Найти тему
Books & Reviews

"Облачный атлас" Дэвида Митчелла - современная классика

Мой постоянный соавтор, идейный вдохновитель и редактор канала Books&Reviews Евгения подготовила рецензию на самую знаменитую книгу Дэвида Митчелла "Облачный атлас".

Третья книга Митчелла, прочитанная мной пару дней назад - знаменитый «Облачный атлас» (после «Костяных часов» была еще «Под знаком черного лебедя» о взрослении в английской глубинке с элементами автобиографии, но в новогодних заботах не успела записать свои впечатления). Если вы так же чувствительны к спойлерам, как создатель канала Books&Reviews, возможно, вам не стоит читать этот отзыв, хоть я и старалась быть избирательной в выражениях.

Пару слов об «Атласе» для тех, кто ничего не слышал о нем. Книга - литературный секстет (отражение музыкального произведения, написанного одним из персонажей) - в ней собраны шесть историй, разбросанных во времени от первой половины XIX века до далекого будущего (несколькими веками позже XXI века). Повествование движется от прошлого к будущему и в обратном направлении. Среди главных героев – американский нотариус, заброшенный на Тихоокеанские острова; молодой композитор сомнительной репутации, скрывающийся от кредиторов; журналистка, решившая завязать с желтой прессой и начать расследование против гиганта атомной энергетики; пожилой издатель, сорвавший куш на оскандалившемся криминальном авторе и попавший волею судеб в тоталитарный интернат то ли для престарелых, то до для психических больных; «фабрикантка» - клон, оказавшаяся втянутой в политические игры Сеула будущего и, наконец, подросток-козопас, выживающий со своей семьей в коммуне в постапокалиптическом будущем, где люди утратили большинство достижений Цивилизации.

Дэвид Митчелл (р.1969) - современный английский писатель. Два его романа - "Сон №9" (1999) и "Облачный атлас" (2004) вошли в шортлист Букеровской премии. Фото: Patrick Bolger/Guardian. Источник: https://www.theguardian.com/books/2018/mar/23/david-mitchell-david-peace-conversation
Дэвид Митчелл (р.1969) - современный английский писатель. Два его романа - "Сон №9" (1999) и "Облачный атлас" (2004) вошли в шортлист Букеровской премии. Фото: Patrick Bolger/Guardian. Источник: https://www.theguardian.com/books/2018/mar/23/david-mitchell-david-peace-conversation

Если ты уже прочитал «Костяные часы», то невольно начинаешь сравнивать эти книги с первых же глав, настолько организационно они похожи. У меня сразу возникло ощущение, что в «Часах» Митчелл отчасти реализовал то, что не успел или не смог в силу задумки в «Атласе», например, свои фантазии о будущем. Есть и некоторые детали в сюжете, которые схожи (например, корабль, блуждающий в постапокалиптических океанах). Но концептуально это совершенно разные книги. «Костяные часы» - это книга о человеке и его жизни, о том, какой путь он может пройти, как по-разному (по-жанровому) звучит его время в 15, в 30, в 50 и старше, насколько невозможно предугадать, куда приведет его жизнь, с чем и с кем он столкнется и что переживет. «Часы» - о биографической траектории и это произведение гуманистическое.

«Облачный атлас» - книга о человечестве, о прогрессе и цивилизации, о круговом движении истории. И речь даже не о «вечном возвращении» - переселении душ, которая связывает всех персонажей книг. Это книга о тех граблях, на которые человечество наступает снова и снова – о двигателе прогресса и о гвозде в крышке гроба цивилизации, о том, что «кто слаб, тот всегда для сильных еда», выражаясь языком одного из персонажей. И в моем восприятии в ней нет ничего ободряющего и гуманистического (но я в целом склонна к пессимизму, извините). Тема реинкарнации в «Атласе» – это не ключевая идея, а литературный прием, который позволил автору путешествовать во времени и демонстрировать как history repeats itself. Главная проблема книги – это свобода воли, в своем крайнем проявлении, рабство. Пытливый читатель сообразит, что реинкарнация помогла также Митчеллу намекнуть нам, что даже у клонов - «фабрикантов», генномодифицированных так, чтобы их умственные способности были существенно ограничены, а физиологические - сведены к ряду стереотипных действий, есть душа. А значит, вторгаясь в сферу производства человекоподобных существ, мы вторгаемся в область, которую сами не вполне понимаем или можем контролировать – это terra incognita. Впрочем, представления людей будущего о клонах в книге не сильно отличается от представлении колонизаторов о коренных народах земель, открытых в ходе географической экспансии.

«Атлас» захватил меня с первого сюжета и читался довольно легко, но ко второй половине я почувствовала усталость от истории, возможно, поэтому и финалы некоторых линий показались мне немного скомканными, как будто автор торопился закончить книгу, в целом уже все сказав в центральной главе о далеком будущем. Но может быть это впечатление сродни эффекту дороги домой, когда обратный путь из путешествия проходит быстрее и незаметнее. В этом плане «Костяные часы» читались легче, как я писала в отзыве, было сложно «разогнаться» и не бросить книгу на первых страницах, но дальше она удерживала все внимание до конца. При этом «Часы» считаются не самой удачной книгой Митчелла, хотя, как сказал один из критиков в рецензии на нее, всем бы такие неудачные книги.

И все-таки отдаю огромное должное задумке «Атласа» - это действительно фундаментальный труд. Приятный бонус – «кочующие персонажи», словами самого автора. В первой истории мы встречаем мистера Д’Арнока, который появится намного позднее в «Часах», а во второй – юную Еву Кроммерлинк, представшую в пожилом возрасте в следующем романе – «Под знаком черного лебедя» - и пересказавшую в нем историю о композиторе из «Атласа». Эта встреча напоминает встречу старого знакомого, оставляет приятные чувства и заставляет перечитать фрагменты о них из других романов.

И немного о фильме Вачовски и Тыквера по книге, выпущенном в прокат в 2012 году. Когда я впервые посмотрела трейлер до прочтения книги, он показался мне настолько увлекательным, что был соблазн начать с фильма. Но я предпочитаю смотреть фильмы уже со знанием первоисточника, поэтому отложила эту затею. Закончив книгу и пересмотрев трейлер, я не испытала ничего кроме удручения. Почему?

Помимо того, что сюжет отдельных историй был существенно переписан (и это мне подтвердила вики, спасибо ей), сложилось впечатление, что на первый план создатели фильма вывели тему переселения душ, более того, приправив ее романтической историей, длящейся на протяжении веков в разных реинкарнациях. В книге есть одна романтическая история, притягивающая внимание, и встреча двух разных реинкарнаций одной души с одним и тем же персонажем с разницей в несколько десятков лет - на этом всё. Я сама пыталась искать знаки, что две души встречаются в разных сюжетах, когда читала «Атлас», но никаких прямых или косвенных признаков этого не нашла, оставив под конец эту затею. Ну а к концу произведения уже не до этого баловства. Никакой романтической идеи в книге обнаружено мною не было, и даже если в каких-то сценах ее можно уловить, она кажется мелочной по сравнению с масштабом задумки писателя. Поправьте меня, если я ошибаюсь. В любом случае, фильм посмотрю, но чуть позже, когда улягутся впечатления от книги.

Сорви все верования, наклеенные на тебя гувернантками, школами и государствами, и ты найдешь в сердцевине человека неизгладимую правду. Рим снова захиреет и падет, Кортес снова до основания разрушит Теночтитлан, а позже Юинг снова отправится в плаванье, Адриана снова разорвет на куски, мы с тобой снова будем спать под корсиканскими звездами, я снова приеду в Брюгге, снова полюблю и разлюблю Еву, ты снова будешь читать это письмо, солнце снова будет остывать. Ницшеанская граммофонная пластинка. Когда она заканчивается, Старик проигрывает ее снова, в вечности вечностей.
Дэвид Митчелл "Облачный атлас"

Если вас интересует творчество Митчелла, вы можете прочитать отзывы на другие его книги в канале Books&Reviews:

"Костяные часы" Дэвида Митчелла - достойный преемник "Облачного атласа"

"Тысяча осеней Якоба де Зута" Дэвида Митчелла: Не только самураи. Новый роман о жизни на голландской фактории в Японии