Продолжая сварочную тематику, хочется поговорить о дефектах , которые возникают во время сварочных процессов.
В статье , я опишу самые распространенные дефекты, причины их появления и как можно этого избежать. Итак поехали!
Трещины:
Трещины - дефект в виде разрыва в шве, или прилежащих к нему зонах. Говоря о трещинах в сварных соединениях нужно отлично понимать с каким видом трещин мы имеем дело.
Холодные трещины:
Данный вид трещин возникает при температуре около 200 градусов Цельсия. Проявляются они примерно от двух дней, до пары недель. Так что, если вы увидите трещину на изделии через две недели после сварки, то это холодные трещины.
Горячие трещины:
Эти трещины проявляются почти сразу при остывании металла после сварки. Более научно, то на температурном интервале хрупкости (Т.И.Х.) , между линией ликвидуса (линия, при которой метал переходит в жидкое состояние) и солидуса (линия, при которой метал переходит в твердое состояние). Т.И.Х. располагается между 900...1500 градусов.
Особым катализатором для появления горячих трещин являются:
- Примеси Серы (S) и Фосфора (Р) ( Про них напишу отдельную статью).
- Эвтектоидные включения.
- Жесткая заделка изделия перед сваркой.
Общие причины появления трещин :
- Большая жесткость соединения деталей перед сваркой.
- Недостаточная ширина сварного шва.
- Несоблюдение, или неправильный выбор технологии сварки.
- Дефекты в самом шве ( газовые поры, включения).
- Неправильная подготовка изделий под сварку.
- Неудачный выбор, качество электродов.
- Слишком завышенная сила тока.
- Высокое содержание углерода (С) , или легирующих элементов в металле.
- Сам сварщик. (человеческий фактор нельзя исключать)
Меры предотвращения появления трещин:
- Правильное базирование заготовок в приспособлении.
- Правильное наложение сварных швов. Валики разбивают по 200...250 мм.
- Правильная последовательность наложения швов ( горкой и каскадом).
- Использование предварительного и сопутствующего подогрева металла.
- Оставлять зазор между изделиями , в соответствии с ГОСТ.
- При возможности, использовать многопроходные швы.
К чему это всё? Трещины сварных швов снижают прочность соединения и могу привести к их разрушению.
В промышленности сварные конструкции делятся на несколько видов:
- Особо ответственные. Их разрушение повлечет разрушение не только самих конструкций. ( например , обрушение сварных балок жилых домой)
- ответственные. Их разрушение приведет только к разрушению самих конструкций. (разрушение сварной панели)
- остальные. Их разрушение почти не на что не влияет.
Трещины в сварных соединениях занимают лидирующую позицию, однако есть еще множество дефектов. О них я расскажу в другой раз. Подписывайтесь, ставьте лайки, пишите комментарии.