Майкл Льюис, автор книги "Новая, новая вещь: История Силиконовой долины", говорит, что бизнес - модель - это "термин искусства". Большинство людей знают его, когда видят, но не могут точно описать.
Бизнес - модель - это концептуальная структура, которая поддерживает жизнеспособность бизнеса и объясняет, кому бизнес служит, что он предлагает, как он предлагает, и как он достигает своих целей.
В целом же любая бизнес-модель делает возможным существование и развитие бизнеса, извлечение прибыли через логичное формирование ценности для клиентов.
Новаторские бизнес — модели своего времени:
Freemium («Начни пользоваться бесплатно»):
Суть модели
Как видно из названия, шаблон состоит из двух частей: Free — бесплатно и Premium — премиальный. Базовая часть продукта предоставляется бесплатно, а расширенный и более ценная версия за деньги. Ключевым показателем данного шаблона служит конверсия перехода из бесплатной версии к платной.
Примеры по продуктам
Получить бесплатно определенный объем облачного хранилища, а расширенный вариант-платно. Скачать бесплатную версию файла, а сами рекомендации платно и др.
Компании—новаторы
Hotmail (1996) SurveyMonkey (1998) LinkedIn (2003) Skype (2003) Spotify (2006) Dropbox (2007)
Важные дополнения
Сразу подумайте об издержках на бесплатную версию продукта — возможно ли их минимизировать. Для ориентира можете использовать текущую стоимость привлечения на клиента на платный продукт и если в результате использования шаблона Freemium стоимость клиента снизится — это явный сигнал, что шаблон вам подходит.
Long Tail («Длинный хвост»):
Суть модели
Основной принцип данного шаблона — это продажи многого понемногу. «Длинный хвост» — это нишевые продукты, которые сами по себе не требуют больших объемов и не обеспечивают большой маржи. Компании, которые используют этот паттерн могут получать до 60% прибыли от продажи товаров с низким спросом.
Примеры по продуктам
Интернет-магазин Amazon, основанный в 1994 г. можно по праву причислить к основоположником шаблона «Длинный хвост». Согласно некоторым подсчетам, 40% прибыли Amazon поступает от продажи книг, которые не найти в продаже в традиционных книжных магазинах. Для Amazon этот «длинный хвост» нишевых продуктов не только ценный источник дохода, но и важный способ выделиться на фоне обычной книготорговли.
Компании—новаторы
Amazon Store (1995), eBay (1995), Netflix (1999), Apple iPod/iTunes (2003), YouTube (2005), LEGO (2005), Lulu.com (2006)
Важные дополнения
Если вам приходиться конкурировать со многими компаниями по множеству товарных позиций и вы можете удерживать свои издержки на поддержание массовости и дистрибуцию товаров ниже конкурентов, то шаблон “Длинный хвост” открывает перед вами прекрасные перспективы. Идеально подходит интернет-магазинам и сервисам с предложением какого-либо ценного контента.
Lock-In («Бритва и лезвие»):
Суть модели
Центральная идея шаблона бизнес-модели — войти в доверие к покупателю, снизив барьеры для покупки базового продукта. После этого клиент попадает в зависимость от продавца.
Примеры по продуктам
Hewlett-Packard освоила эту модель в 1984 г., адаптировав к ThinkJet, первому струйному принтеру в мире, предназначенному для индивидуального пользования. В отличие от дорогостоящих промышленных принтеров, этот продавался всего за $495, то есть был по карману среднему американцу. Большая часть выручки Hewlett-Packard обеспечивалась последующей продажей картриджей для принтеров.
Компании—новаторы
Standart Oil (1860)Gillette(1904)Lego (1949)Microsoft (1975)Hewlett-Packard (1984)Nestlé Nespresso (1986)Nestlé BabyNes (2012)Nestlé Special.T (2010)
Важные дополнения
Базовый продукт предлагается по низкой цене или отдается даром, в то время как дополнительные товары, необходимые, чтобы пользоваться базовым продуктом, продаются по высокой цене, обеспечивая значительную долю дохода. Данный шаблон бизнес-модели впервые применили в компании знаменитого Джона Рокфеллера Standard Oil в конце 19 века. Но более широкую известность данный вид модели приобрела после ее применения в компании Gillette. Чтобы извлечь максимум пользы от этой модели, у вас должна быть отработанная и масштабируемая воронка продаж, а также позаботьтесь о надежной защите авторских прав и брендинге.
В других публикациях поделюсь с Вами еще примерами Бизнес-моделей.
Думаю, Вам было интересно)
Пишите в комментариях все интересующие вопросы!