Легион V «Алауда» (Legio V Alaudae), к названию вернёмся позже — римский легион, сформированный Юлием Цезарем в 56 либо 52 году до н. э., в ходе Галльской войны*, когда Цезарю пригрозили, что римские легионы у него отберут. Не обладая повышенной скромностью или излишней законопослушностью, Цезарь после совещания первого триумвирата берёт и нанимает себе ещё один легион, причём не от лица Рима, а непосредственно от себя самого. В полном соответствии с творением Митяева. Подслушал наверное.
Пятый легион на службе не у государства.
Если уж и переступать закон, то ради царства!
Цезарь действительно переступал закон, причём один из ключевых, наиболее важных законов — римским легионером мог быть исключительно гражданин Рима. Причём до этого Цезарь вполне спокойно набирал легионы из «подходящих» для этого граждан. Светоний сообщает нам, что у Цезаря из 10 легионов в Галльской войне лишь четыре были переданы Римом, остальные — он набирал позже, в, так сказать, «Заримье», но всё же римском.
Жаворонки выделялись по всем показателям изначально, непосредственно с момента своего создания. Мало того, что они был набран не из граждан республики, так ещё и латынью не владели. Однако нанят был не сброд для «массового навала», а непосредственно легион Рима. Цезарь обучил и вооружил их в соответствии с требованиями для легиона за свой счёт. После своего возвращения в Рим в 49 г. до н. э. или после битвы при Фарсале в 48 г. до н. э. он даровал своим солдатам права римского гражданина.
С названием легиона тоже не всё просто. Есть версия, что существовало два легиона — Legio V Alaudae и Legio V Gallica, которые в определённый момент слились. В ином варианте — легион изначально официально назывался «Галлия», а «Жаворонки» было оскорбительным прозвищем, которое лишь сильно позже стало официальным названием легиона, утратив своё изначальное значение. Есть версия, что название отсылает к кимврскому (язык кельско-древнегерманской группы народов, о войне между ними и Римом на Коте писал Картавых) слову allaid «иностранный» (то есть буквально «иностранный легион»). А самая распространённая версия намного проще — шлемы легионеров были украшены изображением крыльев жаворонка, а Alaudae на галльском — жаворонок.
В любом случае, история легиона начинается с участия в Галльской войне. в 52 г. до н. э. легион принимает участие в битве при Алезии, фактически финальном сражении войны Цезаря в Галлии. И пусть война продлится ещё два года — но разгромлен Верцингеториг будет непосредственно в Алезии (о данной личности и её роли в истории на Коте можно подробнее почитать у Кудрова).
После успешной войны Цезарь с головой погружается в битву за власть, развязывает гражданскую войну. А путь нашего легиона в полном соответствии с текстом проходит непосредственно в самой Римской империи.
Пятый легион, жаворонков перья,
Северная Африка, Римская империя
В 49 году до н. э. Цезарь направляет легион в город Корфиний в центральной Италии, где вместе с войсками засел Луций Домиций Агенобарб (прапрадедушка императора Нерона). Корфиний — единственный город, который оказал серьёзное сопротивление войскам Цезаря, шесть дней длилась оборона, и Агенобарб был вынужден сдаться вместе с гарнизоном в большей степени из-за несогласия своих сторонников с его позицией. В том же году легион направился в Испанию, где сражался с легионами Помпея. После битвы при Фарсале в 48 г. до н. э. Цезарь возвращается в Рим, его солдаты получают статус граждан, легионы VI–XIV распускаются, но не Легион Жаворонков. Он направляется в Африку, и там ему придётся нелегко!
Пятый легион, жаворонков перья,
Северная Африка, Римская империя,
От песка и злости сжатые скрипят зубы.
Квинт Цециллий Сципион и Катон Младший, опытные и постоянные враги Юлия Цезаря, нашли себе в помощники местного правителя Нумидии — царя Юбу Первого. Юба на Цезаря имел личный зуб, и даже не один.
Впервые они столкнулись ещё в 64 году до н. э., в Риме, в Сенате, в котором Юба должен был всеми силами помешать Цезарю продавить аграрную реформу, что у него получилось при помощи Помпея, Цицерона и большого количества золота.
Второе столкновение было в 62 году до н. э., когда Цезарь, будучи претором, заступился на суде за знатного нумидийца Масинту, которого обвинял Юба I. Юба такой обиды не стерпел и стал личным врагом Цезаря.
Уже в годы Африканской кампании Юба (в обмен на африканские земли от противников Цезаря, естественно) активно с Цезарем воевал, он использовал тактику выжженной земли, вырезая подчистую всё, что могло помочь Цезарю, однако добился противоположного эффекта: население, раздраженное жестокостями Юбы I, переходило на сторону Цезаря.
Юба собирался лично напасть на Цезаря ещё в 47 году, непосредственно после высадки последнего в Африке, однако именно в этот момент Публий Ситтий, командир жестоких и опытных наёмников, у которых имелся даже свой собственный боевой флот, а также царь Мавритании Бокх II, объявили себя сторонниками Цезаря и совершенно беспалевно напали на Нумидию. Напали успешно, Юбе жить мешали сильно, гоняли его армию по всей Нумидии, активно вырезая все войска, кроме армейского кулака. Ситтий, уже после битвы при Тапсе, ещё и флот бежавшего Квинта Сципиона уничтожил, убив как его самого, так и огромное количество оставшейся республиканской знати. В 44 году, после смерти Цезаря, Ситтий был убит, до этого успев получить некоторую часть земель Нумидии, став определённым «пограничным буфером» со своими головорезами. Бокх Второй получил также часть Нумидии, правил до 33 года и спокойно умер. Лишь после его смерти Мавритания была полностью присоединена к Риму.
Вернёмся же к встрече Цезаря и царя Юбы. Произошла она во время битва при Тапсе.
Стоптаны, измяты ровные фаланги,
Цвет пехоты Цезаря выдавлен во фланги
В ярости слонами жадного царя Юбы!
В распоряжении Юбы Первого было 60 слонов, из-за которых фланги войска Цезаря, на которых обычно располагалась кавалерия и лучники, были усилены когортами пехоты. Пятый легион Жаворонков находился непосредственно в центре войска Цезаря. Именно туда пришёлся основной удар слонов Юбы.
Динарий Цезаря. После 46 г. до н. э.
Пятый легион не только не поддался страху, но смог уничтожить напавших слонов и обратить вместе с остальным войском противников в бегство, в результате чего был разбит и укреплённый лагерь и завершена африканская кампания. За свою доблесть и мужество Цезарь наградил легион исключительным правом иметь на своём штандарте не быка, а слона.
Есть и иная версия событий. Юба выставил не 60 слонов, а лишь 30. Обрадованные этим явлением легионеры воодушевились, а пятый легион сам попросил поставить себя напротив слонов, за что в дальнейшем и получил их на штандарт. В любом случае, это последнее крупное сражение, в рамках которого на боевых слонов действительно делалась ставка.
Пятый легион для Цезаря в амфитеатре
Валит за слоном слона, идет вперед.
Участвовал легион и в последнем сражении Цезаря, в битве при Мунде, в Испании, в которой Цезарь разгромил своих последних серьёзных противников. Оттуда легион вернулся в Италию и начал готовиться к нападению на Дакию, но…
Ждут атаки Цезаря наглые дакийцы,
Но уже подосланы в курии убийцы, -
Никогда сородичи не простят ему обиды.
Верить в предсказания Цезарь не умеет,
Думает: "Не скоро. И вряд ли кто посмеет".
Но придут внезапно мартовские в Рим иды.
Пятый легион искусен со слонами в битве,
Но в коварстве челяди, конечно же, "не зачет".
Знают только боги, жизнь Цезаря висит на нитке,
И Пятый легион распущен и не спасет.
После смерти Цезаря Жаворонки принимают сторону Марка Антония, успевают сойтись в бою с Цезарем Октавианом, доблестно проиграть. После чего под командованием уже второго триумвирата (объединения Марка Антония и Цезаря Октавиана Агвуста) приняли участие в битве против Брута и Кассия при Филиппах.
Обратите внимание на монеты Антония. Складывается ощущение, что Антоний осознанно копировал действия Цезаря, опираясь на верные ему легионы, специально, чтобы ассоциироваться непосредственно с Цезарем.
Участвовал легион и в последнем сражении Марка Антония и гражданской войны в Риме — битве при Акциуме. После поражения Антония Легион переходит под управление Октавиана Августа, будущего первого римского императора.
Далее легион ждёт череда военных действий на территориях бывших кода-то трансальпийской Галлией, крупнейшая в истории Рима Кантабрийская война, подавление восстаний в Бельгии. Битва в Тевтобургском лесу, лишившая возможности империю захвата Германии. После смерти Августа в 14 году Пятый Легион Жаворонков взбунтовался из-за плохих условий службы, а главное — проблем с выплатами жалования. В 16 году, во время одного из тяжёлых сражений, легион потерял свой штандарт, однако не был распущен. В 28 году Пятый легион подавил восстание фризов, которым император всё равно отдал свободу, далее — годы неизвестности в землях Германии.
Последнее появление легиона также связано с политикой. В «год четырёх императоров» (69 г.) легион не поддержал Гальбу, присоединился к Вителлию. После смерти последнего власть перешла к Веспасиану, и поредевший легион отправился подавлять Батавское восстание, успешно сражался практически год. Однако, в итоге они оказались в осаде в немецком городе Ксантен. Когда у осаждённых закончилась пища, а помощь так и не пришла — они сдались, разоружились, вышли из крепости и, отойдя на некоторое расстояние от неё, подверглись нападению, в результате которого подавляющее большинство солдат Легиона было убито.
Так, история легиона, который когда-то практически начался с осады, осадой же и закончилась. Примерно 120 лет просуществовало детище Цезаря, создавшее прецедент для появления социального лифта в виде армии для неграждан Великого Рима.
Автор - Кирилл Латышев