Найти тему

Иктоми - человек-паук-трикстер

Ананси вовсе не единственный трикстер в паучьем обличье
Индейцы лакота рассказывают об Иктоми – одновременно трикстере и культурном герое народа Лакота. Во многих племенах индейцев Северной Америки это божество было известно под разными именами - Иктинике, Инктоми, Ункоми.
Как и всякий уважающий себя трикстер Икто принимал непосредственное участие в создании мира, он разделил год на месяцы и определил количество месяцев каждого времени года. Также он дал людям речь.
Он не человек, и не паук, но оба одновременно. Хотя, как трикстер он может принимать вид любого из живущих на земле существ
Известно, что в обличье человека, Икто больше всего любит раскрашивать лицо красной, желтой и белой красками, но при этом обязательно рисует кольца черной краской вокруг глаз.
Как любой бог-плут он является сеятелем раздоров, обманщиком, шутником( порой весьма жестоким), хитрецом. Он прожорлив, похотлив и подчас труслив. Но при этом все же весьма близок к людям и часто помогает им, спасая от страшных монстров.

Переводы из книги American Indian Trickster Tales
by Erdoes Richard, Ortiz Alfonso

pinterest.com
pinterest.com

ВНУК ИКТОМИ ПОБЕЖДАЕТ УЖАСНОГО МОНСТРА

Рассказывают, что однажды жило в этих краях ужасное чудовище по имени Сиеко. Все его боялись.

Сиеко мог выкорчевывать леса и сравнивать горы с землей. Он был способен проглотить целого буйвола одним глотком.

Даже Унктехи, ужасное Водяное Чудовище, укрывалось на дне реки, когда Сиеко был рядом. Анунг-Ите, кошмарная Женщина-Призрак с двумя лицами, про которые нельзя было сказать, какое из них более ужасно, держалась подальше от Сиеко.

Сиеко очень любил игру угадывание, когда игроки должны были угадывать, у кого в зажатом кулаке спрятана сливовая косточка. Игра была тем интереснее и напряженнее, что играли на ставки, подчас весьма серьезные. Иногда Сиеко устраивал для всех желающих вечеринку с едой и напитками, и конечно, игрой.

Игроки пели, шутили и корчили рожи, пытаясь сбить с толку и отвлечь своих противников. Но Сиеко всегда угадывал правильно. Он всегда определял, в чьей руке спрятана сливовая косточка. Он все время выигрывал.

А после очередного выигрыша Сиеко любил похвастаться. Он говорил:

-Я-великий Сиеко! У меня есть сила! Кто может устоять передо мной? Я победил Водяного Монстра. Ужасная ведьма с Двумя Лицами прячется, если видит, что я иду. Я мог бы убить любого монстра одним движением руки! Больше некому бросить мне вызов.

Однажды среди игроков был Иктоми, хитрый человек и паук в одном лице. Иктоми сказал Сиеко, ухмыляясь:

-Ты меня не напугаешь. Я тебя одной рукой отхлещу!

-Ха, ха", - фыркнула Сиеко.-Не смеши меня! Ты, жалкий паучок, побъешь меня? Да ты просто обезумел!

-На самом деле,-сказал Икто.-Даже мой маленький Такоджа, мой шестимесячный внук, мог бы бросить тебе вызов. Ты не сможешь напугать даже маленького ребенка. Все, что ты можешь сделать, это хвастаться.

Сиеко не мог перестать смеяться, но он все же разозлился.

-Как ты смеешь говорить мне, что ребенок-паук может превзойти меня? Я, великий и ужасный Сиеко! Ты что, сошел с ума?

-Нет, паучонок сильнее тебя. Хочешь поспорить?

-Братишка!. -вновь рассмеялся Сиеко. - Я уже выиграл твою лучшую лошадь. Ты достаточно храбр, чтобы поставить все, что у тебя есть, даже свою жену?

-Да, я знаю, что паучок может победить тебя. А ты готов поставить все, что у тебя есть, даже свою жену?

-Ладно, - сказал Сиеко, все еще смеясь, но внутренне он был немного обеспокоен. Все же Иктоми хитер и полон озорства, он являлся владетелем тайных сил. Он был викамунгом, волшебником. Может быть, у него что-то припрятано в рукаве?

Но Такоджа Иктоми, его внук, оказался обычным младенцем, таким же ребенком, как и любой другой.

"Неужели это крошечное ползающее существо я должен испугать?"

Надо сказать, Сиеко был возмущен . Он прорычал, обращаясь к Иктоми:

-Неужели ты не можешь выставить меня против кого—нибудь достойного-великана, людоеда, великого волшебника?
- Нет, - спокойно ответил Икто, - ты должен победить этого малыша.

-Ну, хорошо. Надеюсь, твоя жена хорошенькая. И у тебя есть много прекрасных лошадей и бизоньих шкур, которые ты готов потерять.

Сиеко зарычал, как Игму-Танка, Горный лев. “Это напугает младенца”, - подумал он. “Это заставит его плакать”.

Но маленький мальчик лишь захихикал от восторга.
Сиеко превратился в рычащего Игму-Глезу, свирепую Рысь. Малыш принял его за домашнее животное, погладил и потрепал за подбородок.

Сиеко превратился в Унктехи, большого, уродливого Водяного Монстра, из ноздрей которого вырывалось пламя. Малыш сунул бабушкино шило в нос монстру и радостно захихикал. Из носа Сиеко потекла кровь-больно же было.

Сиеко превратился в Вакиньяна, устрашающую Птицу-Гром. Из его глаз ударила молния, и всякий раз, когда он открывал рот, раздавался оглушительный раскат грома. Малыш решил, что это очень весело, и засмеялся.

Сиеко превратился в Ваонзе, Гризли. Он издал страшный звук, который издают гризли, когда они собираются убить: “Грр, грр!” Ребенок зарычал в ответ, приняв происходящее за игру.

Сиеко превратился в гигантского канюка. Он схватил малыша своими огромными когтями и улетел с ним, хлопая своими огромными крыльями и громко крича. Малышу очень понравилась поездка, он улыбнулся и счастливо рассмеялся.

Затем Сиеко надел маску Анунг-Ите, ужасной ведьмы с Двумя Лицами, и надо сказать, это было зрелище, от которого кровь стынет в жилах.

“Это действительно напугает его”, - надеялась Сиеко. Но маленькому мальчику понравилась маска. Он потянулся ручками, чтобы снять маску и расстроился, что ее ему не дали.

Сиеко был измотан и попросил отдыха. Монстр сел и положил ребенка к себе на колени. Маленький мальчик помочился на него.

В этот момент вошла мать ребенка. Она отругала малыша, сказав:

-Что ты наделал!-

Ребенок испугался и заплакал.

-Я сдаюсь", - сказала Сиеко Иктоми. -Ты победил. Этот ребенок сильнее любого монстра, с которым я когда-либо сражался.

-отлично - сказал Иктоми, - я возьму твоих лошадей и бизоньи шкуры. А свою жену можешь себе оставить. Уж больно она уродлива.

pinterest.com
pinterest.com

ОКО ЗА ОКО

Иктинике — "клон» Иктоми из мифологии омаха

(кстати, забавно, как одни и те же сюжеты дублируются в разных частях мира)

Как-то Иктинике шел по дороге и встретил койота. А надо сказать, что оба трикстера постоянно подшучивали друг над другом.

-О, младший брат, - обрадовался Иктинике, - как у тебя дела?

-Очень хорошо, уважаемый старший брат, - ответил Койот.

Он указал на спящую лошадь, лежащую на боку.

-Я нашел этого мертвого коня. Давай перетащим его ко мне и устроим большой пир.

-Как мы сможем его перетащить? - спросил Иктинике. -Это слишком тяжело.

-Вовсе нет, друг, - успокоил Койот. - Я уже все придумал Я привяжу твои руки к его хвосту, а потом ты потянешь. Я же возьмусь за ноги и помогу тебе.

-Почему бы и нет? — обрадовался Иктинике, — Давай попробуем!

Койот крепко привязал руки Иктинике к хвосту лошади. ”

-Теперь тяни! - крикнул Койот. - Тяни изо всех сил, уважаемый старший брат!

Иктинике так и сделал, и к его удивлению, лошадь вскочила. В конце концов она всего лишь спала, и не удивительно, что не разобрав со сна, кто ее тянет за хвост, в панике поскакала куда глаза глядят.

Лошадь протащила Иктинике сквозь колючие кусты и кустарники с длинными острыми шипами. Иктинике был весь исцарапан и истекал кровью. Тем не менее лошадь продолжала бежать, яростно брыкаясь задними ногами, в попытках освободиться, пиная Иктинике копытами так, что на нем живого места не осталось.

Наконец веревка, привязывавшая руки Иктинике к хвосту лошади, оборвалась, и Иктинике остался лежать на земле, раненый и тяжело дышащий.

Койот же хохотал, наблюдая эту сцену. Он катался по земле и заливался слезами от смеха. Все еще трясясь от хохота, он ушел, довольный своей проделкой. Ведь наконец ему удалось то, что он давно хотел сделать,—подшутить над Иктинике.

Иктинике же, хромая прочь, думал о мести. Но он решил выждать.

Лето превратилось в осень, осень в зиму.

Иктинике уселся с большой рыбой рядом на тропинке, по которой часто хъодил Койот. Разумеется, Койот увидел Иктинике и обратил особое внимание на большую, жирную наверняка ужасно вкусную рыбу.

-Уважаемый старший брат, - сказал Койот, - где ты достал такую прекрасную, большую рыбу?

О, друг мой, - ответил Иктинике, - пойдем, и я с удовольствием покажу тебе.

Иктинике повел Койота к близлежащему озеру, полностью покрытому льдом.

-Вот где я зимой ловлю прекрасную крупную рыбу. Весьма вкусную, прошу заметить.
-Как, уважаемый старший брат, это возможно? Озеро покрыто льдом, и я не вижу у тебя удочки.

Своим томагавком Иктинике прорубил дыру во льду.

-Вот, друг, - сказал Иктинике. “Опусти свой хвост в это отверстие, и рыба придет и клюнет. Как ты сам знаешь. я могу принять вид любого живущего существа , и для рыбной ловли я обращаюсь животным с пушистым хвостом.

Койот был очень голоден, а рыба в руках Иктинике выглядела невероятно вкусной и в животе Койота бурчало. Он решился и просунул хвост в прорубь.

-Просто сиди спокойно и наберись терпения, - посоветовал Иктинике, едва скрывая улыбку.
Через некоторое время стало подмораживать и Койот сказал:

-Уважаемый старший брат, я думаю, что рыба клюет.

-Еще слишком рано, - тоном знатока сказал Иктинике.

Лед постепенно покрывал прорубь и уже добрался до хвоста Койота

-Старший брат, - воскликнул он, - теперь я действительно чувствую, как рыбы кусают меня за хвост! Они попались!

-Терпение, дружище, - сказал ему Иктинике. -Самые большие рыбы приплывут позднее. Ты же не хочешь вернуться домой к своей жене с жалкой рыбешкой размером с твой коготь?

-Ну, хорошо, я подожду еще немного, - сказал Койот.

Прорубь полностью замерзла. Теперь лед держал хвост Койота в объятиях.

-ой! О! - воскликнул Койот. -Большая рыба кусает меня за хвост. Он сильно кусает его. Какие у нее острые зубы!

-Ну что ж, друг, - сказал Иктинике, - я думаю, на этот раз это действительно крупная рыба. Вытащи ее! Тяни изо всех сил!

Койот тянул и тянул, но не мог высвободить свой хвост.

-Помоги! Помоги, старший брат! -Взвыл Койот. -Рыба так сильно вцепилась зубами в мой хвост, что я не могу ее вытащить!

-Вот, возьми меня за руки", - сказал Иктинике. -Мы оба будем тянуть.

Они тянули так сильно, что оторвали Койоту хвост. Остался только короткий, кровоточащий маленький обрубок. А остальной остался во льду. И только теперь Койот смог увидеть, что вовсе не рыба держала его хвост

-О, как больно! - воскликнул Койот, потирая больной зад.

-Может быть, тебе следовало пойти за рыбой помельче, - сказал Иктинике, уэе не сдерживая смех.

-О, мой красивый высокий Старший брат, ты поступил со мной несправедливо. Ты сыграл со мной злую шутку!

-Око за око, младший брат, око за око, — ответил Иктинике, уходя со смехом.

wikipedia.com
wikipedia.com

ИКТОМИ ЗАБИРАЕТ ДАР ДЛЯ БОЖЕСТВА

Тунка, Иньян, Скала, является древнейшим
божеством в космологии Лакота.

Все
умирает; только Скала вечна.

Иктоми, хитрый Паук и Человек в одном, умирал с голоду. В течение долгого времени не было ни одной удачной охоты. От Иктоми в самом деле остались лишь кожа да кости. Его пустой желудок постоянно урчал. И Иктоми был в отчаянии.

Он долго думал, что делать с этой бедой, в конце концов он решил пойти за помощью к Иньяну, Скале, которая обладает великой силой и которая может ответить на его молитвы.

Иктоми завернулся в свое одеяло поплотнее, ведь был конец года и стоял жуткий холод. После небольшого путешествие, Иктоми достиг места, где стоял большой вертикальный камень. Эта была не обычная скала, а лила вакан, священная Скала, к которой многие приходили с мольбами.

Иктоми поднял руки к Иньяну:

-Дедушка, сжалься надо мной. Я голоден. Если ты мне не поможешь, я умру с голоду. Мне нужно мясо, дедушка.

Иктоми снял с плеча одеяло и накинул его на Иньяна.

-Вот, дедушка, прими этот дар. Это единственное, что я могу дать. Одеяло согреет тебя. Пожалуйста, позвольте мне найти что-нибудь вкусное, чтобы поесть.

После долгой молитвы Иктоми отправился на поиски пищи. У него было предчувствие, что Иньян ответит на его молитвы, и он был прав. Иктоми не успел уйти далеко, как наткнулся на только что убитого оленя. Стрела, пронзала шею животного, оперенная тетива торчала с одной стороны шеи, а наконечник стрелы-с другой.

-Отлично, - обрадовался Иктоми, -Похоже, олень смог пробежать некоторое расстояние после того, как его подстрелили, и охотник потерял добычу.

Иктоми вынул свой острый нож из расшитых бисером ножен и начал снимать шкуру и разделывать тушу. Затем собрал дрова и с помощью трута развел костер. Дров было немного, да и те влажные. Маленький костер плохо разгорался и Иктоми дрожал от холода.

Тогда он сказал себе: “Какая польза от моего одеяла Иньяну? Он просто скала. Он не чувствует ни холода, ни тепла. Ему это не нужно. И, в любом случае, я не думаю, что Иньян имел какое-либо отношение к тому, что я нашел этого оленя. Я умный. Я увидел следы. Я учуял оленя. И я заберу свое одеяло обратно!”

Решив так Иктоми вернулся к священной скале и снял одеяло.

-Дедушка, - сказал он, - это одеяло мое. Я замерзаю. Тебе не нужно это одеяло, мне нужно.

Иктоми завернулся в одеяло.

-Ах, как хорошо", - сказал он. — Это же только додуматься - дать одеяло камню!

Когда Иктоми вернулся на то место, где он оставил оленя, то обнаружил, что туша исчезла—исчезла, исчезла! Осталась только груда сухих костей. Не было ни следов, ни каких-либо признаков того, что кто-то утащил оленя. Судя по всему туша была превращена в сухие кости с помощью мощной магии.

- Как подло со стороны Иньяна, - сказал Иктоми разочарованно, - и как глупо с моей стороны. Сначало следовало поесть, а потом забрать одеяло.