Найти тему
Молодость в сапогах

Первые дни второй мировой по немецким отчетам.

1 сентября 1939 года.
1 сентября 1939 года.

Начало второй мировой вроде бы расписано в военно-исторической литературе поминутно, вроде бы все давно исследовано. Но... Как всегда, подлинная история и ее отражение в виде текущей версии, соответствующей принятым в обществе взглядам, отличаются достаточно заметно.

Мы начали рассмотрение темы в цикле, посвященном действиям Люфтваффе в Польской компании, опираясь на Отчет штаба оперативного руководства при Главнокомандующем Люфтваффе за период с 22.08 по 05.09.1939, ссылка на который будет в конце статьи.

Существенное значение в Отчете придается погодным условиям в первой половине дня 1 сентября 1939 года и в последующие дни, которые не позволили взлететь значительному количеству немецких боевых самолетов и снизили эффективность ударов тех, кто все же поднялся в воздух. Результатом этого обстоятельства стала "фора по времени", которая позволила польскому командованию принять экстренные меры для рассредоточения уцелевших самолетов по разного рода замаскированным площадкам. Наземная инфраструктура польских ВВС при этом сильно пострадала от ударов Люфтваффе, и в дальнейшем польские самолеты действовали мелкими группами, не имея возможности хоть как-то заметно повлиять на ход боевых действий.

И если факт рассредоточения польской авиации авторами исторических книг и статей упоминается регулярно, то вот причина, т.е. плохая погода, из-за которой немецкие ВВС не смогли реализовать в полной мере фактор внезапности, обычно остается за кадром, порождая мифы об успехах польских летчиков.

На самом деле, таких несостыковок множество. Не ставя себе цели кого-то критиковать, мы просто предоставляем читателю возможность ознакомиться с немецкой трактовкой событий, причем не в мемуарах битых полководцев ПОСЛЕ войны, а в штабном отчете, что, согласитесь, совсем другой уровень в плане достоверности и полноты.

Польские военнопленные.
Польские военнопленные.

Отчет содержит в себе не только подробности действий соединений Люфтваффе, но и описание общей обстановки на каждый из первых 5 дней войны. Звучит это в сокращенном переводе так:

"По оперативной сводке на 24.00 1.9.1939 немецкие войска, в основном не встречая серьезного сопротивления, углубились на польскую территорию в среднем на 20 км. Только 3-я Армия в зоне действия 1-го армейского корпуса севернее Млавы остановилась перед сильными позициями."

Стр. 64 Отчета штаба при Главнокомандующем ВВС об использовании авиации в Польше, ссылка на полный текст в конце статьи.
Стр. 64 Отчета штаба при Главнокомандующем ВВС об использовании авиации в Польше, ссылка на полный текст в конце статьи.

Далее идет перечисление успехов по группам Армий - Группа Армий "Юг" (14, 10 и 8-я), Группа Армий "Север" (4 и 3-я Армии).

Стр. 65. Там же. ЦАМО, Фонд 500, Опись 12452, Дело 4.
Стр. 65. Там же. ЦАМО, Фонд 500, Опись 12452, Дело 4.

"Почтамты в Данциге и Диршау захвачены. Вестерплатте еще не занят (польские укрепленные позиции на территории военно-транзитного склада, расположенного на полуострове возле Данцига - прим. автора), потому что корабельные орудия "Шлезвиг-Гольштейна" не смогли разрушить фортификационные сооружения, чтобы сделать штурм возможным."

История штурма Вестерплатте обычно излагается достаточно однобоко - с упором в героизм польского гарнизона, единственное орудие которого было выведено из строя после 28 выстрелов, зато минометы и пулеметы поляков нанесли атакующим немецким морякам, полицейским и эсэсовцам большие потери. Возникает вопрос, какими должны были быть позиции поляков, если их не смогли подавить своим огнем 4 280-мм орудия "учебного корабля" с относительно небольшого расстояния (по морским меркам практически в упор), не считая 150-мм и 88-мм орудий , которых на нем было в общей сложности 14 единиц. При этом поляки потеряли всего 15 человек (остальные просто сдались).

"Шлезвиг-Гольштейн" ведет огонь по польским позициям.
"Шлезвиг-Гольштейн" ведет огонь по польским позициям.

Вероятно, слабая подготовка эсэсовцев из Данцига и морской штурмовой роты еще могла привести к такому результату, но с артиллерийским огнем как-то не вполне внятно получается. Можно предположить, что настильная траектория огня корабельных орудий не очень подходила для поражения укрепленных позиций поляков, но калибр должен был это обстоятельство во многом нивелировать. Современные историки упирают на отсутствие точных планов, что несколько странно при наличии аэрофотоснимков. Вопрос требует изучения, мы им обязательно займемся отдельно. Из рассматриваемого отчета же следует, что кроме обстрела с кораблей и с захваченных немцами позиций, укрепления Вестерплатте атаковали 2 сентября также пикирующие бомбардировщики из II и III групп эскадры пикирующих бомбардировщиков номер 2 (Sturzkampf Geschwader 2) - удар наносился по зданию комендатуры и бункерам (так в документах).

Бомбардировка Вестерплатте 2 сентября 1939 года.
Бомбардировка Вестерплатте 2 сентября 1939 года.

Оборона Вестерплатте в значительной степени мифологизирована и героизирована в послевоенное время, однако, наличие там долговременных оборонительных сооружений не вызывает сомнения. Удары пикирующих бомбардировщиков практически сокрушили оборону - ряд источников утверждает, что польский гарнизон был готов капитулировать уже 2 сентября. Однако, по непонятным причинам этого не произошло. Вероятно, несмотря на большое политическое значение окончательного решения вопроса Данцига, немцы все же сосредоточились на более насущных вопросах - в результате гарнизон польской крепости оказался в глубоком тылу и капитулировал 7 сентября.

Майор Сухарский перед капитуляцией.  Справа эсэсовец из Данцига и моряк штурмовой роты. 7 сентября 1939 года.
Майор Сухарский перед капитуляцией. Справа эсэсовец из Данцига и моряк штурмовой роты. 7 сентября 1939 года.

Так или иначе, но Польская компания была для Германии в некотором смысле пробой сил, полигоном для отработки концепции совместного и скоординированного применения различных видов вооружений - авиации, танков, артиллерии.

Командир "Шлезвиг-Гольштейна" отчитывается перед Гитлером после взятия Вестерплатте. Немцы придавали этому укреплению очень большое значение, не зря Гитлер посетил его лично. И при том при всем всего 15 погибших защитников - это вам не Брестская крепость, совсем другой накал борьбы.
Командир "Шлезвиг-Гольштейна" отчитывается перед Гитлером после взятия Вестерплатте. Немцы придавали этому укреплению очень большое значение, не зря Гитлер посетил его лично. И при том при всем всего 15 погибших защитников - это вам не Брестская крепость, совсем другой накал борьбы.

Изучение немецких документов сентября 1939 года показывает, что на тот момент пикирующие бомбардировщики еще не стали главной "визитной карточкой" немецкого "блицкрига". В отчете о действиях авиации больше всего упоминаются эскадры двухмоторных бомбардировщиков, обозначаемых KG (Kampfgeschwader). Do 17 регулярно привлекались к чисто штурмовым задачам - в том числе обстреливали из бортового оружия польские колонны на марше, вокзалы, воинские эшелоны и т.п.

Стр. 69 Отчета,
Стр. 69 Отчета,

Так сообщается, что " Для непосредственной поддержки войск стартовала 5./KG 3 для нанесения удара с бреющего полета по позициям польской артиллерии." Эскадра KG 3 d 1939 имела на вооружении двухмоторные бомбардировщики Do 17. Нанесение удара с небольшой высоты - единственный способ поразить точечные цели, какими являются артиллерийские орудия. В дальнейшем эта работа предоставлялась в основном пикирующим бомбардировщикам Ju 87.

Бомбардировщик Do 17.
Бомбардировщик Do 17.

II и III/KG 3 атаковали после обеда укрепленные населенные пункты восточнее города Грауденц, обстреляли марширующие колонны из пулеметов и сбросили бомбы на станцию Корнатово и Чарбице.

Таких примеров в Отчете много - бомбардировщики штурмовали наземные войска, колоны на марше при минимальном противодействии польских истребителей, которые имели слишком малую скорость и слабое вооружение для успешного перехвата Do 17.

Ниже карты из Отчета, иллюстрирующие положение немецких войск к исходу первых суток войны.

-11
-12

Меж тем, некоторое улучшение погоды утром 2 сентября все равно не позволило Люфтваффе работать в полную силу - густой туман у земли задержал вылет групп 4-го воздушного флота до 9 утра, хотя боевые действия шли уже полным ходом - сообщается, что в 6 утра 3-я танковая дивизия достигла железной дороги Бромберг-Беренд у "Schwenkatowo" (что это за населенный пункт, выяснить не удалось - прим. автора).

Во второй половине дня 2 сентября 1939 года в воздухе стали появляться отдельные польские разведчики, а воздушная разведка Люфтваффе со всей определенностью установила, что тотального разгрома авиации противника за минувшие сутки не произошло - донесения разведчиков сообщают о группах польских самолетов на разных аэродромах:

  • Flugplatz Deblin (видимо, аэродром Демблин. Twierdza Dęblin - Ивангородская крепость - прим. автора) - 20 самолетов;
  • Okecie ( Окенче, в настоящее время Международный аэропорт Варшавы им. Шопена - прим. автора) - 13 одномоторных и 17 двухмоторных самолетов;
  • у Страсбурга (это польский город Бродница, Strasburg - немецкое название - Страсбург в Вестпройсене или Страсбург-на-Древенце Бродница - см. https://ru.xcv.wiki/wiki/Brodnica) - 20 самолетов.

Оба немецких воздушных флота получили задачу продолжить уничтожение польской авиации на земле и поддерживать наступление наземных войск "unmittelbar und mittelbar" - непосредственно и косвенно.

Группа бомбардировщиков III/KG 4 разнесла аэродромные постройки в Демблине и "сильно повредила" уже аж 50 самолетов на взлетном поле. Тут бухгалтерия войны вызывает вопросы - может разведка сквозь туман и облака просчиталась, а может экипажи немецких бомбардировщиков для солидности увеличили количество самолетов противника в два с лишним раза. Упомянут "особый успех" отдельного (одиночного) Do 17 из KG 76, разбомбившего склад боеприпасов в районе Каменна - части сооружения взлетели в воздух (дословно).

Под прикрытием двух эскадрилий тяжелых истребителей Bf 110 (а в Польскую компанию функции сопровождения бомбардировщиков в значительной степени выполняли именно они) немецкие бомбардировщики из III/KG 77 атаковали аэродром и радиостанцию (центр управления) в Лодзе (центральная Польша, 120 км от Варшавы), при этом были сбиты три польских истребителя. Был нанесен удар по аэродрому Радом (ныне место проведения авиашоу) и повторен удар по аэродрому Деблин.

Параллельно с этими действиями немецкие бомбардировщики "обрабатывали" вокзалы, железнодорожные пути и даже эшелоны на перегонах. Интересно отметить, что такие налеты выполняли не штурмовики или пикирующие бомбардировщики, а двухмоторные Do 17 и He 111.

Польские истребители P.11 и P.7 сбивались вполне успешно сопровождавшими бомбардировщики тяжелыми истребителями Мессершмитт Bf 110. В "Битве за Британию" эти машины всего лишь год спустя со своими задачами уже не справлялись, но в Польше они проявили себя вполне адекватно - так в течение дня 2 сентября 1939 года Bf 110, сопровождавшие бомбардировщики, обеспечивающие поддержку наступления 21-й пехотной дивизии, сбили "около восьми" польских истребителей.

Ответные действия польских ВВС по наступающим немецким войскам были малозаметны. Отмечается в зоне действия первого воздушного флота единственный такой эпизод за весь день 2 сентября - сброшено польским разведчиком (легким бомбардировщиком) 5 бомб без особого эффекта. Еще один такой же случай зафиксирован в отчетах штаба четвертого воздушного флота.

Продолжение следует.

Ссылка для самостоятельного изучения предложенных материалов.