«Náshorn» («носорог»), полное название — 8.8 cm PaK 43/1 auf Geschützwagen III/IV (Sf) — германский истребитель танков (ИТ) периода Второй мировой войны, средний по массе.
Механизация тяжёлого вооружения
Вопросом механизации тяжёлой артиллерии немецкие военные озаботились ещё в конце 30-х годов. Тогда речь шла о создании «самоходных лафетов» для перевозки тяжёлых орудий, целью для которых должны были стать оборонительные сооружения. Для таких машин часто использовалось обозначение Betonknacker, «истребитель ДОТов». Разработкой подобных установок занимались две компании — Krupp и Rheinmetall-Borsig. Поначалу серьёзных успехов на этом поприще немцам достичь не удалось. Ни Pz.Sfl.IVa, ни Pz.Slf.V в крупную серию так и не пошли. Машины получили очень мощные орудийные системы, но платой стала низкая подвижность. Да и вместо вражеских укреплений основными целями для подобных машин оказались вражеские тяжёлые танки.
Новый всплеск интереса к теме «самоходных лафетов» появился в начале 1942 года в связи с развитием немецкой противотанковой артиллерии. Увеличение её калибра и огневой мощи влекло за собой рост размеров и, что ещё хуже, боевой массы. В то же время подвижность для противотанковой артиллерии являлась очень важным параметром. Если 3.7 cm Pak спокойно можно было таскать по полю расчётом из пары-тройки человек, то даже 5 cm Pak 38 требовала гораздо больше усилий. Для облегчения перевозки силами расчёта у этой противотанковой системы появилось специальное колёсико. Весной 1942 года началась эксплуатация 7,5 cm Pak 40. Это орудие позволило достаточно уверенно бороться с советскими тяжёлыми танками, но весило около полутора тонн. Штатный расчёт из 8 человек перетаскивал эту пушку по полю с трудом.
И это был далеко не предел. В июне 1942 года военные заговорили о том, что вермахту не повредила бы противотанковая пушка калибра 88 мм с лучшими характеристиками пробития, чем у зенитной пушки Flak 18. Первым таким орудием стала 8.8 cm Flak 41, разработанная Rheinmetall-Borsig. Выдающиеся характеристики пробития этой пушки сочетались с боевой массой 8 тонн.
Понимание того, что такое противотанковое орудие будет иметь низкую подвижность на поле боя, пришло к немецкому командованию быстро. Но буксируемые системы были сравнительно дёшевы, что позволяло массово насыщать ими войска. Тем не менее на совещании 23-25 июля 1942 года, которое проводил рейхсминистр вооружений и боеприпасов Шпеер, был поднят вопрос о подходящем самоходном шасси. К тому моменту Rheinmetall-Borsig работал над самоходным лафетом, предназначенным для установки 149-мм гаубицы sFH 18. Вполне логично выглядела идея разработать вариацию этого же шасси для установки на нём 8.8 cm Pak 43.
Правда, к тому моменту дизайн Pak 43 ещё не был окончательно утверждён, да и у Krupp имелись свои виды на то, как должна выглядеть самоходная установка подобного типа. Этим концерном был предложен переработанный вариант Pz.Sfl.IVc, шасси с весьма бурной и печальной судьбой. Поначалу его разрабатывали как истребитель ДОТ-ов, но до изготовления опытной машины дело не дошло. Перепроектированный вариант предполагал использование 8.8 cm Pak 43 с немного изменённым орудийным щитом. Работы над этим проектом дошли до стадии изготовления полноразмерного макета, но и он не был построен в металле. К тому моменту, когда макет построили, работы по шасси Rheinmetall-Borsig подходили к концу, да и Гитлер был настроен иметь одну базу для двух тяжёлых орудий.
Разработка истребителя танка на шасси s.Sfl. auf Pz.Kpfw.III/IV Fg.St., как оно первоначально называлось в документах, легла на Alkett. Это предприятие в Шпандау, пригороде Берлина, являлось подразделением Rheinmetall-Borsig. Стоит отметить, что достигнутый прогресс по шасси, упоминавшийся выше, относился к Geschützwagen für sFH 18/1. Планов строить опытный образец истребителя танков не было, поскольку база обеих машин была одинаковой.
При проектировании шасси за основу был взят средний танк Pz.Kpfw.IV. В финальном варианте шасси, известном как Geschützwagen III/IV, ведущие колёса и элементы трансмиссии брались от Pz.Kpfw.III. Это упрощало производство на Alkett, где собирали самоходные установки StuG 40. Для получения просторного боевого отделения, расположенного в кормовой части, двигатель и систему охлаждения пришлось сместить в центральную часть шасси, что сильно осложнило обслуживание моторного отделения. Для обеспечения притока воздуха по бортам появились большие воздухозаборники. Конструкция рубки и отделения управления также были позаимствованы у Geschützwagen für sFH 18/1. Изменять пришлось только передние листы рубки. Такой же, как у Geschützwagen für sFH 18/1, осталась и толщина брони.
Очень похожей оказалась и конструкция орудийной установки. Качающаяся часть 8.8 cm Pak 43 L/71 (данная версия получила обозначение Pak 43/1) ставилась на специальную тумбу. Спереди орудие прикрывалось массивной бронировкой. Поскольку орудие имело унитарное заряжание, экипаж уменьшился до 5 человек. Боекомплект составил 40 патронов. В машине находился пулемёт MG 34 и 2 пистолета-пулемёта MP 40, которые использовались для обороны от пехоты противника. Машина получилась на 2 тонны тяжелее Geschützwagen für sFH 18/1 — её боевая масса составила 24 тонны. Динамические характеристики ухудшились не сильно, но свою негативную роль увеличение массы сыграло позже.
В январе 1943 года шло бурное обсуждение планов производства новой самоходной установки. За это время появилось аж три варианта обозначения машины. В двух из них в индексе присутствовало слово Hornisse, то есть «шершень». Вариант 8.8 cm Panzerjäger 43/1 (L/71) Hornisse использовался в инструкциях по эксплуатации. Всего же за 1943 год машину обозначали семью названиями! Неудивительно, что чаще использовалось обозначение Hornisse. В конце января 1943 года самоходная установка получила сквозной индекс Sd.Kfz.164, хотя в металле машин этого типа всё ещё не существовало.
Alkett, не пожелавшая строить Geschützwagen für sFH 18/1, более известные как Hummel, от выпуска истребителя танков отказываться не стала. 22 января 1943 года в Дюссельдорфе был подписан контракт на изготовление 420 Hornisse. Первые машины планировалось сдать уже до конца января 1943 года, в марте завод должен был выйти на проектную мощность, строя по 30 машин в месяц. Дополнительный контракт на изготовление 150 Hornisse был подписан в тот же день с Deutsche Eisenwerke AG, Werk Stahlindustie. Первые 5 машин завод сдавал в мае 1943 года, а с июля 1943 и до марта 1944 года здесь планировалось строить по 15 штук. Общий объём выпуска САУ должен был составить 570 машин.
На практике первые 14 машин удалось сдать лишь в феврале. В планы пришлось вносить серьёзные коррективы. На совещании 6-7 февраля 1943 года Гитлер установил более высокий приоритет для Hummel, которые включались в состав батарей при танковых дивизиях. Что же касается Hornisse, то они отходили на второй план. Deutsche Eisenwerke AG, Werk Stahlindustie так и не выпустила ни одного Hornisse, полностью переключившись на производство Hummel. Alkett пришлось в одиночку выпускать истребитель танков. Темпы выпуска удавалось держать на высоком уровне: 30 САУ было изготовлено в марте, 41 в апреле, по 35 в мае и июне, 44 в июле. Это позволило с конца марта 1943 года начать формировать тяжёлые противотанковые дивизионы.
Различные изменения в конструкцию машин вносились ещё на старте производства. Самые первые Nashorn имели воздухозаборники охлаждения тормозов по типу Pz.Kpfw.III Ausf.F. Уже в марте их заменили на более развитые воздухозаборники. Всего за март было внесено не менее пяти различных переделок.
В апреле 1943 года, начиная с 51-й машины, вместо телескопического прицела ZF 3×8 стал ставиться перископический прицел Sfl.ZF.1a. В мае толщина орудийного щита увеличилась с 10 до 15 мм, тогда же с САУ убрали правую фару. Важным изменением стала переделка крепления орудия по-походному. Теперь его можно было отсоединить прямо с места механика-водителя, что было удобно в случае внезапного появления противника. Кроме того, в мае появилось своеобразное полукольцо за подвижной бронировкой системы. Как и Hummel, в июне 1943 года САУ Hornisse лишилась глушителя.
В августе производство Hornisse сильно «просело». За этот месяц было сдано всего 16 машин, в сентябре 27. Ситуация выправилась в октябре, когда удалось сдать 42 машины. 23 и 26 ноября 1943 года завод Alkett подвергся массированной бомбардировке. Британскому Бомбардировочному командованию удалось нанести заводу очень серьёзный урон. Часть цехов была уничтожена. Производство удалось частично перенести на другую площадку, за ноябрь были построены 24 машины. В декабре было произведено 37 машин, на этом производство встало. Всего за 1943 год удалось сдать 345 машин данного типа.
Тяжёлая ситуация после бомбардировки завода привела к тому, что постепенно выпуск Hornisse в Шпандау сворачивался. Последние 25 самоходных установок данного типа сдали в феврале 1944 года. Таким образом, всего завод Alkett построил 370 таких САУ с серийными номерами шасси 310001-310370. Несмотря на все проблемы, недобор, по сравнению с первоначальным планом производства, составил всего 50 Hornisse.
Производство истребителей танков Hornisse могло прекратиться и без английских бомбардировок. Опыт применения этих САУ летом-осенью 1943 года не внушил немецкому командованию особого оптимизма. У машины не было ни бронирования StuG 40, ни подвижности Pz.Sfl.IVc. Предполагалось, что вместо Hornisse будет выпускаться Jagdpanther. Но на этот раз здравый смысл победил: лучше иметь не самую лучшую противотанковую САУ, чем не иметь их совсем. Jagdpanther вплоть до осени 1944 года выпускалась в мизерных количествах, в итоге так и не став полноценной заменой для Hornisse.
В результате возникла здравая идея продолжить выпуск старых машин, тем более что резервная площадка для этого имелась. Ещё 22 мая 1943 года с Deutsche Eisenwerke AG, Werk Stahlindustie был подписан контракт SS 210-8911/43 на выпуск 2064 машин на шасси GW III/IV. Производство Hornisse переносилось на мощности Werk Teplitz-Schönau в чешской Теплице. Первые 25 орудий прибыли туда в феврале 1944 года, но реально производство началось в апреле, когда было сдано 20 машин.
Предполагалось, что в Теплице построят всего 100 таких машин, и поставки завершатся в июне 1944 года. К этому времени ожидались массовые поставки Jagdpanther, да и выпуск Hornisse отъедал ресурсы для постройки необходимых вермахту Hummel. Тем не менее за 1944 год Werk Teplitz-Schönau построил 108 машин. 6 июня 1944 года 6-й отдел Департамента вооружений использовал в их отношении обозначение Nashorn, то есть «носорог». Оно использовалось и раньше, но на сей раз было утверждено официально. Правда, иногда в документах она по-прежнему обозначалась как Hornisse. Индекс машины менялся ещё пару раз, но обозначение Nashorn прижилось окончательно. Оно часто использовалось в переписке.
Остановленное в декабре производство Nashorn возобновилось с января 1945 года. Всего до марта 1945 года было построено ещё 16 машин. В марте 1945 года предполагалось, что из 430 шасси G.W.III/IV 180 пойдёт на выпуск Nashorn. Планы эти, впрочем, так и не были реализованы, в том же месяце выпуск всех САУ на заводе Werk Teplitz-Schönau прекратился. Всего здесь выпустили 124 Nashorn с серийными номерами в диапазоне 310371-310500. Стоит отметить, что, в отличии от Hummel, ни переделанной рубки отделения управления, ни изменённых воздухозаборников на истребителях танков так и не появилось.
Двигатель и трансмиссия
Компанией "Алкетт-Борзингвальде" по требованию управления вооружений был разработан корпус, имеющий такую же ширину, что у танка PzKpfw III. Компоненты и агрегаты новой самоходной артиллерийской установки, включая ведущие колеса, дифференциалы и трансмиссию, были взяты от PzKpfw III. Двигатель с системой охлаждения, радиаторы, глушитель – от среднего PzKpfw IV модификации F. Поддерживающие и опорные катки, траки гусениц ленивцы, также были заимствованы у "четверки". Двигатель "Майбах" HL120TRM (12-цилиндровый, объем 11867 см3, V-образный, развал цилиндров 60 градусов, четырехтактный, карбюраторный, мощность при 3 тыс. об./мин 300 л.с.) устанавливался в центральной части корпуса. "Настил" над двигателем максимально усилили для размещения артсистемы около центра тяжести самоходки.
Однако из-за нового целевого назначения проектируемой самоходки некоторые агрегаты пришлось проектировать заново. Конструктивные отличия описывались в руководстве по эксплуатации самоходной артиллерийской установки.
Воздуховод
Воздуховод ("Kuehllufifuehrung"): для охлаждения двигателя воздух забирается через заборное окно, выполненное в левом борту и, минуя расположенный под наклоном с левой стороны двигателя радиатор и собственно двигатель, выводится через выполненное в правом борту отверстие. Подачу воздуха осуществляют два вентилятора, находящиеся с правой стороны от двигателя. Механик-водитель САУ осуществлял регулировку отверстия воздухопритока.
Стартер
Инерционный стартер ("Schwung-kraftanlasser") установленный слева от двигателя связывался с валом через установленное на задней стенке противопожарной перегородки устройство ("Аndrehklaue"). Инерционный стартер предназначался для запуска двигателя САУ в аварийных ситуациях. Инерционный стартер приводился в действие за счет мускульной силы экипажа посредством размешенного в боевом отделении кикстартера.
Бронирование танка
Оригинальным было бронирование орудийного щита и рубки. Толщина бронелистов в корме и бортах составляла 10 миллиметров, что давало экипажу самоходки защиту от мелких осколков и не бронебойных пуль. Изначально листы рубки в корме и по бортам должны были изготавливаться из 20-миллиметровой, а в лобовой части из 50-миллиметровой стали "SM-Stahl". Однако для экономии массы 30-миллиметровые закаленные бронелисты использовали только в лобовой части корпуса самоходки.
Вооружение
В рубке САУ с верхней частью лафета монтировалась 88-миллиметровая артиллерийская система "Раnzerjaegerkanone" 43/1 длина ствола которой составляла 71 калибр (88 см Рак43/1 - L/71). Конструктивно данная артсистема была идентична буксируемой 88-миллиметровой ПТП Рак43/41. Однако орудийный щит имел скругленную форму, что обеспечивало поворот системы внутри рубки. Рекуператор был установлен над стволом, а накатник – ниже. По бокам пушки были расположены контрбалансировочные цилиндры. Сектор наведения в вертикальной плоскости – от -5 до +20 градусов. Угол наведения в горизонтальной плоскости составлял 30 градусов (в каждую сторону 15 градусов).
Боекомплект
Штатный боекомплект 88- миллиметровых противотанковых пушек Рак 43/1 и Рак 43:
- Pz.Gr.Patr39/1 - бронебойно-трассирующий снаряд;
- Pz.Gr.Patr.39/43 - бронебойно-трассирующий снаряд;
- Spr.Gr. Flak 41 – осколочная граната (старого образца);
- Spr.Gr.Patr.43 – осколочная граната;
- Gr.39 HL – кумулятивный снаряд;
- Gr.39/43 HL – кумулятивный снаряд.
Боевое применение САУ "Насхорн"
560-й тяжелый дивизион истребителей танков, участвовал в операции"Цитадель" в составе 42-го армейского корпуса и даже не потерял ни одной самоходки безвозвратно. Батареи дивизиона поддерживали действия 39-й, 161-й и 282-й пехотных дивизий Вермахта. Но уже в августе боевые потери 560-го отдельного дивизиона составили 14 машин, из них несколько САУ в качестве трофеев досталось советским войскам. На восполнение потерь прибыли: пять машин - 3 сентября, пять - 31 октября и пять - 28 ноября Последнее пополнение мат-части — четыре самоходки - состоялось 3 февраля 1944 года.
К концу 1943 года по данным штаба 560-го дивизиона экипажи самоходок части за все время боевой деятельности уничтожили 251 танк противника.
4 февраля 1944 года дивизион получил приказ максимально быстро отойти в тыл, откуда его бы могли перебросить в Мила у для перевооружения новыми САУ - "Ягдпантерами". Согласно рапорта от 1 марта 1944 года боевые потери части за период действия в составе 57-го танкового корпуса составили 16 самоходок "Хорниссе". В конце апреля 560-й дивизион был полностью перевооружен истребителями танков "Ягдпантера".
В оборонительных боях восточнее Орла с 11 по 27 июля 1943 года принимала участие 521-я батарея 655-го дивизиона истребителей танков. 27 августа боевой опыт подразделения был обобщен в специальном отчете.
К началу участия в боевых действиях в батарее имелось 4 офицера, 28 унтер-офицеров, 188 солдат, 13 тяжелых САУ Sd.Kfz.l64 "Хорниссе", три зенитные установки "Flak-Vierling". Это подразделение входило в состав 34-го армейского корпуса группы армий "Центр", а с 11 по 27 июля 521-я батарея участвовала в боевых действиях.
За две недели боев самоходками были уничтожены один танк КВ-2, 19 танков KB, один танк американского производства М3 "Генерал Ли", 30 танков Т-34, один танк Т-60, пять танков Т-70, одна реактивная система залпового огня на гусеничном шасси, три грузовика, один танк МКII "Матильда II" выведен из строя.
Немецкие потери материальной части составили два истребителя танков "Хорниссе", один "Маультир" и Kfz.l. Убиты один командир машины и один наводчик, еще один командир машины пропал без вести; ранены два офицера, шесть унтер-офицеров и 20 солдат.
Для самоходных орудии типа "Хорниссе" эффективней в бою следующий тактический прием: САУ Sd.Kfz.164 должна действовать из замаскированных укрытий, отражая наступление танков противника.
Удачным примером послужил бой, проведенный одним взводом самоходных орудий 521-й батареи 13 июля 1943 года. Тогда с хорошо замаскированной позиции взвод "Хорниссе" подбил без потерь со своей стороны 12 танков KB и четыре Т-34, невзирая на то, что атака советских войск поддерживалась атаками с воздуха.
Когда неподвижные танки противника использовались в качестве артиллерийских огневых точек, успеха можно было добиться только после выполнения самой тщательной разведки в пешем порядке и только внезапной стрельбой с короткой дистанции, на которую самоходное орудие "Хорниссе" выходило скрытно. После проведения скоростного "огневого налета" самоходка вновь пряталась в укрытие.
Примером таких действий являлся бой, проведенный батареей 23 июля. В момент крайне опасного продвижения танков и пехоты противника во фланг и тыл гренадерского полка, батарея спустилась в ложбину и после выполнения пешей разведки заняла огневые позиции, с которых подбила по одному танку KB и Т-34. Таким образом, продвижение советских войск удалось на время приостановить.
Всего же с 1943 по 1945 годы из запланированных к постройке 500 машин по немецким данным было выпущено 494. Можно сказать, что программа выпуска "Насхорнов" была почти выполнена. На 1 февраля 1945 года в войсках еще находилась 141 машина этого типа, а к 10 апреля - в войсках осталось 85 самоходных орудий Sd.Kfz.l64."Насхорн".