15,9K подписчиков

"Риф" Поляринова – ритуалы, манипуляции и память. И если вам кажется, что всё это далеко от вас, то вы ошибаетесь

382 прочитали

Привет, друзья мои, библиофилы!

Как вы все уже догадались, я дочитала "Риф". Кстати, он вошёл сразу в два лонг-листа престижных литпремий – "Большой Книги" и "Ясной поляны". И я считаю, не зря.

Во-первых, о современной молодёжи крайне мало сейчас пишут в большой русской литературе. И это понятно: сама молодёжь как бы ещё не подросла и не набралась опыта. А "старички" с опытом про молодых писать не умеют. Такая вот беда.

И Поляринов своим новым романом (как и предыдущим) закрывает эту лакуну. Главные герои его – молодые ищущие себя русские люди, хотя некоторые американцы, но с русскими корнями, так что засчитываем, правда?

Я читала электронную, но хочу приобрести себе в библиотеку бумажную книгу теперь
Я читала электронную, но хочу приобрести себе в библиотеку бумажную книгу теперь

Во-вторых, мне нравится, как Поляринов пишет. У него и сюжеты небанальные, и темы острые, и слог лёгкий и приятный.

В-третьих. Честно, я давно задумывалась о том, что только сейчас некоторые вещи мы стали называть своими именами. Только сейчас мы вслух заговорили о том, что среди нас есть люди, которые манипулируют нашими чувствами, нашим сознанием, заставляют нас делать то, чего мы не хотим. И зачастую это самые близкие нам люди.

В-четвёртых, тема памяти и забвения тоже всегда меня волновала. Как устроен наш мозг, наше сознание? Как оно защищается от неприятных воспоминаний. А как реагирует на страшную действительность? В романе всё очень подробно описано.

Как и тема ритуалов, ритмов и подчинения. Это уже пять. Хватит, наверное?

Кстати, когда я читала некоторые отзывы на эту книгу, все писали, что это исследование на тему сект. И я очень удивилась, когда само слово-то "секта" появилось лишь в середине романа. На самом деле, не секты – главная фишка повествования, а манипуляции сознанием.

Ты можешь быть обычной советской мамой и при этом манипулировать своими детьми. Ты можешь быть уважаемым профессором антропологии и манипулировать студентами. Ты можешь быть даже продавцом подержанных автомобилей и заставлять людей совершать дичайшие поступки.

Манипуляторы живут рядом с нами. Некоторые из них даже не думают об основании секты, но каждый из них пользуется своими способностями. Некоторые просто портят жизнь окружающим, а самые продвинутые разрабатывают планы покорения мира.

Я всё это к тому, что благодаря этой книге вы по-новому посмотрите на самые привычные вещи, сможете трезво оценить ситуацию. Это действительно очень терапевтичная книга, и для писателя, и для читателей, Поляринов прав в своём заключительном слове.

Но может быть, ещё важнее то, что автор подробно и очень наглядно описывает выход из состояния подавленного сознания, искорёженного сектантскими приёмами. Психика людей, попавших в секту, страдает сильно и иногда необратимо. Таким людям действительно нужна действенная профессиональная помощь.

Это самое сложное, – сказала она, – признать, что тебе нужна помощь. Что ты просто человек. И что люди ошибаются. Любого человека можно обмануть, использовать, обвести вокруг пальца. Но если тебя обманули или использовали – это не значит, что ты глуп, и уж точно не значит, что ты виноват. Никто не заслуживает быть обманутым и использованным.

Такие вещи не "лечатся" простым добрым словом и обнимашками. Это надо чётко осознавать. Не нужно пребывать в иллюзиях и думать, что человек, увязший в секте (даже если это сообщество сектой не называется) может сам оттуда выбраться. Ещё раз: таким людям нужна специальная квалифицированная помощь.

А вот эту цитату прямо в рамочку и на стенку. Мне тоже всегда не нравились эти две прописные истины: о том, что страдания облагораживают душу и о том, что нас делает сильнее то, что не убивает. Поляринов блестяще доказывает обратное.

...страдания, – это не то, чем следует гордиться, и что в позиции «никто и никогда не сможет понять, что я пережил/а» нет ничего возвышенного и благородного; напротив, такая поза обычно не вызывает у окружающих ничего, кроме неловкости. Теперь Ли понимала, что известная и заезженная до дыр цитата из Ницше «что не убивает – делает тебя сильнее» – это полная х..ня; у страданий нет шкалы качества, они не очищают, не закаляют и не делают тебя лучше; ты просто учишься жить дальше – с вечной поправкой на новый опыт, вот и все; или не учишься, и тогда тем хуже для тебя.

Отдельное спасибо Поляринову за то, что он с юмором и любовью описал состояние англоязычного человека в нашей стране. Мне всегда хотелось узнать: как слышится наша речь иностранцам, как они воспринимают наш алфавит. А вот спросить у тех немногих, с кем общалась, не удалось.

Замечания у меня тоже есть. Кое-где повествование провисает, к середине романа становится как-то скучновато, но потом всё разгоняется и к концу экшена даже слишком много, а в некоторых местах он нарочито киношный (особенно в сцене с интервью с вампиром, пардон, с главой секты).

Но в целом впечатление очень сильное и положительное. Послесловие меня порадовало откровенностью: автор рассказал, как родилась эта книга, и это очень похоже на то, как рождаются сюжеты и у меня. Здорово же, правда?

В общем, это то, что я очень люблю: психология героев, причудливое переплетение их судеб, совершенно разные сюжетные линии, сходящиеся в одной точке. Супер-гуд! Советую. Пока из всех прочитанных эта заслужила мой голос в народном голосовании "Большой книги".

Посмотрите в Лабиринте (реклама)

И знаете, что главное в жизни? Чтобы был рядом тот, кто может поймать улетающую шляпку) Шучу. Просто нам нужна поддержка и любовь близких. Всегда.
И знаете, что главное в жизни? Чтобы был рядом тот, кто может поймать улетающую шляпку) Шучу. Просто нам нужна поддержка и любовь близких. Всегда.

Другие подробные отзывы на книги по тегу #рецензияbibliojulia А ещё - чтобы не потерять мой канал, проверьте подписку и не забудьте про лайк и репост) Пишите, будете ли читать книгу? Интересна вам эта тема?