Найти в Дзене
Журнал не о платьях

"Беременность жены и параноидальная шизофрения великого математика". История Джона Нэша

Оглавление

По биографии американского ученого-нобелиата снят знаменитый фильм "Игры разума"

За­щи­тив до­к­тор­скую дис­сер­та­цию, Джон Нэш не­ко­то­рое вре­мя пре­по­да­вал в Прин­сто­не, а за­тем пе­ре­вел­ся в Мас­са­чу­сет­ский тех­но­ло­ги­че­с­кий ин­сти­тут. Ге­ни­аль­ность к не­му не «ли­п­ла». Кол­ле­ги, слу­шая лек­ции про­фес­со­ра Нэ­ша, ше­п­та­лись: он не­сет чушь! По­нять ход его мы­с­ли бы­ло да­но еди­ни­цам. Боль­шин­ст­во смог­ло оце­нить лишь при­ду­ман­ную Джо­ном иг­ру в ус­ло­ж­нен­ные кре­сти­ки-но­ли­ки, в ко­то­рую на пе­ре­ме­нах иг­рал весь ин­сти­тут, рас­пи­сы­вая ме­лом ше­с­ти­гран­ные плит­ки по­ла. Но бли­з­ких дру­зей у Нэ­ша не при­ба­ви­лось.

Начало рассказа ЗДЕСЬ

Де­вуш­ки то­же не спе­ши­ли при­брать к ру­кам хо­ло­сто­го и мо­ло­до­го до­к­то­ра ма­те­ма­ти­ки. Ко­му по­нра­вит­ся ка­ва­лер, ко­то­рый на­чи­на­ет зна­ком­ст­во с фра­зы: «Да­вай­те сэ­ко­но­мим друг дру­гу вре­мя: сде­ла­ем вид, что все сло­ва уже ска­за­ны, и пе­рей­дем в постель».

Вряд ли кто-то уз­нал бы о под­руж­ке Нэ­ша – мед­се­ст­ре Эле­о­но­ре Сти­эр, ес­ли бы не слу­чил­ся скан­дал. Джон от­ка­зал­ся при­знать от­цов­ст­во и за­я­вил, что не на­ме­рен ма­те­ри­аль­но под­дер­жи­вать мать ре­бен­ка. Эле­о­но­ра то­же вы­ка­за­ла не­же­ла­ние об­щать­ся с па­па­шей. Спу­с­тя мно­го лет Нэ­шу при­пом­нят эту «амо­раль­ную» ис­то­рию. Об­ви­ни­те­ли «за­бу­дут» уто­ч­нить, что со­бы­тия раз­во­ра­чи­ва­лись во вре­ме­на по­ли­ти­че­с­ких чи­с­ток в США. Нэш по­пал под раз­да­чу из-за сво­ей ра­бо­ты о те­о­рии игр.

По­ли­ти­че­с­кий ню­анс

Как ни стран­но сей­час зву­чит, «рав­но­ве­сие Нэ­ша» под­ры­ва­ло ус­тои ка­пи­та­ли­сти­че­с­ко­го об­ще­ст­ва, где гла­вен­ст­во­вал прин­цип: «Ча­ст­ные ин­те­ре­сы пре­вы­ше все­го!» Нэш до­ка­зы­вал эф­фе­к­тив­ность пла­но­вой эко­но­ми­ки, по су­ти – мар­к­си­ст­ской идеи. На эти же го­ды при­шлось на­ча­ло «хо­лод­ной вой­ны». Се­на­тор Д. Мак­кар­ти ор­га­ни­зо­вал «охо­ту на ведьм»: бы­ли со­ста­в­ле­ны спи­ски не­бла­го­на­де­ж­ных гра­ж­дан США, ко­то­рые яко­бы со­чув­ст­во­ва­ли ком­му­ни­стам; рас­сле­до­ва­ние но­си­ло вне­су­деб­ный ха­ра­к­тер, пре­зумп­ция не­ви­нов­но­сти от­сут­ст­во­ва­ла как класс, по­до­з­ре­ва­е­мо­му при­по­ми­на­ли все гре­хи мо­ло­до­сти. Ре­п­рес­си­ям под­вер­га­лись в том чи­с­ле и чле­ны се­мей не­бла­го­на­де­ж­ных гра­ж­дан. Сво­им «амо­раль­ным» по­ступ­ком Нэш спас Эле­о­но­ру и сы­на от пре­сле­до­ва­ния.

Воз­мо­ж­но, эти стра­хи бы­ли на­ча­лом бу­ду­щих ши­зоф­ре­ни­че­с­ких гал­лю­ци­на­ций Нэ­ша. Как из­ве­ст­но, его ви­де­ния бы­ли свя­за­ны имен­но с по­ли­ти­кой. Но «ко­мис­сии Мак­кар­ти» -- часть ис­то­рии США. Не ис­к­лю­че­но, что у Нэ­ша бы­ли ос­но­ва­ния для стра­хов. Во вся­ком слу­чае, от не­го от­ка­за­лась не толь­ко Эле­о­но­ра – вме­ня­е­мые кол­ле­ги то­же дер­жа­лись по­даль­ше от Джо­на. Впо­с­лед­ст­вии, что­бы не пор­тить ре­но­ме го­су­дар­ст­ва, эту стра­ни­цу био­гра­фии уче­но­го ста­ли за­мал­чи­вать. Нэш то­же не то­ро­пил­ся до­ка­зы­вать об­рат­ное: пра­во на спо­кой­ную ста­рость до­ро­го­го сто­ит. Со­г­ла­с­но те­о­рии игр, го­су­дар­ст­во и уче­ный по­лу­ча­ли ма­к­си­маль­ную вы­го­ду при обо­юд­ном мол­ча­нии.

Как бы там ни бы­ло, Нэш и Эле­о­но­ра рас­ста­лись. Джон с го­ло­вой ушел в ал­ге­б­ру с гео­ме­т­ри­ей и на го­ды за­был про ли­ч­ную жизнь.

Пе­ри­од на­уч­но­го ас­ке­тиз­ма на­ру­ши­ла хо­ро­шень­кая сту­ден­т­ка Али­сия Лард.

Из ав­то­био­гра­фии Нэ­ша: «В то вре­мя Али­сия ра­бо­та­ла в Нью-Йор­ке и за­кан­чи­ва­ла МТИ. Ро­ди­лась она в Эль-Саль­ва­дор (Ко­лум­бия), но в очень ран­нем воз­рас­те по­па­ла в США. Ее отец был до­к­то­ром ме­ди­ци­ны».

Али­сия не ста­ла ждать ми­ло­сти от при­ро­ды. Этот пре­по­да­ва­тель ма­те­ма­ти­ки ни­ко­г­да не об­ра­тил бы вни­ма­ния на сту­ден­т­ку, по­то­му что уче­ни­ки – то­же «пу­с­тая тра­та вре­ме­ни». К то­му же ос­нов­ной спе­ци­аль­но­стью Али­сии бы­ла фи­зи­ка, она учи­лась на по­с­лед­нем кур­се. По те­о­рии ве­ро­ят­но­сти, ее шан­сы за­ин­те­ре­со­вать «уче­но­го су­ха­ря», чу­ж­до­го сан­ти­мен­тов, рав­ня­лись ну­лю. По­э­то­му Али­сия сде­ла­ла ход ко­нем и са­ма при­гла­си­ла Джо­на на сви­да­ние. Та­кую ло­бо­вую ата­ку Нэш не смог про­иг­но­ри­ро­вать.

«Де­вуш­ки не за­дер­жи­ва­ют­ся воз­ле ме­ня на­дол­го», -- че­ст­но пре­ду­п­ре­дил ее Джон. – «По­че­му? Что вы им та­ко­го го­во­ри­те?» -- «Го­во­рю, что ду­маю. Их это пу­га­ет, ис­пу­га­ет и вас». – «А вы по­про­буй­те». – «Я хо­тел бы за­нять­ся с ва­ми се­к­сом»... При­мер­но та­кой ди­а­лог про­изо­шел у Джо­на с Али­си­ей на пер­вом сви­да­нии, по мне­нию ре­жис­се­ра филь­ма "Игры разума". Су­п­ру­ги Нэш ви­де­ли кар­ти­ну пе­ред по­ка­зом и ос­та­ви­ли эпи­зод без по­пра­вок. Али­сия не ис­пу­га­лась. Не­при­ступ­ный Нэш был по­ко­рен. В 1958 го­ду они по­же­ни­лись. Джо­ну бы­ло 30, Али­сии – 26 лет.

Од­но­вре­мен­но жур­нал For­tune на­зы­вал Нэ­ша «вос­хо­дя­щей зве­з­дой но­вой ма­те­ма­ти­ки». На го­ри­зон­те за­ма­я­чи­ла про­фес­сор­ская ка­фе­д­ра в Прин­сто­не. Нэш про­ком­мен­ти­ро­вал гря­ду­щее на­зна­че­ние не­ожи­дан­но: «За­чем мне Прин­с­тон? Ме­ня ждет трон им­пе­ра­то­ра Ан­тар­к­ти­ки». Фра­зе ни­кто не при­дал зна­че­ния: у ге­ни­ев и чув­ст­во юмо­ра дол­ж­но быть свое­об­раз­ным. Кол­ле­ги шу­ти­ли: ес­ли бы Но­бе­лев­скую пре­мию да­ва­ли за от­кры­тия в ма­те­ма­ти­ке, Нэш дав­но стал бы ла­у­ре­а­том-ре­корд­с­ме­ном. Сло­вом, год вы­дал­ся звезд­ным и сча­ст­ли­вым. Сле­ду­ю­щий – ки­нул Джо­на в безд­ну.

В 1959 го­ду Али­сия со­об­щи­ла му­жу, что ждет ре­бен­ка. Вско­ре Нэ­шу по­ста­ви­ли ди­аг­ноз: па­ра­но­и­даль­ная ши­зоф­ре­ния.

Из ав­то­био­гра­фии: «Пси­хи­че­с­кие рас­строй­ства на­ча­лись у ме­ня в пер­вые ме­ся­цы 1959 г., в то вре­мя, ко­г­да Али­сия за­бе­ре­ме­не­ла. Ре­зуль­та­том это­го ста­ло мое уволь­не­ние из МТИ. Про­ве­дя 50 дней под «на­блю­де­ни­ем» в боль­ни­це, я в кон­це кон­цов от­пра­вил­ся в Ев­ро­пу и пы­тал­ся по­лу­чить ста­тус бе­жен­ца».

За ску­пы­ми стро­ч­ка­ми – че­ре­да дра­ма­ти­че­с­ких со­бы­тий. Од­на­ж­ды до­к­тор Нэш при­шел в ин­сти­тут со све­жим но­ме­ром The New York Times и со­об­щил кол­ле­гам, что на од­ной из стра­ниц за­шиф­ро­ва­но по­сла­ние ино­пла­не­тян, ко­то­рое он рас­шиф­ро­вал. Че­рез не­ко­то­рое вре­мя пись­ма с «се­к­рет­ной ин­фор­ма­ци­ей» от Нэ­ша бы­ли от­пра­в­ле­ны офи­ци­аль­ным ли­цам США, а за­од­но Хру­ще­ву в СССР и Мао в Ки­тай. От­вет не за­ста­вил се­бя ждать: до­к­то­ра ма­те­ма­ти­ки при­ну­ди­тель­но по­ме­с­ти­ли в пси­хи­а­т­ри­че­с­кую кли­ни­ку под Бо­с­то­ном.

В ту по­ру аме­ри­кан­ские пси­хи­а­т­ры «по­кло­ня­лись» фрей­диз­му и за­клю­чи­ли, что по­ме­ша­тель­ст­во Нэ­ша свя­за­но с бе­ре­мен­но­стью же­ны. Их пси­хо­ана­лиз пло­хо вя­зал­ся с те­ма­ти­кой ма­нии пре­сле­до­ва­ния па­ци­ен­та: Нэш убе­гал не от же­ны, а от во­ен­ных ве­домств США. За­тем вра­чи по­ста­ви­ли ди­аг­ноз «па­ра­но­и­даль­ная ши­зоф­ре­ния». Сам Нэш – че­ло­век очень чет­ких и яс­ных фор­му­ли­ро­вок – на­звал три­д­цать лет ду­шев­ной бо­лез­ни не­ожи­дан­но об­те­ка­е­мо: пе­ри­о­дом «ил­лю­зор­но­го мыш­ле­ния».

Окончание завтра, подпишись на наш канал! Начало тут:

"Между сумасшествием и гениальностью". Юность великого математика, нобелиата Джона Нэша

Ла­ри­са Ма­к­сим­ко (с) "Лилит" * Фото c Алисией вверху: forany.xyz