06.07.2021. АПИ — По существу обманутым приставами потерпевшим выдали новый исполнительный лист. Такое решение принял Пятый апелляционный суд.
Справка
По данным Судебного департамента при Верховном суде России, ущерб от совершенных преступлений по вынесенным в 2020 году приговорам превысил 82 млрд рублей. Добровольно обвиняемые выплатили 10,5 млрд, 67,5 присуждено к взысканию.
В спорной ситуации оказались супруги Станислав и Светлана Шугаровы. Еще в 2001 году они были признаны потерпевшими от действий Вадима Столярчука. За ряд тяжких преступлений, в том числе изнасилование и убийство, Новосибирский областной суд приговорил его к 18 годам строгого режима, а в пользу потерпевших взыскал компенсацию морального вреда и расходы на погребение в общей сумме в 176 тысяч рублей.
Выданный исполнительный лист осенью 2002 года был передан судебным приставам. Учитывая низкую вероятность реального взыскания средств с отбывающего в колонии заключенного, семья Шугаровых не интересовалась ходом исполнительного производства. По поданному спустя 17 лет запросу руководство Коченевского районного подразделения Федеральной службы судебных приставов подтвердило, что процедура взыскания окончена в марте 2019 года, а оригинал исполнительного листа направлен в Тогучинский район – по новому месту отбывания наказания осужденного для удержания из его заработной платы. Но обнаружить документ не удалось – адресату он не поступил и отправителю не вернулся.
Для получения дубликата потерпевшие обратились в суд. Однако, отвечая на запрос служителей Фемиды, приставы сообщили, что фактически исполнительное производство было прекращено еще в 2004 году, а указанный в направленном взыскателям письме год является опиской. Поскольку установленный законом трехлетний срок предъявления исполнительного документа давно истек, Новосибирский областной суд отклонил ходатайство потерпевших.
В свою очередь, апелляционная инстанция пришла к выводу, что имея письменный ответ приставов, Станислав и Светлана Шугаровы добросовестно заблуждались относительно даты окончания производства и сроков на предъявление исполнительных листов. «Таким образом, поскольку исполнительные листы были предъявлены к исполнению своевременно, заявители были проинформированы о возбуждении исполнительных производств, об их окончании в известность не поставлены, у них не имелось оснований для беспокойства», – заключил апелляционный суд, восстанавливая пропущенный по уважительной причине срок и обязывая выдать дубликат утраченных документов.