Рождение еще одного ребенка меняет многое как в жизни старшего (старших), так и в условиях их сна.
Чтобы организовать сон детей в таких случаях, нужно учитывать три фактора:
- Сон новорожденного (младшего) ребенка и синхронизацию его режима со сном старшего (старших).
- Условия сна детей в этой семье – как старшего (старших), так и младшего.
- Психологический фактор – переживание страшим ребенком рождение младшего.
1. Синхронизация ритма дня новорожденного с режимом старшего
- Новорожденный спит больше, и его режим сна отличается от режима сна старшего. Бороться с этим фактом невозможно и не нужно. Основной упор необходимо сделать на выстраивание режимов, которые не будут мешать друг другу.
- Подтягивание режима одного ребенка к режиму другого не стоит. У детей будут разные потребности в сне и бодрствовании. В лучшем случае дети просто не уснут в одно и тоже время, в худшем - оба могут сильно расплакаться вплоть до истерики от переутомления или более раннего отхода ко сну, чем нужно.
- Если режимы никак не синхронизировать, советуем пригласить кого-то на помощь. Так мама может уделить внимание кому-то одному из детей во время укладывания.
- Если помощь никак не найти, тогда может помочь чередование. Одну неделю мама уделяет больше внимания старшему или старшим, вторую неделю - младшему.
Если же кто-то из детей спит хуже, то больше внимания необходимо уделить именно ему во время укладывания, чтобы не копились нарушения сна.
Естественно, сделать двух детей полностью независимыми друг от друга практически невозможно. В идеальной ситуации мама может пригласить няню/папу/родственников на полный день, развести детей по комнатам и сделать так, чтобы она занималась только одним ребенком, а второй в это время жил отдельно. Но такое решение не будет правильным с точки зрения психологии. Старший ребенок, почувствовав исчезновение мамы из жизни, наверняка не сможет сам справиться с этой ситуацией, что в свою очередь обязательно скажется на проблемах со сном.
2. Подготовка условий сна
Необходимо сделать так, чтобы с появлением младшего ребенка в жизни старшего произошло как можно меньше перемен:
➡️ Можно обучить старшего ребенка самостоятельному засыпанию (если подходит по возрасту) заранее до рождения ребенка.
➡️Стоит учить продлевать сон самостоятельно.
➡️Нужно вводить ритуалы на засыпание, которые можно будет проводить после рождения младшего ребенка. Будет хорошо, если ритуалы будет уметь проводить кто-то вместо мамы.
➡️Рекомендуем заранее продумать архитектуру дня, а также спокойные и активные игры для старшего, которые легко организовать с новорожденным. Зачастую дети, играя друг с другом, сильно увлекаются и перевозбуждаются.
Главная родительская задача в таком случае – суметь организовать их игры и на этапе активного, и на этапе спокойного бодрствования. Если эти этапы у детей не совпадают, маме следует действовать в интересах сна. Придется потренировать память и научиться засекать время бодрствования для каждого ребенка.
➡️Советуем вводить, если не было, белый шум – это поможет старшему ребенку легче пережить плач новорожденного.
➡️Можно перекладывать старшего в отдельную кроватку. А если позволяет возраст и условия жизни, то и в отдельную комнату.
➡️У каждого ребенка должно быть персональное место для сна.
➡️Если дети будят друг друга, нужно (хотя бы временно, пусть на кухне) развести их по разным комнатам – сон критически важен.
Если появились проблемы со сном старшего после рождения младшего ребенка:
❗️Помним, что проблемы со сном – это следствие внутренних переживаний и изменений в жизни. Поэтому всегда отслеживаем реальную причину симптома и в первую очередь пытаемся снять ее.
❗️Особое внимание обращаем на режим, боремся с перевозбуждением и волнением, рекомендуем укладывать ребенка раньше, давать ему выспаться.
❗️После родов (и непосредственно перед) не стоит менять место сна, привычки на засыпание и режим. Если мама успела сделать это заранее – хорошо. Если не успела, лучше оставить все как есть.
❗️Важно закладывать больше времени на ночной ритуал.
❗️Маме необходимо проводить больше времени со старшим, давать именно активного и адресного бодрствования. Соблазн сосредоточиться целиком на малыше есть, но это неправильно.
❗️ Стоит продумать место для сна старшего. Ребенок должен спать в комфортной обстановке.
❗️Болезни и возрастные кризисы могут негативно отразиться на качестве сна. Поэтому лучше заранее продумать плач действий, если кто-то из детей приболел или бьется в истерике.
❗️Позже детей можно поселить вместе в одной комнате. Но убедитесь, что они не мешают друг другу.
3. Психологический фактор – детская ревность
Детская ревность – естественная форма или способ переживания старшим ребенком рождения младшего.
Что меняется в жизни старшего?
- мама физически пропадает на какое-то время – роды, врачи и т.д.;
- мама уделяет ему меньше времени;
- появляется другой ребенок, роль которого в жизни не вполне понятна;
- часть вещей старшего начинает принадлежать младшему;
- новорожденный часто мешает своими криками, плачем и пр.;
- собственное будущее перестает быть ясным.
Убрать или отменить детскую ревность теоретически невозможно, она обязательно будет. Чем меньше разница в возрасте между детьми, тем больше и жестче будут проявляться переживания.
Практически всегда детской ревности сопутствует агрессия старшего по отношению к младшему. Первое и главное, что должна понимать мама – проявления агрессии неизбежны, естественны, ругать ребенка за них нужно очень осторожно. Причина агрессии заключается в том, что ребенок ревнует маму к младшему, соответственно, ругань воспринимается им как подтверждение худших подозрений.
Можно подготовиться к рождению малыша и тем самым уменьшить тот эффект, который произведет на старшего появление младшего.
Психологическая подготовка к появлению малыша:
✅ Главная задача мамы – не предъявлять завышенных требований к старшему.
✅ Не стоит говорить про появление братика или сестрички сильно заранее, иначе ребенку придется слишком долго ждать (успеет придумать себе, непонятно что). Оптимальный срок начала подготовки – за 3 месяца до ПДР.
✅ Нужно рассказывать как можно больше про малыша. Снимать завышенные ожидания (не сможет сразу играть, будет плакать и много спать и т.д.), убирать негативные ожидания (мама никуда не денется, любит, будет играть). Важно объяснить, почему малыша придется все время носить на руках.
✅ Желательно, чтобы к появлению младшего ребенка старший научился ходить на горшок, есть и пить. Хорошо, если старший уже отучен от соски/бутылочки, иначе будет все время забирать их у младшего.
✅ Если вещи старшего переходят к младшему, стоит заранее вывести их из использования. В любом случае не стоит отдавать все вещи. Необходимо подчеркивать различия между детьми, особенно если дети погодки.
✅ Если разница между детьми достаточная, можно вовлекать старшего в подготовку, выбирать вместе вещи, рассказывать о том, чего ждать, а чего не стоит ждать.
✅ Нужно рассказывать ребенку о том, как хорошо быть старшим – что ему уже можно делать, а младенцу еще нельзя.
✅ По возможности (и по желанию самого ребенка) можно привлекать старшего к дневной рутине.
✅ Можно одновременно с родами подарить куклу, предложить поиграть «в маму или папу».
✅ Обязательно проговаривайте с ребенком неприятные ситуации, чтобы у него не закрепилось нежелательное поведение. Учите его проживать свои эмоции и поддерживайте его в этом.
Вам могут пригодиться наши публикации:
Архитектура дня: как грамотно выстроить распорядок активностей ребенка для быстрого засыпания
Поиск окна в сон, или как быстро уложить спать новорожденного
Как научиться быстро успокаивать новорожденного
"Экологичное" или правильное проживание эмоций: как научить этому детей старше года
Обучение самозасыпанию: в каком возрасте начинать и какой способ выбрать
Расскажите, как организован сон с несколькими детьми в вашей семье?
Мы рассказываем о тонкостях и тайнах детского сна - от сонных аксессуаров и способа организации до подходящего по возрасту режима. Подписывайтесь на наш канал и рекомендуйте нас всем своим знакомым, чтобы выспавшихся семей стало больше!