня на одном, среднем загоне. Два варианта: или свиней на вольном выгуле держали, или жители занимались перегоном животных из кочевых степей в центр России, а площади для временной передержки использовали. Но обе версии имеют недостатки. Какие есть соображения – пишите.
Рад, если изложенное кому-то будет полезным. Не затрагивал большую тему средневековых поселений, потому как в нашей местности их нет, только юртовые стоянки. А вот про 18-20 века написал, что думаю. С удовольствием прочитаю мысли других людей на эту тему в комментариях.
#деревня #русская старина #следы прошлого #овин #ледник #домовище #кашар