В 1696 году он составит «Проект записки о рабочих школах» для Комиссии по делам промышленности и колоний (1696), в котором предлагал создавать воспитательные учреждения, предназначенные для детей бедноты 3-14 лет, своего рода соединение дошкольных учреждений и элементарных школ. Он не был принципиально против образования для простого народа, но он считал, что в простом народе множество знаний приведет к беде — простой народ захочет гораздо большего чем может ему дать государство, и тогда наступит вечная гражданская война, в которой не будет победителя.
Обучаясь здесь началам ремесел, дети должны были приучаться к трудолюбию и благонравному поведению и заодно возмещать издержки своего содержания. Локк составит также проект закона о бедных, в котором указывал, что следует применять жесткие меры против нищих и бродяг, получающих пособие от церковных приходов; требовал «заставлять лентяев работать, так как тунеядство и праздность разрушают любое общество. Оно не выстоит, если не будет никаких ограничений и наказаний для людей, не хотящих, но могущих работать».
В каждом приходе надо организовать рабочие школы, куда в обязательном порядке направляются дети тех родителей, что обращаются за пособием. Эти дети будут питаться не только хлебом досыта. В холодное время, если это будет признано нужным, можно добавлять к этому и другой вкусной еды, не только какой-нибудь каши. И эту скудную пищу дети еще должны будут отработать: прядением, вязанием, починкой корабельных канатов, приобретением полезных навыков, которые пригодятся во взрослой жизни. Изделия детей нужно продавать, и на эти деньги должна содержаться школа. Локк предлагал, чтобы мастера со стороны брали подготовленных к труду детей (то есть освоивших какое-либо ремесло, и которым оно нравится), внося в школу плату за их труд. Иными словами, он предлагал продавать детей в некий вид повинности, причем даже не чернокожих невольников из дальних стран, а самих белых англичан, шотландцев и ирландцев.
Идеология Локка была пронизана мыслью о наживе. Простые трудящиеся признавались им лишь в качестве рабочего скота, необходимого, но всё-таки скота. Тем не менее он был широко признан как один из самых влиятельных мыслителей Просвещения и теоретиков либерализма и педагогики. М. В. Ломоносов называл его в числе «премудрых человечества учителей». До настоящего времени воспитание в современной Британии, по признанию самих английских педагогов, во многом осуществляется «по Локку», с поправкой, разумеется, с поправкой на современные реалии. Умер Джон Локк 28 октября 1704 года в городе Отсе, графство Эссекс, Англия, повлияв не самым положительным образом на мировую философию и педагогику.