Его сценарии превратились в синоним слова «блокбастер». Его романы регулярно появлялись на публике под руку с эмблемой «бестселлер». Его называли «самым издаваемым и переводимым». Сам он нарек себя «развлекателем», что умеет чувствовать драму. Читатели же хорошо запомнили его имя – Сидни Шелдон.
«Кто-то сказал… чтобы стать писателем, человеку нужно перо, бумага и детство в неблагополучной семье», - пожалуй, эту истину не назовешь всеобщей. Но писатель и сценарист Сидни Шелдон всё перечисленное получил сполна. Родители его были мечтателями, только мечты их летели в разных направлениях. Что приводило к конфликтам интересов. К тому же еще эти материальные неурядицы... Однажды ситуация показалась настолько беспросветной, что их сын, юноша 17-ти лет, задумался о самоубийстве и даже изыскал способ. Но отец неожиданно ворвался в его планы и посоветовал изменить направление мысли.
«Ты ведь хочешь стать писателем, Сидни… Жизнь - как роман, - заметил он, - полна тайн и неопределенности. Постоянно держит в напряжении. Каждый день - новая страница. Она может принести тебе множество сюрпризов. И ты не узнаешь, что будет дальше, пока не перевернешь ее. Мне не хотелось бы, чтобы ты закрыл книгу, не дочитав до конца».
Так начинается автобиографический роман Сидни Шелдона - с жизнью. Роман, овеянный легкой авторской иронией. Сидни продолжил переворачивать страницы судьбы. И на протяжении всего сюжета сохранил благодарность к отцу за удачное наставление. Будущий писатель сменил ряд занятий - от гардеробщика и студента до автора песен. Побывал на службе в военной авиации в период Второй мировой. Преодолел ряд трудностей, превращая жизнь в увлекательное путешествие. И, наконец, стал сценаристом – мастером своего дела.
В 1947-ом за сценарий картины «Холостяк и девочка» он был причислен к лику удостоенных The Academy Awards - премии, ныне более известной миру как «Оскар». Получив высшую кинематографическую награду, счастливый номинант, долгое время страдавший от перепадов настроения, испытал приступ тяжелой депрессии. Напряжение многих лет выплеснулось усталостью.
«Доктор, когда в пору бы смеяться - я плачу... когда нужно плакать - смеюсь. Что со мной?... И голос доктора за кадром: «Мистер Шелдон, это заболевание одолевало многих великих людей... Вирджиния Вульф, Ван Гог»... Боже мой, неужели мне придется рисовать детские картинки»... Писать картинки не пришлось, обошлось новым сценарием.
Сферу своей деятельности Сидни Шелдон выбрал сам, и продиктован выбор был любовью - мюзиклы, кинофильмы. Игра фантазии в действии. Однако между сценарием и книгой – он все же отдавал предпочтение книге. Полагая, что у писателя несколько больше свободы.
Еще в школьные годы Сидни ненароком представлял, как учительница говорит: «Откройте страницу двадцатую»… И там, на этой странице учебника – его рассказ. Но здесь, пожалуй, мы фантазию одернем. По принципу – «Нет, не Шекспир я… я - другой». Как автор романов Сидни Шелдон открылся миру уже в зрелом возрасте. И «первенец» его, носивший имя «Сорвать маску», был удостоен премии Эдгара По. Следом в мир выпорхнула легендарная «Обратная сторона полуночи». С тех пор остросюжетно-мелодраматичные произведения нашего героя всё чаще появлялись в свете под руку со званием «Бестселлер».
А случаем и титулом – «женский роман». Сюжеты его являли миру авантюрное «тонкосплетение» мужского ума. Но героинями этих сплетений все больше становились женщины. Многогранные яркие личности, наделенные умом и красотой, озаренные силой духа.
«Они отражают мой личный опыт, - отмечал автор, - Таковы моя мать... моя жена... Умные, целеустремленные, творческие люди. И эти качества сосуществуют в них никоим образом не в ущерб женственности».
Писателю довелось познать разные стороны жизни, и разные лики мелькали перед глазами. Среди созданных им женских силуэтов встречались и неоднозначные портреты, где в сложной гамме проявлялись острые и жесткие черты. Нередко такие проявления обуславливались драмой, влиянием обстоятельств, болезненным соприкосновением судеб. Но обстоятельствам в противовес рождались образы, в которых женственная сила вопреки всему сберегла душевный свет. И к этим настоящим героиням в его романах благоволит провидение.
Примеров можно привести множество. «Интриганка», «Полночные воспоминания»... и далее.
- «Если наступит завтра». Одно из наиболее популярных произведений С. Шелдона. Главная героиня, сотрудница солидного банка и буквально гений своего дела, собиралась замуж по любви за обеспеченного человека. И вдруг потеряла всё. Молодая женщина попыталась обелить честь матери, опороченную алчным, но недалеким аферистом. И была ложно обвинена в попытке хищения. Следом… Она спасает девочку, дочь начальника тюрьмы, и получает помилование. Впереди опасные авантюры и романтические чувства. В основе драмы, послужившей завязкой приключенческого сюжета, лежит реальная история, произошедшая с отцом писателя. Ложные обвинения, спасение ребенка… История драматического происшествия с удачным разрешением.
- Сущностная идея романа многолика. И, в авантюрном ключе отражая социальные проблемы, сюжет имеет целью, например, наказание преступников, обидевших Трейси, и создание таких «робин-гудовских» комбинаций ума, воплотить которые не под силу прожженным аферистам. А также словно символизирует своеобразный триумф писательского интеллекта. Над прошлым в настоящем и будущем.
...Любовь к женщинам взросла в душе будущего писателя из трепетного чувства к той первой и единственной, что дала ему жизнь. Ее звали Натали. Она родилась в царской России. И семья ее вынужденно переехала в Америку – еще во времена последнего монарха. И здесь…«Мой отец женился на сказочной принцессе, - позднее рассказывал писатель. - …Она обладала душой романтика и богатой внутренней жизнью». В ней была красота, утонченность… венецианские каналы, испанские замки… любовь к литературе и классической музыке. «Натали была моей Полярной звездой, моей утешительницей и защитницей. …Я был умен, талантлив, красив, остроумен – и все это еще до того, как мне исполнилось полгода».
Однажды Натали пришла домой взволнованная. Она побывала в гостях у одной знакомой, занимавшейся предсказаниями, и… «Сидни ждет мировая слава!» - выдохнула Натали.
Теперь весь мир имеет возможность созерцать сбывшееся пророчество.
Когда дети, Сидни и его младший брат Ричард, выросли, родители благополучно разошлись – каждый к своей мечте. И в скором времени обрели душевный уют с другими партнерами. Их сыну оставалось лишь провозгласить: «Замечательно!»
Личная жизнь же самого нашего героя долгое время походила на игру в приключение. Под названием «И снова Она». Вереница романов, череда увлечений, описанных им в ироничном ключе. Приблизительно так…
...Три часа ночи. Барабанят в дверь - иду открывать. На пороге чудище атлетического телосложения: «Негодяй! Мерзавец! Я тебя прибью!» Какой материал! - должен воскликнуть писатель. Но я думал только о том, что сейчас распрощаюсь с жизнью. Только один вопрос: за что? «Ты тот подлый франт, что спит с моей женой...», - прорычал он. «Вы с ума сошли, - проронил я в ответ, - Я не встречаюсь с замужними женщинами, мою девушку зовут Ингрид». «Это и есть моя жена», - любезно уведомил он. Но... она не предупредила. Чудище падает в кресло: «Ну, раз вы не в курсе»...
Спустя два часа. Снова барабанят в дверь. Иду открывать, думая, что он все же вернулся меня убить. На пороге избитая жена чудища Ингрид: «Ты не представляешь...» Напротив, милая, я очень хорошо представляю твоего нежданного мужа. Я вызову врача. На следующий день она исчезла...
...И новая Она. Объявила: «Я уезжаю на выходные, все расскажу в понедельник». В субботу - она вышла замуж. Медовый месяц... Случайно столкнулись в Париже. Ее муж воспылал ко мне дружбой. Они таскали меня с собой повсюду. Мне так понравилось в Европе, что я решил ездить туда каждый год...
И новая Она. Ее звали Джейн (Кауфман Хардинг). Поженились спонтанно. Спустя недели три осознали ошибку. Девять месяцев спасали брак. Развелись. И в этот день - впервые всерьез напился. И снова Она…
Однако в 1951-ом году он всё же встретил свою «сказочную принцессу». Случилось это в мире кинематографа. И в этом мире актриса театра и кино Джорджия Картрайт выделялась строго-серьезной красотой. Эти умные глаза не испытывали должного интереса к молодому продюсеру, коим к тому времени стал наш герой. «Мистер Шелдон, у вас репутация любителя женщин», - заметила она. «Что за ерунда! – мысленно воскликнул он. - С этого дня у меня репутация любителя Джорджи». И с этой репутацией он проживет долгие годы.
Вскоре они поженятся, и их «долго и счастливо» охватит более трех десятилетий. Писатель гордился женой, неизменно подмечая её практичность и острое чувство юмора. Джорджи занималась дизайном интерьеров. И охотно участвовала в «приключениях» по сбору материалов для очередного романа. Шелдон привык выверять тонкости авантюр своих героев на практике. Что делало его произведения авантюрно-реалистичными. Но самым увлекательным приключением его семейной жизни было, конечно, воспитание дочери Мэри. Впоследствии она подарит ему еще одно волнующее приключение - звание дедушки маленькой Элизабет. Мэри же, став профессиональным филологом, последует примеру отца и превратится в писателя, снискавшего популярность на родине.
Когда в 1985-ом году жена Сидни покинула наш мир, казалось, это конец всему. Тишина, пустота… Но спустя четыре года небеса послали ему новую встречу. По словам писателя, она буквально вернула его к жизни. Его последней супругой станет Александра Костофф, этот союз продлится более шестнадцати лет. И будет умиротворенно счастливым.
Писатель не без иронии называл себя «развлекателем». И питал склонность к комедии, при этом отмечая, что глубоко чувствует драму. Дескать, поскольку имеет русские корни. К корням же его произведений критика относилась неравномерно. Но читатель полюбил эти «развлекательные литературные драмы». Книги Сидни Шелдона были переведены на десятки языков, что даже привело его в Книгу рекордов Гиннесса. Последним же бестселлером автора стала его собственная жизнь. Автобиографическая история о том, как важно переворачивать увлекательные страницы дней…
И немного кино-литературного юмора:
#знаменитости , #литература , #кино , #искусство , #отношения , #биография