Думаю, российские чиновники очень не любят спорт. Потому что спорт не живет по законам их мира. Спорту нельзя дать взятку, в спорте нельзя вбросить медали, в спорте нельзя снять конкурента с выборов соревнований.
Вернее, можно – это называется «Чемпионат России по футболу». Там все со всеми договариваются и угрожают, крадут игроков, открывают и закрывают никому ненужные команды (а еще считают «Зенит» самым популярным клубом страны). Получается очень складно. Но потом приходится играть в Еврокубках, а там на это никто не ведётся. Там настоящий спорт, там не ставят левые пенальти, там быстро бегают...
Или можно притворяться со сборной. Вместо детского футбола ввести лимит на легионеров – и сказать, что это наш особый путь. Назначить тренером Станислава Черчесова – и считать, что он на самом деле тренер. Ну как мы их, всех обманули! А потом приходится играть на Евро, и там опять обманывать некого.
Пробовали как-то свой внутренний подход перенести на международные соревнования – так, чтоб их результат, но нашими методами. За это всю страну дисквалифицировали за допинг на Олимпиаде. Странные они там, в общем, в этом спорте.
После провала на Евро-2020 в России даже перестали притворяться. Футбол – это государственный проект, с государственным подходом. Есть Роскино, есть Росатом, а есть Росфутбол.
Вот как чиновник от Росфутбола Станислав Черчесов объясняет, почему он не уходит в отставку после провала:
«Мы занимаемся непростым и государственным делом. Считаю, что это госдолжность, которую нужно исполнять. Я не думал, что буду тренировать сборную. Это приказ к исполнению. Каждый солдат своей страны. Мне дали задание, я его выполняю».
За исполнение приказов солдат Черчесов получает 218 миллионов рублей в год. Это 18 миллионов рублей в месяц. Еще 20 млн за каждую победу. И еще 10 млн за каждую ничью. Он – один из самых дорогих тренеров на Евро.
И ведь очень показательно, что Россия проиграла именно Дании и Бельгии. Это же не просто случайные команды. И те, и другие когда-то взялись за реформу футбола. Подошли с головой, посчитали, придумали, реализовали и улучшили уровень своих игроков в разы. Думаю, деньги, которые Росфутбол за все годы потратил на Черчесова, примерно сопоставимы со стоимостью всех футбольных реформ в Бельгии.
Но у них цель – сделать реформу, а у нас – сделать вид.
За словами «футбол – государственное дело» как-то забывается, что он вообще-то для зрителей. И поэтому Северная Македония возвращается с Евро героями, сборную России встречает ОМОН и Росгвардия – как и положенно чиновником. А главный тренер Черчесов уверяет, что его работа не оценивается результатом, и нравиться он нам не обязан.
Солдат Черчесов не обязан. А вот главный тренер сборной – всё-таки должен.
Но сейчас все вернутся домой, ужесточат лимит на легионеров, выделят еще денег, где-нибудь даже построят стадион. И всё опять будет работать в этом маленьком мирке государственного проекта. Но только до ближайшего Чемпионата мира. Жалко, что он уже в 2022.
Фото: РИА Новости