Найти в Дзене
Книги. Издательство АСТ

Кто же был прототипом Штирлица?

Классический герой анекдотов советской поры, персонаж культового сериала Татьяны Лиозновой и, наконец, герой цикла книг знаменитого детективщика и журналиста-расследователя Юлиана Семенова. Какие реальные разведчики легли в основу этого монументального образа?

Очень немногие персонажи советской массовой культуры были настолько любимы общенародно. Помимо героя Юлиана Семенова таких же масштабов меметичности смогли достичь лишь Чапаев и Петька. И тому есть свои причины.

-2

Историками и литературоведами считается, что в основу героя главного литературного цикла Семёнова штандартенфюрера СС Штирлица были положены судьбы и отдельные детали, взятые из жизни реально существовавших советских разведчиков.

Главного из них звали Яков Блюмкин (1900—1929). Это абсолютно легендарная для ЧК первых лет личность, один из фактических создателей советской внешней разведки, соратник Дзержинского и Троцкого (кстати, тайная связь с последним окажется для Якова Григорьевича роковой).

-3

О заграничной деятельности этого человека мы до сих пор знаем далеко не всё, но просто для понимания масштаба этой фигуры достаточно сказать, что немецкий отдел внешней разведки этот парень возглавил в 17 лет, а его родным кузеном является легендарный британский шпион Сидней Рейли (Соломон Розенблюм). Кстати, последний стал главным прототипом Джеймса Бонда. Вот такие переплетения судеб и параллелизмы.

Итак, в сюжет романа Семёнова «Бриллианты для диктатуры пролетариата» (в нём впервые появляется персонаж Владимирова-Исаева-Штирлица-Бользена-Брунна) положена реальная зарубежная операция советской разведки в 1921 году, в которой под псевдонимом Исаев принимал участие Яков Блюмкин. Фамилию эту, кстати, он взял от своего деда, Исая Гершевича Блюмкина. Разобраться с хищениями бриллиантов в ГОХРАНе разведчику помогло то, что он ещё с времен одесских экспроприаций (совместно с легендарным Мишкой Япончиком) отлично разбирался в камнях.

Есть и другие заимствования. Оба они родились в один день — 16 октября 1900 года. Во всяком случае, именно так было в изначальном варианте романа. Позже Семенов изменил текст и дал персонажу свой собственный день рождения, чтобы не так грубо связывать Штирлица со скандально известным чекистом.

Блюмкин незадолго до расстрела
Блюмкин незадолго до расстрела

Ещё однажды герой Юлиана Семенова под легендой белогвардейского ротмистра инфильтрировался в штаб тогдашнего правителя Монголии барона Унгерна и похитил оттуда данные о военно-стратегических планах противника. Ровно такой же факт имелся и в жизни реального Якова Блюмкина.

-5

Вторым прототипом стал Александр Коротков (1909-1961). Это тоже легендарная, хотя и не столь широко известная общественности фигура. Именно ему мы обязаны прекрасно налаженным потоком информации о подготовке Германии к вступлению во Вторую мировую и Великую отечественную войну.

Этого человека его зарубежные коллеги прозвали «королём нелегалов». Он известен также хитроумными операциями по уничтожению ряда важных разведчиков-перебежчиков в 30-х, а в 43-44 годах — ключевых немецких агентов в Тегеране (в процессе подготовки к знаменитой конференции).

Кстати, помимо ряда других деталей Штирлиц получил от Короткова мастерское владение теннисной ракеткой (хотя реальный разведчик чемпионом Берлина, конечно не был).

Список прототипов гораздо шире двух человек, но нам непременно надо чтобы вы дочитали эту статью до конца, так что ещё пару имен мы затронем по касательной. Помимо главных, упомянутых выше, Исаев-Штирлиц имел и одного «официального» прототипа.

Увы, более качественного портрета И.И. Борового в поиске не нашлось
Увы, более качественного портрета И.И. Борового в поиске не нашлось

В советские времена газеты им называли советского разведчика Исая Исаевича Борового (1898—1954), который с 20-х годов жил в Германии, а позже устроился на работу в ведомство Гиммлера. Увы, непосредстенно во время войны он стране послужить не мог, потому что в 1938 году его вернули на родину и арестовали. Зато после смерти Сталина он даже успел побывать одним из свидетелей по делу Берии.

Ещё одним прототипом Штирлица в его зрелом периоде называют сотрудника гестапо, гаупштурмфюрера СС и криминального инспектора Вилли Лемана (1884-1942). Его завербовали еще в 1929 году и он исправно поставлял сведения о противодействии Германии советскому промышленному шпионажу. Делал он это под оперативным псевдонимом «Брайтенбах».

Вилли Леман
Вилли Леман

Провалился Леман при идентичных описанным у Семенова обстоятельствах — его связной начал говорить о шифрах и радиостанциях под наркозом во время хирургической операции. Был расстрелян, но факт предательства офицера СС немецкая пропаганда скрыла. Даже жене Лемана сказали, что он погиб, попав под поезд.

Страница Юлиана Семенова на сайте издательства

Ставьте лайк и подписывайтесь на наш канал, чтобы получать материалы на близкие темы в свю Яндекс-ленту!