Найти в Дзене
Просто Хюррем

"Великолепный век" в деталях. Кому - фиолетовый платок, а кому - красная тряпка

Оглавление

Кусочек дорогого шёлка, обшитый золотой каймой. В принципе, ничего особенного. Но сколько пафоса вокруг него разводили, сколько отборной лапши на уши молоденьким наложницам вешали! И бедные девочки всей душой верили, что это особый знак почёта, чуть ли не священный символ.

Впрочем, девочек, которые удостоились чести заполучить султанский фиолетовый платок, в турецком сериале за все четыре сезона набралось лишь две. Александра-Хюррем и Фирузе. Обе были поощрены Сулейманом за выдающиеся пляски.

Сулейман достаёт из-за пояса платок. Источник изображения: domashniy.ru
Сулейман достаёт из-за пояса платок. Источник изображения: domashniy.ru

Объяснение в любви? Нет, приглашение познакомиться!

В интернете, у маститых знатоков турецких традиций, встречаю высказывания вроде:

"Подарив девушке фиолетовый платок, султан объяснялся ей в любви."

Да вряд ли в любви. Какая там любовь - скорее, в желании познакомиться поближе. Платок символизировал приглашение на хальвет, не более того. А мы знаем, что хальвет сам по себе никакой любви не гарантировал. Даже если там возникли предпосылки для продолжения султанского рода.

И вообще большинство хальветов у Сулеймана случались без всяких платков. Он был мужчина утончённый и к каждой пассии находил индивидуальный подход. Айше и Садыку привлёк к ролевым играм, где те в прямом смысле выступали горничными. Изабелле дал возможность покорчить из себя неприступную добродетель. Махидевран держал на коротком поводке. Только перед Хюррем таял, как шоколадный заяц.

Как возьмёшь платочек, береги его!

Ладно, не отвлекаемся от главной темы. У нас сегодня на повестке фиолетовый платок.

Долгожданный момент. Источник изображения: domashniy.ru
Долгожданный момент. Источник изображения: domashniy.ru

Характерная деталь: его могли получить, судя по логике сериала, только артистки гаремной художественной самодеятельности. Сплясала перед повелителем, вскружила ему головушку своей красотой и грацией - лови платочек. А так, чтобы султан просто по коридору проходил, на девушек загляделся и застолбил какую-либо из них своей фиолетовой меткой, - не полагалось.

Избранная красавица сразу становилась объектом всеобщего внимания. Калфы и евнухи не забывали ежеминутно жужжать ей в уши о том, какое эпическое счастье на неё свалилось, и как она должна благодарить за это судьбу.

Взять хотя бы момент, когда Александра возвращается в гарем после танцевальной вечеринки у Сулеймана. Рядом - Нигяр и Сюмбюль. Позади - Мария и другие наложницы.

Нигяр елейным голоском:

-Какой прелестный платочек!

Сюмбюль:

-Береги этот платок! Ведь он - ключ к будущему! Благодаря ему завтра ночью ты пройдёшь по "золотой дорожке".

Мария топает молча, но сверлит спину подруги завистливыми глазами.

Махидевран в раскрытую дверь подслушивает разговор валиде и Дайе, где обсуждается новоявленная обладательница фиолетового платка, и дико огорчается. Для кого-то - фиолетовый платок, а для кого-то - красная тряпка. Наверняка и другие хатун Александре завидовали, просто виду старались не подавать.

Александра любуется платком и мечтает о великом будущем. Источник изображения: domashniy.ru
Александра любуется платком и мечтает о великом будущем. Источник изображения: domashniy.ru

Бесполезная тряпочка

Сюмбюль слукавил, призвав девушку беречь платок, как зеницу ока и как ключ к будущему. Сама по себе фиолетовая тряпочка никакого эксклюзивного права на проход в султанские покои не давала. Это не пропуск и не куар-код. Доступ к повелителю обеспечивал персонал, который был в курсе его планов на вечер, - от хранителя покоев до евнухов и стражников. Они чётко знали, кого и когда нужно доставить к султанскому ложу. А там хоть обмашись платком и охрипни, доказывая, что сегодня на хальвет позвали именно тебя, - не прокатит.

В принципе, у Хюррем так и вышло. Махидевран легко её обставила и прискакала на хальвет первой (спасибо валиде за ц/у). Зато со второй попытки славянка уединилась с султаном без проблем, и даже платок не потребовался. Достаточно было того, что Сулейман за подмену барышни дал нагоняй всему дворцу.

У Фирузе фиолетовый платок и вовсе отобрали. Чуть ли не сразу после того, как она его получила. Афифе-хатун очень забеспокоилась, что о нём прознает Хюррем, и сработает тот самый эффект "красной тряпки". А уж тогда Фирузе стала бы не фавориткой повелителя, а утопленницей. Потому у персиянки "знак отличия" быстренько конфисковали. Что не лишило её хальвета и последующих отношений с султаном.