Найти тему
Христианство и смысл жизни

Рождество святого Пророка, Крестителя и Предтечи Господня Иоанна

Оглавление

«Елисавете же настало время родить, и она родила сына. И услышали соседи и родственники её, что возвеличил Господь милость Свою над нею, и радовались с нею. В восьмой день пришли обрезать младенца и хотели назвать его, по имени отца его, Захариею. На это мать его сказала: нет, а назвать его Иоанном.» (Лк. 1: 57-60).

7 июля Церковь отмечает Великий праздник - Рождество честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. В этот день вспоминаются события, связанные с рождением святого Иоанна Крестителя в семье священника Захарии и его жены Елисаветы. Эти события имеют большое значение для христиан, потому что в этот день родился тот, о котором сказано: «се, Я посылаю Ангела Моего пред лицом Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою». (Мф. 11: 10). Подобно тому, как перед восходом солнца наступает рассвет, так и Иоанн предтеча пришёл в мир прежде Спасителя, Которого называют Солнцем правды. «А для вас, благоговеющие пред именем Моим, взойдет Солнце правды и исцеление в лучах Его, и вы выйдете и взыграете, как тельцы упитанные;» (Мал. 4: 2). В Акафисте святому Иоанну Предтече его называют денница Солнца незаходимого: «Ра́дуйся, денни́це Со́лнца незаходи́маго;». Сбылось обещанное через пророков: «Вот, Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною, и внезапно придёт в храм Свой Господь, Которого вы ищете, и Ангел завета, Которого вы желаете; вот, Он идёт, говорит Господь Саваоф.» (Мал. 3: 1).

У Захарии и Елисаветы не было детей, они были уже в летах преклонных, как нам известно из Евангелия, они были праведны перед Богом, исполняя все Его заповеди и уставы. (См. Лк. 1: 6-7). И Господь за их праведную жизнь, за верность Ему, за их терпение и смирение сотворил такое чудо и даровал им великую радость о рождении сына, о котором сказано, что он будет великим перед Богом, а Сам Господь сказал о нём: «Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя;» (Мф. 11: 11). О рождении Иоанна Предтечи священнику Захарии, сообщил Архангел Гавриил, когда Захария служил в храме: «Ангел же сказал ему: не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн; и будет тебе радость и веселие, и многие о рождении его возрадуются, ибо он будет велик пред Господом; не будет пить вина и сикера, и Духа Святого исполнится ещё от чрева матери своей; и многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их; и предыдет пред Ним в духе и силе Илии, чтобы возвратить сердца отцов детям, и непокоривым образ мыслей праведников, дабы представить Господу народ приготовленный.» (Лк. 1: 13-17). Захария выразил сомнение, сказав по человеческому рассуждению о том, что они с женой в летах преклонных, за что был наказан молчанием. (См. Лк. 1: 18-20). Богу всё возможно. Пресвятая Богородица, напротив, уверовала словам Архангела Гавриила: «ибо у Бога не останется бессильным никакое слово. Тогда Мария сказала: се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему. И отошёл от Неё Ангел.» (Лк. 1: 37-38). У Бога не остаётся бессильным никакое слово и Елисавета родила сына в положенное время, которого назвали Иоанн. Елисавета хотела назвать сына Иоанном по внушению Святого Духа, а Захарии имя сообщил Архангел, и он написал имя на дощечку, после чего открылись у него уста, и он стал говорить, славя Бога. (Лк. 1: 57-66). «И Захария, отец его, исполнился Святого Духа и пророчествовал, говоря: благословен Господь Бог Израилев, что посетил народ Свой и сотворил избавление ему, и воздвиг рог спасения нам в дому Давида, отрока Своего, как возвестил устами бывших от века святых пророков Своих, что спасёт нас от врагов наших и от руки всех ненавидящих нас;» (Лк. 1: 67-71).

Рождество Иоанна Предтечи
Рождество Иоанна Предтечи

Иоанн Предтеча от чрева матери был исполнен Святого Духа, и когда Пресвятая Богородица Дева Мария пришла к Елисавете и приветствовала её, то ребёнок радостно взыграл во чреве её, уже во чреве матери, пророчествуя и радуясь о Спасителе. «Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве её; и Елисавета исполнилась Святого Духа, и воскликнула громким голосом, и сказала: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего!» (Лк. 1: 41-42). Святой Иоанн Предтеча с детства был в пустыне, проводил жизнь равноангельную вдали от людей, пребывал в посте, в молитвах, общении с Богом, до дня явления людям: «Младенец же возрастал и укреплялся духом, и был в пустынях до дня явления своего Израилю.» (Лк. 1: 80). Когда Иоанн явился людям он проповедовал покаяние, скорое Пришествие Мессии, наставляя людей на всякое добро, и крестил людей в Иордане: «В те дни приходит Иоанн Креститель, и проповедует в пустыне Иудейской, и говорит: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное. Ибо он тот, о котором сказал пророк Исаия: «глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему».» (Мф. 3: 1-3). «Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнём; лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Своё и соберёт пшеницу Свою в житницу, а солому сожжет огнём неугасимым.» (Мф. 3: 11-12). Если падший ангел Денница – сатана, превозносился, хотел быть выше Бога, так как был горд, то Иоанн Предтеча был смирен, понимал своё недостоинство перед Христом, который есть Сын Божий, Сшедший с небес: «Приходящий свыше и есть выше всех; а сущий от земли — земной и есть, и говорит, как сущий от земли; Приходящий с небес есть выше всех» (Ин. 3: 31). Поэтому сатана осуждён Богом и унижен, а святой Иоанн возвышен. Он сподобился крестить и Самого Господа. Святой Иоанн говорил правду, в том числе и Ироду, обличая его в неправедном браке с Иродиадой, за что был посажен Иродом в темницу, а позже ему отрубили голову. В память об этом событии Церковью установлен праздник – Усекновении главы Иоанна Предтечи.

-3

Часто в народе этот праздник смешивают с языческими традициями и обрядами, как и праздник Прощённое воскресенье перед Великим постом. В народе в этот день принято купаться в водоёмах, прыгать через костёр, водить хороводы и др. Но всё это не имеет никакого отношения к христианству. Это церковный праздник, в это день проводится церковное Богослужение. Все народные языческие традиции, приметы пришли из язычества, никак не связаны с самим праздником и с христианством. Более того Библия запрещает подробные обряды: «не должен находиться у тебя проводящий сына своего или дочь свою через огонь, прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мёртвых; ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это, и за сии-то мерзости Господь, Бог твой, изгоняет их от лица твоего; будь непорочен пред Господом, Богом твоим.» (Втор. 18: 10-13). Язычество – это поклонение бесам: «Яко вси бози язык бесове: Господь же небеса сотвори.» (Псалом 95: 5). Апостол Павел говорит: «Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными, ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным? Какая совместность храма Божия с идолами?» (2-е Кор. 6: 14-16). Поэтому христианину на праздник нужно посетить храм, помолиться, но не принимать участие в обрядах, связанных с язычеством. «Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи». (Мф. 4: 10). То, что относится к язычеству – это совсем другой праздник, не христианский, христиане же отмечают Рождество святого Иоанна Предтечи. То, что смешивают церковный праздник с языческими традициями, есть проявление теплохладности, которое строго обличается Спасителем в Откровении Иоанна Богослова: «знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих. Ибо ты говоришь: «я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды»; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг. Советую тебе купить у Меня золото, огнём очищенное, чтобы тебе обогатиться, и белую одежду, чтобы одеться и чтобы не видна была срамота наготы твоей, и глазною мазью помажь глаза твои, чтобы видеть. Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю. Итак, будь ревностен и покайся.» (Откр. 3: 15-19).

Всех христиан с праздником!

-4

«не я Христос, но я послан пред Ним». Имеющий невесту есть жених, а друг жениха, стоящий и внимающий ему, радостью радуется, слыша голос жениха. Сия-то радость моя исполнилась. Ему должно расти, а мне умаляться.» (Ин. 3: 28-30).

Если Вам понравилась статья, ставьте лайки и подписывайтесь на канал!

Спаси Вас, Господи!