Найти в Дзене
Хохлов Сабатовский

Правда ли снято одним кадром? Раскрываем секреты съёмки «1917»

Оглавление

Драматический фильм «1917» британского режиссёра Сэма Мендеса о Первой мировой войне — это история о двух младших капралах английской армии Блейке и Скофилде, которые получают задание передать приказ об отмене наступления полковнику Маккензи.

Вся загвоздка в том, что добираться до расположения частей полковника придётся через ещё не разведанную вражескую территорию и быстро, поскольку наступление грозит смертельной засадой.

Таким образом, мы получаем классический сюжет «Фродо должен бросить кольцо в вулкан» — то есть, движущей силой сценария «1917» выступает необходимость попасть из точки А в точку Б как можно быстрее и любой ценой.

Посмотрим, как этот классический сюжет создателям удалось показать таким образом, что фильм быстро стал столь обсуждаемым.

Замысел и концепт

Каким образом визуально подчеркнуть постоянное напряжение героев, которые передвигаются через занятую немецкими войсками территорию?

Зритель должен ощущать, что в любую секунду может произойти всё, что угодно, потому что вокруг — война и хаос. Если не добиться мощного эффекта присутствия — сюжет драмы не произведёт столь масштабного впечатления, на которое рассчитывал режиссёр, знающий толк в больших и ярких постановках (Мендес снял «Координаты «Скайфолл», «Красота по-американски»).

Мендес понимал насколько важно погрузить аудиторию в атмосферу тревожности войны — он хотел чтобы искушённый голливудскими перестрелками зритель вздрагивал от одного единственного выстрела.

В этой связи было выбрано уникальное для военных картин решение — снимать одним непрерывным планом весь фильм, а монтажные склейки скрыть и сделать максимально незаметными для зрителя.

Аудитории картина подается как длинный непрерывный кадр, во время которого камера на протяжении двух часов следует за героями практически не упуская их из виду.

-2
«Я решил, что события фильма будут происходить в реальном времени. Каждый вздох наших героев является неотъемлемой частью нашей истории, которую мы сняли единым кадром, чтобы зритель мог лучше это прочувствовать», — говорит Мендес в интервью.

Оператор Роджер Дикинс сначала не был уверен в том, что задача реализуема.

«Я думал, что это опечатка, что это несерьзёно, но стоило мне прочитать сценарий, я понял, что готов взяться за работу»

Рассказывал оператор картины Роджер Дикинс, который до этого снял множество фильмов братьев Коэн, а за визуальные решения «Бегущего по лезвию 2049» получил Оскар.

-3

Съёмки на уровне хореографии

Так как весь фильм — это передвижение героев по местности (в узких траншеях, степи, воронках от бомб), Дикинс предпочёл выбрать одну из наиболее миниатюрных кинокамер — Arri Alexa LF.

-4

Работа с камерой была крайне сложной. В интервью Дикинс рассказывает, что несколько сцен снимали следующим образом: камера была установлена на кран высотой 15 метров, после чего, прямо во время движения актёров, её «перехватывали» и надевали на другой кран, который был прикреплен к грузовику.

Роль «перехватчиков» исполняли как актёры массовки (см. кадр ниже) и второго плана (за что им доплачивали), так и техники, рассказывал Дикинс.

-5

Они быстро перебегали на нужную точку и устанавливали камеру на кран грузовика, который «подхватывает» ракурс и продолжает съёмку сцены (таким образом снималась главная сцена картины).

-6

Подобные съёмки не могли бы быть успешными без должной подготовки.

Вся хореография движения камеры была очень точно выверена заранее. Оператор лично проверял каждый задуманный ракурс, следуя за актёрами с обычным фотоаппаратом во время репетиций.

-7

Более того, из-за сложности задумки визуального исполнения картины «1917» авторам (скрипт написан Сэмом Мендесом и Кристи Уилсон-Кэрнс) пришлось составить две версии сценария.

Один из них — традиционный киносценарий с диалогами, описаниями и различными указаниями.

У второй версии была задача расписать каждое движение камеры, учитывающее как перемещение актёров, так и съёмочной группы.

Режиссёр совместно с оператором нарисовал подробные схемы и траектории, которые необходимо было проработать, отрепетировать и в случае чего — исправить.

Для опытного оператора, которому на момент съёмок фильма уже было 70 лет, подобный опыт, который он называет «дотошной хореографией» был волнующим.

Все сцены «1917» сняты с использованием различных систем стабилизации. Применялись и краны, и компактные ручные системы, которые позволяли снимать в тесных траншеях, и даже дрон (на него была снята сцена падения героя с водопада).

-8

Вот пример использования ручного стабилизатора во время съёмок картины:

-9

Ключевым моментом в организации съёмок стала отработка движений камеры.

«Операторы, техники и актёры должны работать слаженно как единый механизм. Подобная синхронность потрясёт даже искушённого зрителя», — говорит Мендес в промо-ролике к фильму.

В нём нам показывают сам процесс того, как техники снимают камеру с крана не прерывая съёмки.

На кадре ниже — камера установлена на кран, который завершил вертикальное панорамирование.

Два техника (слева и справа от камеры) уже держат рукоятки стабилизатора, на который установлена Arri Alexa LF.

Спереди видно фигуру актёра.

-10

Кран ещё немного продолжает двигаться прямо, после чего техники перехватывают камеру и продолжают движение самостоятельно.

-11

И вот уже техники бегут с камерой за актёром, который всё глубже погружается в полыхающий город.

-12

В фильме используется множество подобных комбинаций методов съёмки, основная сложность которых заключалась в том, что кадр нельзя прерывать.

Ещё об одной из них рассказывает сам Мендес:

«Сначала оператор сам несёт камеру. Потом цепляет её на трос».
-13

Это сделано для того, чтобы камера смогла взять ракурс над болотом, в которое спускаются главные герои.

На кадре ниже видно, что камера, установленная на кран, который в свою очередь закреплён на тросы, даёт тень на мутную воду.

Буквально в нескольких сантиметрах от воды Alexa LF будет скользить, запечатлевая, как герои аккуратно идут вдоль болота.

-14

Конечно же в фильме есть склейки. Но сделаны они филигранно и очень продуманно. Зритель, который не пришёл на фильм с целью вычислить все монтажные приёмы, их практически не заметит (очевидные склейки через темноту, предметы, быстрое панорамирование в фильме используются считанные разы).

Кроме исключительно длинных планов фильм выделяется использованием по большей части естественного освещения.

«Когда оператор бежит через окопы и снимает в панораме 360 градусов — источник света попросту негде разместить. Съёмки шли в реальном времени, поэтому если сцена начиналась в облачную погоду — в облачную погоду она и должна была закончиться», — рассказывал Роджер Дикинс.

По его словам, съёмки часто останавливались из-за того, что погодные условия не соответствовали задумке. В такие моменты съёмочная группа «переключалась» в режим репетиций в ожидании нужной погоды.

-15

Конечно, для ночных сцен использовался искусственный свет. В особенности для того, чтобы показать разбитый бомбардировками город.

В бэкстейдже к съёмкам фильма можно заметить большие панели, которые применялись для визуализации ещё не угасшего после бомбардировок пламени.

-16

В целом, фильм «1917» — отличный пример симбиоза новых высокотехнологичных методов съёмки и смелой идеи, которые дополняют друг друга.

В интервью оператор Роджер Дикинс подчёркивает, что никогда не использовал технологии ради технологий. Их применение должно решать конкретную задачу, которая работает на увеличение вовлечённости зрителя.

Этот принцип — один из ключевых, которые стоит держать в уме начинающему киноделу во время препродакшна и подготовки к съёмкам.