Найти тему
ХронИКстори

В одном из писем после революции Елизавета Федоровна писала: Россия — это больной ребенок…

Елизавета Федоровна, жена Сергея Александровича Романова, старшая сестра Последней Русской Царицы Александры Федоровны (жены Николая II). Июль 1887
Елизавета Федоровна, жена Сергея Александровича Романова, старшая сестра Последней Русской Царицы Александры Федоровны (жены Николая II). Июль 1887

Елизавета Федоровна, старшая сестра Александры Федоровны, будущей русской императрицы, была вторым ребенком в семье герцога Гессен-Дармштадского Людовига IV и принцессы Алисы, дочери королевы английской Виктории. Еще одна дочь этой четы — Алиса — стала впоследствии императрицей российской Александрой Федоровной.

О ней все говорили, как об ослепительной красавице, а в Европе считали, что есть только две красавицы на Европейском Олимпе, и та и другая — Елизаветы. Елизавета Австрийская, супруга императора Франца Иосифа, и Елизавета Федоровна.

В двадцать лет принцесса Елизавета стала невестой великого князя Сергея Александровича, пятого сына императора Александра II. До этого все претенденты на ее руку получали категорический отказ. Венчались в церкви Зимнего дворца в Санкт-Петербурге, и, конечно, на принцессу не могла не произвести впечатления величественность события. Красота и древность обряда венчания, русская церковная служба словно ангельское прикосновение поразили Елизавету, и она уже не смогла забыть этого чувства всю свою #жизнь.

Древняя Москва, ее уклад, ее старинный патриархальный быт и ее монастыри и церкви очаровали великую княгиню. Сергей Александрович был человеком глубоко религиозным, соблюдал посты и церковные праздники, ходил на богослужения, ездил в монастыри. И вместе с ним всюду бывала великая княгиня, выстаивающая все службы.

Великий Князь Сергей Александрович и Великая Княгиня Елизавета Феодоровна. 
Царское Село. 1892
Великий Князь Сергей Александрович и Великая Княгиня Елизавета Феодоровна. Царское Село. 1892

А вот еще подарок судьбы! Император Александр III поручил Сергею Александровичу быть на Святой земле в 1888 году на освящении храма Святой Марии Магдалины в Гефсимании, который был построен в память их матери, императрицы Марии Александровны. Супруги побывали в Назарете, на горе Фавор. Княгиня писала своей бабушке английской королеве Виктории: "Страна действительно прекрасная. Кругом все серые камни и дома того же цвета. Даже деревья не имеют свежести окраски. Но тем не менее, когда к этому привыкнешь, то находишь везде живописные черты и приходишь в изумление…".

Сергей Александрович после этой #поездки стал председателем Палестинского общества. А Елизавета Федоровна после посещения Святой земли приняла твердое решение перейти в православие. Это было нелегко. 1 января 1891 года она написала отцу о принятом решении с просьбой благословить ее: "Вы должны были заметить, сколь глубокое благоговение я питаю к здешней религии…. Я все время думала и читала, и молилась Богу указать мне правильный путь, и пришла к заключению, что только в этой религии я могу найти всю настоящую и сильную веру в Бога, которую человек должен иметь, чтобы быть хорошим христианином."

Отец не благословил дочь на этот шаг. Тем не менее накануне Пасхи 1891 года в Лазареву субботу был совершен чин принятия в Православие.

У Сергея Александровича и Елизаветы Феодоровны не было родных детей, так как оба они (ещё в молодости, потрясённые трагической гибелью и смертью близких им людей) дали себе зарок не иметь детей. Поэтому все свои нерастраченные чувства они перенесли на детей брата Сергея Александровича, Великого Князя Павла Александровича - Марию и Дмитрия, чья мать скончалась через несколько дней после родов.

С началом Русско-японской войны Великая Княгиня Елизавета Феодоровна организовала Особый Комитет помощи воинам, при котором в Большом Кремлевском Дворце был создан склад пожертвований в пользу воинов, где там заготавливали бинты, шили одежду, собирали посылки и формировали походные церкви.

Настоятельница Марфо-Мариинской Обители Милосердия Великая Княгиня Елизавета Феодоровна 
с ранеными воинами, находящимися на излечении в Обители. 1914
Настоятельница Марфо-Мариинской Обители Милосердия Великая Княгиня Елизавета Феодоровна с ранеными воинами, находящимися на излечении в Обители. 1914

Когда погиб великий князь Сергей Александрович, она целиком и полностью отдалась благотворительной деятельности. Елизавета Фёдоровна была глубоко религиозным человеком, и именно это объясняло многие её поступки. Например, после гибели мужа она обратилась к царю о помиловании убийцы. После длительного траура она распустила свой двор и решила полностью удалиться от света, посвятить свою жизнь служению Богу и ближним, нуждающимся и страдающим.

Убийца Великого Князя Сергея Александровича Иван Платонович Каляев. Жандармский снимок. 1905
Убийца Великого Князя Сергея Александровича Иван Платонович Каляев. Жандармский снимок. 1905

Всё своё #состояние она разделила на три части: в казну, и на благотворительные нужды. Для себя она ничего не оставила, даже обручального кольца. На Большой Ордынке великая княгиня приобрела небольшую усадьбу с четырьмя домами и садом. Здесь разместили больницу с домовым храмом, аптеку, амбулаторию, приют для девочек и другие хозяйственные сооружения. Кроме этого здесь была библиотека, столовая и общежитие для сестёр.

В 1910 году 17 девушек разного сословия стали первыми сёстрами новой обители. В 1911 году, когда по проекту А.В. Щусева был построен соборный Покровский храм, эта обитель добра и милосердия приняла завершённый архитектурный облик, назвали её Марфо-Мариинской.

Настоятельница Марфо-Мариинской Обители 
Великая Княгиня Елизавета Феодоровна. 1910
Настоятельница Марфо-Мариинской Обители Великая Княгиня Елизавета Феодоровна. 1910

Россия — это больной ребенок…

В одном из писем после революции прмц. Елизавета Федоровна писала: "Я испытывала такую глубокую жалость к #России и ее детям, которые в настоящее время не ведают, что творят. Разве это не больной ребенок, которого мы любим во сто крат больше во время его болезни, чем когда он весел и здоров? Хотелось бы понести его страдания, научить его терпению, помочь ему. Вот что я чувствую каждый день."

Святая Россия не может погибнуть. Но великой России, увы, больше нет. Но Бог в Библии показывает, как он прощал свой раскаявшийся народ и снова даровал ему благословенную силу. Будем надеяться, что молитвы, усиливающиеся с каждым днем, и увеличивающееся раскаяние умилостивят Приснодеву, и она будет молить за нас своего Божественного Сына, и что Господь нас простит».

"Красота спасёт мир…" сейчас эти слова часто произносятся. Но, о какой красоте говорил знаменитый писатель-философ Ф.М. Достоевский? Красота тела и лица не может быть названа #красотой, без красоты души. Если душа уродлива, то всё остальное принимает те же уродливые черты. И если это сразу незаметно, то через какое-то время приходит понимание, что красоты без души попросту нет.

Многие нравственные качества со временем оказались разрушены и утрачены. А вернуть их может только любовь к ближнему.

Великая Княгиня Елисзавета Федоровна и Александра Фёдоровна
Великая Княгиня Елисзавета Федоровна и Александра Фёдоровна

Напряженная работа Елизаветы Феодоровны, полное отречение от мирских благ и всепоглощающая забота о раненых, больных и страждущих принесли ей признательность многих простых людей. И не случайно, когда в сентябре 1917 года Временное Правительство закрыло все общественные организации, которым покровительствовали Члены Императорской Фамилии, Марфо-Мариинскую обитель оно не тронули.

Ещё до прихода к власти большевиков, со стороны представителей Германского Посольства последовало предложение вывезти Великую Княгиню в Германию, обеспечив тем самым её дальнейшую безопасность. (Такое предложение Елизавете Феодоровне было сделано дважды и исходило оно лично от Кайзера Вильгельма II, когда-то влюблённого в Эллу.) От предложения покинуть Россию Елизавета Феодоровна отказалась в самой категоричной форме, не считая для себя возможным прибегнуть к помощи врага.

На третий день Пасхи (7 мая/ 24 апреля 1918 г.) Марфо-Мариинскую Обитель посетил Патриарх Тихон, который отслужил молебен. А по прошествии получаса после его отъезда в Обитель вошли чекисты и велели Елизавете Феодоровне собираться в путь.

Сопровождать Матушку Елизавету в дороге вызвались две Крестовые Сестры - Варвара (В.А. Яковлева) и Екатерина (Е.П. Янышева).

13 мая 1918 года всем находящихся в Екатеринбурге Членам Дома Романовых было объявлено об их переводе в Алапаевск, а 19 мая Великая Княгиня Елизавета Феодоровна расписалась на копии текста Постановления Уральского Облсовета в том, что она обязуется быть готовой "… для отправки на вокзал в сопровождении члена УРАЛЬСКОЙ ОБЛАСТНОЙ ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ КОМИССИИ".

20 мая 1918 года Великая Княгиня Елизавета Феодоровна вместе с Крестовыми Сёстрами Варварой и Екатериной, а также в числе прочих находящихся в Екатеринбурге Членов Дома #Романовых были доставлены в Алапаевск.

В ночь на 18 (5) июля 1918 года Великая Княгиня Елизавета Фёдоровна и Крестовая Сестра Варвара были убита большевиками вместе с остальными высланными в этот город Романовыми, а их тела сброшены в шахту "Межная", расположенную по дороге из Алапаевска в Верхнюю Синячиху.

Обнаруженные почти сразу же трупы убитых извлекли из шахты, положили в гробы и поставили на отпевание в Екатерининском храме города, после чего захоронили в склепе Свято-Троицкого Собора города Алапаевска.Однако с наступлением Красной Армии тела несколько раз перевозили дальше и дальше на Восток.

В апреле 1920 года в Пекине их встречал Начальник Русской Духовной Миссии, архиепископ Иннокентий (Фигуровский).

Из Пекина оба гроба — Великой Княгини Елизаветы и Крестовой Сестры Варвары были перевезены в Шанхай и затем пароходом в Порт-Саид.

Конечным маршрутом останков этих Мучениц стал Иерусалим, так как, посещая эти Святые места вместе со своим супругом ещё в 1888 году, Елизавета Феодоровна выразила желание быть здесь похороненной…

В январе 1921 года под храмом равноапостольной Марии Магдалины в Гефсимании состоялось их погребение, во время которого панихиду совершил Иерусалимский Патриарх Дамиан.

В 1981 году решением Священного Архиерейского Собора Русской Православной Церковью Заграницей Елизавета Феодоровна и Крестовая Сестра Варвара (В.А. Яковлева) были причислена к лику Святых Новомучеников Российских от власти безбожной пострадавших.

В 1992 году решением Архиерейского Собора РПЦ причислены к лику Святых Новомучеников и Исповедников Российских.

ХронИКстори