Продолжение лонгрида, посвящённого недавней поездке в Самару.
Часть первая (участок Липецк - Ртищево) здесь.
В этой части будет рассказано про второй день поездки (Ртищево - Кузнецк).
Маршрут второго дня
Для второго дня вариант был единственный - ехать из Ртищево в Пензу, там познакомиться с городом поближе, а вечером - направляться в Кузнецк.
Электричка Ртищево - Пенза
Обычная 4-вагонная электричка формирования Саратовской ППК. Пассажиропоток на всём пути посредственный, скорости небольшие, вдовесок - постоянно под вагоном стучала колёсная пара, из-за чего невозможно было элементарно по пути поспать.
Контролёры принимают к оплате банковские карты, и почему-то называют станцию не "пенза первая" или "пенза один", а "пенза раз". Не знаю, может у пензенских так принято, или может мне контролёр с таким диалектом попался.
Непосредственно Пенза
Первоначально по приезду в Пензу, я думал, что это один из сотен подобных городов, который ничем особым отличаться не будет, но, как оказалось, это не совсем так.
По прибытию в Пензу было замечено запредельное количество полиции (частично это тогда было оправдано стоящим у вокзала "поездом Победы", и необходимостью обеспечивать безопасность проводимых мероприятий).
Непосредственно на входе в вокзал недостаточно просто кинуть рюкзак и вытащить мелочь с телефоном. Надо эту же мелочь с телефоном положить в лоток и прогнать его через ту же досмотровую ленту. На вполне резонный в нынешнее время вопрос "вы лотки-то дезинфицируете или как?", охранники промычали что-то в духе "ну да, регулярно, и вообще, перчатки надевать надо". Как потом выяснится, эти загоны распространены на всю Куйбышевскую ЖД, и с этим я ещё не только в пензенском вокзале столкнусь.
При проходе к пригородной кассе (видимо опять же из-за проводившихся мероприятий) ещё какой-то силовик в штатском интересуется, куда это я там пошёл. В общем, делают всё, лишь бы мимо вокзала проходить (такая возможность ещё пока присутствует).
Общественный транспорт в городе представлен троллейбусами, автобусами и маршрутками, причём, стоимость проезда в этих видах транспорта сильно различается (20, 27 и 32 рубля соответственно), и нет возможности расплатиться картой за проезд. Маршрутки чем-то напоминают воронежские, - так же на остановке нужно голосовать, чтобы маршрутка остановилась, а перед остановкой, с которой нужно выходить, надо просить водителя, чтобы он также остановил маршрутку.
С благоустройством в городе, откровенно говоря, большие проблемы. Если как-то площадь у областной администрации, местный арбат, фонтанную площадь, набережную и ещё какую-то аллею держат в порядке, то всё остальное пущено на самотёк и, наверное, в последний раз территории в порядок приводили где-нибудь в условном 2005 году.
Ещё на площади у пензенской областной администрации ошивался какой-то то ли отшельник, то ли ещё кто, представлявшийся каким-то тибетским монахом и от которого жутко смердило.
Расскажите кто-нибудь, это такая живая неформальная городская достопримечательность или это действительно какой-то кочевник, который проезжал мимо города?
Про тротуары в Пензе, очевидно, тоже мало слышали - они местами либо после бомбёжки, либо их нет вообще.
Зато про микрозаймы очень даже слышали. Держать по шесть контор на остановке? Да запросто.
Контингент в городе в целом умеренный, но не общительный, как в соседнем Саратове, и чувствуется, что живут в городе довольно бедно.
Электрички Пенза - Булычёво и Пенза - Кузнецк
Четырёхвагонные электропоезда формирования Башкортостанской ППК, в сторону Кузнецка пассажиропоток высокий, правда, до самого Кузнецка мало кто едет. В сторону Булычёво (а по факту - до Рузаевки) пассажиропоток низкий.
Как в утреннем, так и в вечернем кузнецком рейсе присутствуют сотрудники полиции, которые требуют ехать в маске (до Пензы всем было по барабану на маски).
В булычёвской электричке присутствуют наклейки с надписями, которые дублируются на иностранных языках (очевидно, это наследие чемпионата мира по футболу-2018), а также есть стенды для зарядки мобильных устройств, которые, как бы ни удивительно звучало, не работают.
Кузнецк
Кузнецк, в отличие от Пензы, оказался чуть более благоустроенным, правда, с той поправкой, что это всё же райцентр, а не областная столица. Но всё же чувствуется, что за городом сколько-нибудь да следят в силу своих возможностей.
На момент поездки, площадь у вокзала была подвергнута ремонтным работам.
Типичная проблема большинства небольших городов - после полуночи или около того, уличное освещение выключают практически наглухо и ориентироваться становится довольно затруднительно.
Сам вокзал непосредственно уютненький, дотошных досмотров нет, как и вообще хоть кого-то - нет ни персонала вокзала, ни охраны, ни самих людей. Тупо гробовая тишина.
В принципе, всё что требовалось мне сделать в Кузнецке - это дождаться электрички на Сызрань, и эту задачу я успешно провалил))