Найти в Дзене
Кот Баюн

Разгром царя Креза в битве у города Сарды

«… Поскольку всё это происходило уже на исходе военного сезона и поскольку Крезу, царю Лидии, казалось, что наступление вражеского войска надежно остановлено, он принял решение закончить кампанию текущего года. Отступив к Сардам и распустив все контингенты за исключением лидийцев, царь отправил дипломатические посольства в Спарту, Египет и Вавилон, прося союзников по окончании зимы прислать помощь, поскольку весной собирался возобновить войну.

Кир же, со своей стороны, ничего не имел против войны в зимний период, если того требовала ситуация. Чтобы застать лидийцев врасплох, он выступил на запад в направлении Сард, предварительно дав время противнику распустить войско по зимним квартирам. В результате Крез был вынужден вступить во второе сражение с ослабленными силами и уповать исключительно на атакующую мощь лидийской конницы ...» Кембриджская история Древнего мира.

Другие статьи из серии "Первая Персидская Империя. Кир Великий":

Как рождалась Персия

Легенда о Кире Великом

Мидия накануне мятежа Кира Великого

Мятеж царя Персии Кира II Великого

Восход Державы Ахеменидов

Царь Крез Лидийский – «счастливейший из смертных»

Как поссорились царь Крез Лидийский и царь царей Кир Персидский

Разгром царя Креза в битве у города Сарды

Гибель Лидийского царства и смерть царя Креза

Визит спартанцев, восстание лидийцев и другие неприятности Кира Великого

Покорение греческих городов Малой Азии Персией

Завоевание Восточного Ирана Киром Великим

Саки – властелины степей Средней Азии

Поход Кира Великого в Индию и Афганистан

Нападение Персии на Вавилонию

Покорение Вавилонии Персией

История падения Вавилона

Покоренный Вавилон

Империя Кира Великого

Массагеты на берегах "реки-призрака"

Массагеты – «неправильные саки»

Царица Томирис – погибель Кира Великого

Последний поход Кира Великого

Завоевательные походы Кира Великого. Стрелки показывают скорее общее направление, чем точный маршрут похода.
Завоевательные походы Кира Великого. Стрелки показывают скорее общее направление, чем точный маршрут похода.

В 547 г. до н.э. царь Лидии Крез наконец то разъяснил все свои сомнения и закончил подготовку к большой войне, после чего ничтоже сумняшеся пересек реку Галис и вторгся в Капподакию. «... Крез, перейдя с войсками Галис, прибыл в так называемую Птерию в Каппадокии (Птерия — весьма сильно укрепленное место в этой стране — лежит приблизительно около Синопы, города на Евксинском Понте). Там царь разбил свой стан и начал опустошать поля сирийцев. Город птерийцев он захватил, а жителей продал в рабство. Он взял также все окрестные города, а ни в чем не повинных жителей-сирийцев изгнал ...» Геродот. Нападение стало сознательным объявлением войны Киру, не только «по факту» самого вторжения, но и потому, что предъявив свои права на Каппадокию Крез дал понять Киру – он не считает персидского царя законным наследником властелинов Мидии и хозяином их земель, а это уже была смертельная обида.

Кир Великий. Художник Питер Коннолли
Кир Великий. Художник Питер Коннолли

Подобные сомнения были для Кира не только оскорбительны, но и очень опасны. Захватив Мидию с помощью вооруженной силы, персидский завоеватель должен был «на деле» доказать владыкам окрестных держав, что в состоянии защитить и удержать доставшееся ему великое царство. Впрочем, нападение Креза на западные окраины его державы пришлось для Кира как нельзя кстати. В предыдущие годы он занимался подчинением своей власти в основном центральных и восточных областей бывшей Мидии, теперь же можно было одновременно «напомнить о себе» западу подвластных земель и заняться завоеванием Малой Азии, на которую Кир уже давно поглядывал с вожделением (подробнее ЗДЕСЬ: Как поссорились царь Крез Лидийский и царь царей Кир Персидский). Поэтому в мае 547 г. до н. э., как только было получено сообщение о вторжении войска Креза в Каппадокию, Кир немедленно выступил в поход на запад.

Путь армии Кира пролегал практически точно тем же маршрутом, по которому во времена Дария Iбудет проложена знаменитая Царская дорога. Войско промаршировало по земле древней Ассирии мимо города Арбелы и вступило на землю Киликии, царь которой подтвердил свою «вассальную» зависимость от Персии и беспрепятственно пропустил Кира через свою территорию. Через Киликийский горный проход, также известный как Киликийские Ворота, персы проследовали в Каппадокию. Это было уже не то войско, что некоторое время назад вышло из метрополии, присоединившиеся к нему воинские контингенты из зависимых областей, значительно увеличили силы Кира.

Войско Кира в походе
Войско Кира в походе

Диодор Сицилийский сообщает, что перед прибытием в Каппадокию Кир отправил в лагерь Креза послов-лазутчиков, с предложением добровольно признать свою зависимость от персидского царя, за это он обещал оставить Креза «вассальным» правителем Лидии. Оскорбленный лидийский царь отвечал, что это персы, бывшие рабами мидийцев, должны подчиниться ему, дескать «вам не привыкать!». Едва ли Кир надеялся, что его предложение будет принято, скорее это была дань традиции и повод для того, чтобы персидские соглядатаи могли ничем не рискуя осмотреть войско Креза и оценить его силу. Тогда же Кир повторно отправил своих посланцев в греческие города Малой Азии, предлагая оставить Креза и перейти в зависимость к нему, на тех же условиях что и у лидийцев. Но греки, опасаясь, что подчинение персам лишит их независимости, отказались от заключения подобного союза, чем очень рассердили Кира.

«... Когда Кир с войском прибыл, он разбил свой стан против [стана] Креза. Здесь, на Птерийской земле, персы и лидийцы померялись своими силами. Сеча была жестокой, и с обеих сторон пало много воинов. В конце концов ни той, ни другой стороне не удалось одержать победы, и с наступлением ночи противники разошлись. Так сражались оба войска друг с другом. Крез же считал свое войско слишком малочисленным (и действительно, оно значительно уступало численностью войску Кира). На следующий день Кир не возобновил битвы, и Крез с войском отступил к Сардам ...» Геродот.

Тяжелая и кровопролитная битва у реки Галис завершилась «вничью», порядком измусолив друг друга, ни один из противников не добился победы. Теперь главным вопросом было: «Кто же первый восстановит свои силы?». Видимо Крез решил эту головоломку для себя однозначно и поспешил отступить, не желая рисковать. Возможно, он считал, что ослабленный потерями противник не рискнет углубиться в чужую, враждебную страну. Летний сезон был уже на исходе, а зима на Анатолийском плоскогорье, по местным меркам, довольно сурова и, следовательно, до следующей весны боевые действия должны были прекратиться. Крез произвел «разведку боем» и считал, что теперь пришло время подготовки к следующей «компании».

Воин-халиб из войска Креза, имеет вооружение смешанного характера: поножи и шлем греческого типа, восточный клинок и мягкий восточный стеганый панцирь, пошитый, однако в греческом стиле
Воин-халиб из войска Креза, имеет вооружение смешанного характера: поножи и шлем греческого типа, восточный клинок и мягкий восточный стеганый панцирь, пошитый, однако в греческом стиле

Крез был настолько уверен в правильности своих расчётов, что практически распустил свое войско, домой вернулись отряды греческих городов, ополченцы и большая часть наемников. Содержать в боевой готовности армию «военного времени» было тяжким бременем даже для богатой Лидии, а денег для продолжения войны требовалось очень много, вот и решил Крез сэкономить, заранее оговорив сбор всех подразделений по весне. К союзникам отправились посольства с просьбой о помощи. Крез предлагал «собраться на пятый месяц в Сарды» всем участникам «антиперсидской коалиции», то есть египтянам, вавилонянам и спартанцам. «…Собрав все эти вспомогательные боевые силы и объединив их со своим войском, Крез по окончании зимы, в начале весны, намеревался выступить против персов …» Геродот. Возможно, все так и получилось бы, будь на месте Кира другой полководец.

«... (Кир) в страхе перед их конницей по совету мидянина Гарпага поступил вот так: всех вьючных и нагруженных продовольствием верблюдов, следовавших за войском, Кир велел согнать, разгрузить и посадить на них воинов в одежде всадников. Затем он поставил верблюдов впереди войска против конницы Креза, пехоте же приказал следовать за верблюдами, а позади пехотинцев расположил все остальное войско ...» Геродот.
«... (Кир) в страхе перед их конницей по совету мидянина Гарпага поступил вот так: всех вьючных и нагруженных продовольствием верблюдов, следовавших за войском, Кир велел согнать, разгрузить и посадить на них воинов в одежде всадников. Затем он поставил верблюдов впереди войска против конницы Креза, пехоте же приказал следовать за верблюдами, а позади пехотинцев расположил все остальное войско ...» Геродот.

Однако, царя Персии и Мидии не удовлетворила «победа по очкам», и он развил бурную деятельность, восстанавливая свое потрепанное войско. В Экбатаны, Пасаргады, Сузы и в столицы вассальных царств полетели гонцы с требованием подкреплений. Одновременно, изо всех сил заработало любимое детище Кира - его тайная служба, ее агенты активно работали в Сардах и в греческих городах средиземноморского побережья. Так что о решении Креза распустить армию Кир узнал сразу же и понял – вот он, шанс закончить войну без излишних потерь и длительного, изматывающего противостояния. Персидское войско, так и не успев полностью восстановиться, стремительным маршем двинулся к Сардам.

Это был риск, но риск хорошо просчитанный и взвешенный. Крез был застигнут врасплох, он никак не ожидал подобного нападения, однако паниковать лидийский царь не стал, а предпринял все возможные меры для обороны страны. За оставшееся до подхода к стенам Сард персидской армии время, он успел разослать гонцов о новом созыве ополчения, отправить вестника к ионийским грекам, чтобы вернуть их отряды и собрать около столицы свои «части постоянной готовности». Но времени было мало и удалось собрать лишь малую часть ополченцев и поставить «в строй» знаменитую лидийскую конницу.

Храм Аполлона Филесия (Любящего) основан на месте святилища местного героя Бранха, который «прославился» тем, что вступил в половую связь с богом. По воле Аполлона у Бранха, вопреки природе, появились дети, которых стали звать Бранхидами. Они и их потомки стали жрецами храма и оставались на этой должности до V в. до н.э., когда, во время разрушения храма персами, они "передали сокровища бога персидскому царю и бежали вместе с персами, чтобы избежать наказания за святотатство и предательство".
Храм Аполлона Филесия (Любящего) основан на месте святилища местного героя Бранха, который «прославился» тем, что вступил в половую связь с богом. По воле Аполлона у Бранха, вопреки природе, появились дети, которых стали звать Бранхидами. Они и их потомки стали жрецами храма и оставались на этой должности до V в. до н.э., когда, во время разрушения храма персами, они "передали сокровища бога персидскому царю и бежали вместе с персами, чтобы избежать наказания за святотатство и предательство".

Греческие же города, получив известие о персидском нашествии, задумались, ту ли сторону они выбрали в этой войне, все же, не смотря на хорошее отношение к Крезу, они боялись Кира. Сыграла свою роль и деятельность персидских агентов, щедро подкрепленная денежными вливаниями. В греческих полисах Ионии началась борьба между сторонниками Персии и Лидии. Милет объявил о переходе на сторону Кира, заключив с ним союз. Оракул подконтрольного Милету храма Аполлона Филесия в Дидимах (современный Дидим), напророчил победу Киру в предстоящей войне. Остальные полисы не смогли принять однозначного решения, но, занятые внутренними дрязгами, на призыв Креза не откликнулись и своих отрядов на помощь ему не послали.

«... верблюдов он велел поставить против неприятельской конницы потому, что кони боятся верблюдов и не выносят их вида и запаха. Эта хитрость была придумана для того, чтобы сделать бесполезной именно ту самую конницу, которой лидийский царь рассчитывал блеснуть. Битва началась, и лишь только кони почуяли верблюдов и увидели их, то повернули назад и надежды Креза рухнули ...» Геродот.
«... верблюдов он велел поставить против неприятельской конницы потому, что кони боятся верблюдов и не выносят их вида и запаха. Эта хитрость была придумана для того, чтобы сделать бесполезной именно ту самую конницу, которой лидийский царь рассчитывал блеснуть. Битва началась, и лишь только кони почуяли верблюдов и увидели их, то повернули назад и надежды Креза рухнули ...» Геродот.

Крез не стал отсиживаться за могучими стенами Сард, а уповая на исключительные боевые качества лидийской конницы решил «поставить все» на ярость ее атаки. Битва произошла на равнине Тимбре, около места слияния рек Гилл и Герм, к востоку от лидийской столицы. Позднее эта небольшая равнина, ставшая полем брани, получит неофициальное прозвание «поле Кира». Согласно Геродоту, Кир, по совету Гарпага, мидийского полководца заработавшего себе «славу в веках» изменой Астиагу, поставил перед строем персидских воинов наездников на верблюдах, взятых им из обоза. Непривычный вид верблюдов, их своеобразный запах и резкие звуки, издаваемые «кораблями пустыни», вызвали у животных неконтролируемую панику, строй лидийской конницы смешался, и она прервала атаку. Лидийским всадникам, которые так и не могли совладать со своими испуганными конями, пришлось спешиться. Но конник, лишенный лошади, теряет свою боевую эффективность и лидийцы, отбиваясь от персов, отступили в Сарды, под защиту крепостных стен. Сражение было проиграно, а Крез с остатками своего войска был заперт в собственной столице.

Существует еще одно описание этой битвы, принадлежащее перу Ксенофонта, гораздо более подробное, чем у Геродота. И хотя оно некогда подробно разбиралось и цитировалось даже таким серьезным научным трудом, как "История военного искусства" Н.П. Михневича, сообщаемые им факты носят откровенно фантастический характер. Посудите сами, согласно Ксенофонту, армия Креза насчитывала шестьдесят тысяч конников и триста шестьдесят тысяч пехотинцев (из них сто двадцать тысяч египтян). Армия же Кира была несколько слабее, «всего» тридцать тысяч конных и сто шестьдесят тысяч пеших бойцов. Зато она была усилена тремя сотнями «серпоносных колесниц» и некими передвижными башнями, прообразами танков, каждая из которых была «… 18 футов высотой, запряжена в 8 пар волов и поднимала по 20 стрелков. Кроме того, у Кира было 600 верблюдов и метательные машины ...». Столь же вычурными являются и остальные подробности боевых действий. Похоже, что, не имея точной информации о давнем сражении, Ксенофонт причудливо смешал народные легенды и военные реалии своего времени.

При подготовке статьи использованы следующие материалы:

«История древнего Востока» Б.А. Тураев

«История. Книга первая. Клио» Геродот

«Политическая история Ахеменидской державы» М. А. Дандамаев

«История древнего Востока» под редакцией В. И. Кузищина

"История военного искусства" Н.П. Михневич

"Киропедия" Ксенофонт

Кембриджская история Древнего мира. т. 4 "Персия, Греция и Западное Средиземноморье"

"История Персидской империи" Альберт Олмстед

Плененный Крез перед Киром Великим
Плененный Крез перед Киром Великим

Другие статьи из серии "Первая Персидская Империя. Кир Великий":

Как рождалась Персия

Легенда о Кире Великом

Мидия накануне мятежа Кира Великого

Мятеж царя Персии Кира II Великого

Восход Державы Ахеменидов

Царь Крез Лидийский – «счастливейший из смертных»

Как поссорились царь Крез Лидийский и царь царей Кир Персидский

Разгром царя Креза в битве у города Сарды

Гибель Лидийского царства и смерть царя Креза

Визит спартанцев, восстание лидийцев и другие неприятности Кира Великого

Покорение греческих городов Малой Азии Персией

Завоевание Восточного Ирана Киром Великим

Саки – властелины степей Средней Азии

Поход Кира Великого в Индию и Афганистан

Нападение Персии на Вавилонию

Покорение Вавилонии Персией

История падения Вавилона

Покоренный Вавилон

Империя Кира Великого

Массагеты на берегах "реки-призрака"

Массагеты – «неправильные саки»

Царица Томирис – погибель Кира Великого

Последний поход Кира Великого

-13