На примере романа В. Косенкова «Русский клан».
Здравствуйте, уважаемые читатели. В конце прошло года, один из коллег по цеху фантастических авторов на Дзене, предложил поработать над занятным проектом. Его примерное название, - «Русская мечта в фантастике». Тогда у меня была нехватка времени и технические проблемы с каналом. Да и не могу сразу включиться в проблему. Нужно обдумать, покрутить вопрос в голове. Короче, отложил я это дело до «лучших времен».
Данная статья, первая по заявленной теме. Поэтому, прежде чем преступить к разбору идеи конкретной фантастики, немного вводной части. Начну с расшифровки заявленного вопроса про русскую мечту, сквозь призму фантастической литературы. Фантастика – жанр многогранный и необъемный. Есть фантастика, которая просто развлекает людей. Фантастические допущения авторы используют с целью скрасить досуг читателя. Скажем так, без морализаторства. Другая фантастика строится вокруг научного допущения, - так называемая строгая Н.Ф. (hard science fiction). Иные авторы погружают читателя в антиутопическое, или даже апокалиптическое и постапокалиптическое будущее. Используя фантастическое допущение, можно написать детектив, политическое произведение, легкий женский роман, фэнтези и т.д. и т.п. И даже применяя один прием, например путешествие во времени, можно сделать упор на исторической эпохе и событиях, или акцентировать внимание читателей на хронопарадоксах, временных петлях и т.п. Среди всего многообразия фантастических направлений и поджанров выделяется утопическая фантастическая литература.
Утопия возникла задолго до фантастики. Я не буду здесь касаться трудов Платона или Томаса Мора. Достаточно указать, что в утопии описывается идеал развития человеческого общества, с точки зрения тех или иных авторов утопических произведений. В современной литературе, для примера, можно упомянуть роман «Люди как боги» (1923) Герберта Уэллса, «Остров» (1962) Олдоса Хаксли.
Поиск идеала, справедливости, «правды», одна из черт нашего народа, нашей истории. «В чем сила брат»?! Есть в этом вопросе доля исконно славянского, характерного для наших предков. И эта особенность только усилилась с принятием восточного христианства (православия). В православии поиск высших смыслов выражен больше, чем в более рациональном католицизме (и уж тем более в протестантстве).
Еще во времена монголо-татарского нашествия возникала красивая легенда о Китеж-граде, праведном городе, ушедшем под воды озера Светлояр от зла и насилия мира. В более поздние времена, староверы шли в тайгу, подальше от общества, в стремлении сохранить праведную Русь, истинную Веру (на их взгляд, само собой).
В 19 веке в светской среде верхних слоев России возник знаменитый спор западников и славянофилов о месте и пути нашего народа. Философ Данилевский, революционный публицист Герцен, религиовед Бердяев и многие другие «светлые умы» страны делали упор на формулировании русского пути, русского идеала и смысла.
Нет ничего удивительного, что коммунистическая идея построения справедливого общества утвердилась именно в России. Здесь уже можно смело перейти на рельсы фантастической литературы. Еще фантасты 20-30-х гг. экспериментировали в своих фантастических допущениях с коммунарским строем будущего. Приведу несколько примеров советских утопий тех лет: роман Яна Ларри «Страна счастливых» (1931), Вадима Никольского «Через тысячу лет» (1927), Вивиана Итина «Страна Гонгури» (1922).
В послевоенное время, тема русской мечты мощно прозвучала в эпохальном романе Ивана Ефремова «Туманность Андромеды» (1957). Именно Ефремов смог сконструировать мир будущего, понятный и созвучный миллионам советских читателей. Аркадий и Борис Стругацкий в последующие годы создали целый цикл о коммунистическом будущем, «Мир полудня». Герои "Мира Полудня", были более живыми, яркими и реалистичными, чем монументальные «глыбы» Ефремова.
Системный кризис 1991 года положил конец советскому строю, советским мечтам и русской советской идее о грядущем коммунизме. В том числе конец и в фантастике. Самым красочным и показательным примером этого явления, стало постсоветское творчество всеми нами любимого Кира Булычева (я надеюсь, что всеми). От мира космопроходцев доктора Павлыша и Алисы, к мрачной антиутопии «Любимец». Были и исключения. Например, утопическая Вселенная Галактического Консула Евгения Филенко. В контексте «русской мечты», я напишу отдельный обзор по творчеству Филенко.
Со второй половины девяностых, когда после вала переводной фантастики, русскоязычные авторы «вернулись» к читателю, и до нашего времени, издавалось (и издается) десятки и сотни мрачнейших антиутопий, фантастики ближнего боя, апокалиптики и постапокалиптики. Можно найти все. Чисто развлекательные вещи – «бродилки» (например, Андрея Круза), «стрелялки» в духе Тома Клэнси, «пугалки» Беркема Аль Атоми и Олега Маркеева и многое другое.
Друзья, вступление получилось длинным. По-другому никак. Поэтому, музыкальная пауза. Песня Игоря Растеряева - "Дайте русскую книгу, как жить"
С мечтами туго. Ведь фантасты, несмотря на описываемое ими будущее, лишь проецируют взгляды своего времени в фантастических допущениях грядущего. Понятно, что в связи с новейшей истории страны, больших светлых идей будущего не может быть много. Но и в целом, в мире идеализм сходит на нет. Скажем так, «американская мечта» давно не сверкает манящим огнем. Мы живем в эпоху постмодерна, в переходе от идеалов индустриального общества к… к чему, пока непонятно.
Какой же может быть русская мечта, русский идеал в таких вот «не мечтательных» условиях»?! На этот вопрос попытался ответить фантаст Виктор Косенков в романе «Русский клан» (2005). Кратко о сюжете. В завязке романа, в августе 1991 года, вместо трехдневного путча ГКЧП, произошла короткая, но интенсивная гражданская война между сторонниками ГКЧП и военными формированиями, верными Горбачеву (лоялистами).
Два товарища, Юрий Морозов и Алексей Вязников, вступили в народное ополчение противников лоялистов. В схватке "своих против своих" Юрий и Алексей сполна «хлебают» все прелести гражданской заварушки. В том числе двуличия и лицемерия руководителей и командиров обеих противоборствующих сторон.
Концовка истории альтернативного 1991 года несколько смазана. Автор вскользь дает понять, что история пошла по другому руслу. Верхушка ГКЧП каналу в лету, Президенту СССР тоже не удалось удержаться на своем посту, и не Ельцин сотоварищи оказались на политическом Олимпе. Совсем иные люди. Кто они такие и каких взглядов, в романе не упоминается. Вроде как более патриотических.
Фантаст делает упор на иных вещах. В контексте произведения, совсем не важно кто победил. Какого политического окраса победители и каким путем пошла политическая история. Именно поэтому, Косенков перенес повествование в несколько отличную от нашей реальность. Чтобы детали современной нам жизни (кто хороший, а кто не очень) не отвлекали от основной идеи. Что это за идея? Земля.
Так очень коротко выразился Морозов, рассказывая о своей задумке Вязникову. Чтобы не случилось в будущем, какие бы кризисы не бушевали, нужно жить на своей личной земле. Быть хозяином.
Но не просто жить обособленно, а составить некую общину пассионариев, объединенных сходными идеалами и принципами. Так возник Русский клан. Дальше повествование переносится в 2025 год, почти через четверть века после участия Вязникова и Морозова в событиях 1991 года. Три Дома Русского Клана живут недалеко от Санкт-Петербурга, обладая обширным земельным участком. Выделение Домов с заглавной буквы не ошибка и не случайность. Семьи Вязниковых, Морозовых и Полянских живут в отдельных поместьях и являются большими и многосоставными. Так, в поместье Морозовых живет дочь Юрия с мужем и его сын с семьёй, нынешний Глава Дома.
Все решения в Доме принимаются совместно, но с конечным решающим словом Главы Дома. Но это не просто патриархальный клан. Для всех совершеннолетних членов клана обязательно высшее образование, они обязаны уметь постоять за себя и владеть стрелковым оружием. Само собой разумеющееся, что семьи клана активно помогают друг другу во всем. Так, Полянские держат юридическую фирму и представляют интересы других семей. У Морозовых большая частная клиника, где соклановцы получают медицинскую помощь. При выделении новых семей со своим домом, клан конечно же окажет им помощь. Ну и все в таком духе.
Я не стану здесь говорить о дальнейшем сюжете и литературных достоинствах данного произведения Виктора Косенкова. Не о том заявленная тема. Что касается идеи романа, она не является неожиданной, но и не совсем банальна. Это некий ответ на постсоветские реалии. Со стягиванием русского и русскоязычного населения в большие города. Сколько там в Москве и Подмосковье уже живет людей? Причем не только с других республик бывшего СССР, но и с Дальнего Востока, Сибири, Урала и др. Это демография. Это проблемы в области семьи, когда количество разводов угрожающе велико. Разобщенность. Падение морали. Ну и т.д.
В конце концов, устами Юрия Морозова в начале романа, Косенков обосновывает свой Русский Клан, - хватит мол мечтать о всеобщем благе человечества и глобальных проектах. Деятельный человек должен поднимать свою землю и обустраивать ее, готовя и упрочняя фундамент для будущих внуков и правнуков. Чем собственно и занимаются главы Домов Морозовых, Вязниковых и примкнувших к ним Полянских.
Можно написать много критических строк по поводу такой вот «русской мечты». Придираясь к мелочам Русского Клана Косенкова. Начиная с того, что мне не по душе, когда даже самые близкие люди начинают решать за тебя или вместе с тобой, с кем жить и как жить. Хотя у Косенкова так идеально, все на одной волне. В идее романа «Русский клан» много других уязвимых мест. Не только по деталям, но и в «глобальном» масштабе. Можно поговорить про приземленность мечты. Ее местечковости. Не буду этого делать.
Помните, я писал выше, что фантасты моделируя будущее, осуществляют рецепцию современных им представлений на грядущее?! Чтобы было проще понять, это как в 19 веке изображали будущее.
Не получилось у нас построить лучший мир. Банально не смогли решить, как плановой экономике удовлетворить потребности населения. То, что в капитализме само собой решается с помощью спроса – предложения. О светлом капитализме и американской мечте в российском варианте и говорить не буду. Мы все имеем «счастье» познавать его каждый день. Иного пока нет. Значит нужно просто жить. Может, главная русская мечта 21 века, просто жить на своей земле? Спорно? Не лишено смысла? Мне кажется, где-то посередине между этими вопросами. Такие дела.
На этом все. Читайте фантастику. Тема будет продолжена.
Подписывайтесь на "Интересную фантастику" Вконтакте https://vk.com/infantastika - возможность уведомления о публикации новых статей данного канала и много других фантастических постов.